- Следы Публикаций
Коллектив медиков: «Ж/д больницу хотят закрыть нашими же руками»
В ноябре прошлого года «СП» писала об акции протеста сотрудников бельцкой железнодорожной больницы, которой, по их мнению, грозило полное закрытие. Руководство Молдавской железной дороги (МЖД) заверило тогда медперсонал, что это временно и с окончанием отопительного сезона стационар вновь заработает. В августе в редакцию «СП» пришло письмо от коллектива медучреждения, в котором сообщается, что ситуация не изменилась.
Медперсонал: «Кончается лето, а воз и ныне там»
Приводим письмо сотрудников больницы в сокращении:
«За последние 5 лет неоднократно по инициативе работников Узловой железнодорожной больницы ст. Бэлць в СМИ поднималась проблема закрытия этого медицинского учреждения. Смысл происходящего состоит в том, что руководство госпредприятия "Молдавская железная дорога" пытается закрыть больницу, однако делать это законным способом не хочет, а пытается добиться своих целей чужими руками, то есть руками самих же работников, создавая невыносимые условия труда и нервозную обстановку в коллективе.
Надеясь на то, что люди сами разбегутся, руководство МЖД зарплаты урезало ниже минимальной суммы, гарантированной законом, да и ту задерживают по 3–4 месяца. Уже несколько лет больницу не обеспечивают элементарными медикаментами и расходными материалами. Медперсонал пользуется тем, что осталось от гуманитарной помощи, и тем, что приносят сами пациенты.
Начальник медицинской службы МЖД отказал в продлении договора с Национальной компанией медицинского страхования, что резко сократило число пациентов и, соответственно, доходы больницы. Как следствие, появились долги за коммунальные услуги.
Вместо того чтобы дать возможность больнице иметь доходы, в 2015 году приказом замначальника МЖД отключили стационар больницы от сетей водоснабжения и отопления, чем спровоцировали его закрытие.
Постоянно заставляют главного врача издавать незаконные приказы о закрытии подразделений, а медперсонал вынуждают писать разные заявления, суть которых сводится к отказу от получения заработной платы полностью или частично. Любая проверка на предприятии легко выявит грубейшие нарушения Трудового кодекса и других законодательных актов.
Стоит отметить, что в 70-е годы прошлого столетия больничный комплекс строился силами самих железнодорожников, которые работали безвозмездно на возведении двух корпусов больницы. Однако несколько лет назад один из корпусов оказался в частной собственности, и теперь там размещается центр "Магнифик". Подобная участь ждёт и оставшийся последний корпус железнодорожной больницы.
Уже неоднократно здесь бывали г-жа Булига (экс-министр труда, соцзащиты и семьи), а также иностранные граждане с целью осмотра имеющейся недвижимости. Работники больницы не верят больше словам руководства о том, что больницу не продадут. Находясь с визитом в больнице, один из вышестоящих руководителей проговорился, что "больницу не продадут задёшево", то есть всё-таки есть цель продать.
Чего стоят слова и обещания руководства МЖД, вы можете убедиться сами. В ноябре 2015 года в "СП"(№ 46) замдиректора МЖД по социальным вопросам и планированию Юрий Обор заверил всех, что стационар закрыт не навсегда, а только на отопительный сезон, после чего его снова разрешат открыть.
24 ноября 2015 года советник директора МЖД по экономике Василе Китороагэ, побывав в больнице, подтвердил, что, как только холодный период пройдёт, всё вернётся на свои места. Кончается лето, а воз и ныне там — стационар закрыт, и во всём виноват, как всегда, стрелочник, то есть мы, персонал больницы.
Не хочет вышестоящее руководство заниматься своими обязанностями по обеспечению функционирования больницы. Им проще и интереснее чужими руками всё развалить, только вот не знают как. Много способов уже перепробовали, но коллектив больницы пока не поддаётся на провокацию.
Помещения стационара остаются опечатанными. Когда он откроется — неизвестно.
Никто из руководства МЖД не соизволил появиться на протесте железнодорожников севера республики 3 июля по поводу задолженностей по заработной плате. Нас и слушать не хотят. Может, считают, что простые работники — это быдло, с которым не стоит разговаривать.
В то же время по всем телеканалам, принадлежащим одному из деятелей демпартии, генеральный директор МЖД Юрие Топалэ, кстати, тоже член этой партии, лицемерно заявляет, что он рассчитался по зарплате со всеми железнодорожниками. Наверное, по себе судит и, видимо, получает зарплату, сопоставимую с фондом оплаты труда всех работников больницы».
Завотделением хирургии: «Больницы уже почти год как не существует»
Заведующий отделением хирургии Николай Капчек считает, что учреждение фактически потеряло статус больницы одновременно с закрытием стационара.
«Больница состоит из поликлиники, стационара и вспомогательных лечебных кабинетов. Если нет стационара, это уже не больница. Это может называться амбулаторией, поликлиникой, но никак не больницей.
Я сейчас числюсь заведующим хирургическим отделением железнодорожной больницы, то есть официального приказа о закрытии стационара нет. Но и возможности работать тоже нет. Меня, действующего хирурга, кинули из стационара в поликлинику, как какой-то ненужный элемент. Никто меня не ознакомил с каким-то приказом, по которому было бы понятно, что я временно перевожусь в поликлинику, никто не познакомил меня с тем, чем я должен тут заниматься. За одно лето я поменял три кабинета, как какой-то беспризорник.
Тогда сказали, что стационар откроют сразу по завершении отопительного сезона, только забыли уточнить, какого именно. Мы не работаем, не можем выполнять своих функциональных обязанностей. Фактически мы брошены на произвол судьбы.
Доходит до абсурдного, когда в так называемом дневном стационаре, в котором расположены три койки, троих больных обслуживают три медсестры», — заметил Николай Капчек.
Также собеседник отметил, что руководство железной дороги постоянно кормит их сказками о наступлении лучших времён.
«Нам постоянно обещают: "Ждите до первого числа, тогда будет вам зарплата и будет всё". Дело не в зарплате, дело в том, что они обещали открыть стационар. Я могу подать на них в суд за то, что они ущемили мои права как специалиста высшей категории, целый год не дают практиковать и ничего не объясняют», — сетует хирург.
По его мнению, из создавшейся ситуации есть только один выход: «Если они считают, что им больница не нужна, они должны издать официальный приказ о её закрытии. В таком случае проводится сокращение персонала, они должны со всеми рассчитаться согласно закону и объявить нам, что в наших услугах больше не нуждаются. Они боятся это сделать, потому что боятся какой-то бурной реакции общественности и ждут выборов, чтобы посмотреть, кто возьмёт верх. Как только пройдут выборы, я думаю, всё решится. В какую сторону — не знаю».
МЖД: «Мы не собираемся закрывать больницы»
Мы пытались связаться с руководством ГП «Молдавская железная дорога», но побеседовать удалось лишь с пресс-службой предприятия. В письменном сообщении пресс-службы, согласованном с директором МЖД Юрие Топалэ, указывается, что из-за сложной экономической ситуации, связанной с экономическим кризисом и резким снижением железнодорожных перевозок, предприятие вынуждено сокращать расходы и концентрировать всё свое внимание на областях, которые связаны непосредственно с железной дорогой.
«Мы не собираемся ликвидировать стационары и больницы. Скорее всего, медицинские учреждения, которые находятся на содержании МЖД, перейдут либо на попечительство Министерства здравоохранения, так как это отраслевое министерство обладает специализированными кадрами, либо Министерства транспорта, которое сможет обеспечить нужную финансовую поддержку для содержания больниц.
По поводу зарплат нужно подчеркнуть в первую очередь, что с момента получения мандата нынешнего генерального директора, точнее, с августа 2015 года, зарплаты выплачиваются ежемесячно. Что касается задолженностей, необходимо отметить, что они являются историческими. Вопреки всему, администрация прилагает огромные усилия для улучшения ситуации в данном вопросе», — указывается в сообщении пресс-службы МЖД.
Как сообщил «СП» Николай Капчек, в больнице нет исторических долгов по зарплате, но есть задолженность уже за четыре месяца этого года. Пока с работниками расплатились только за март.
Статья подготовлена в рамках проекта «Транспарентность» на средства гранта, предоставленного Государственным департаментом США. Мнения, заключения и выводы принадлежат авторам и не обязательно отражают позицию Государственного департамента США.
Сергей Паскарь
Фото автора
Материал опубликован в № 33 (1137) «СП» от 10.08.2016.
Если вы хотите продолжить получать честную и объективную информацию на русском и румынском языках, поддержите «СП» финансово на Patreon!
Помогите нам создавать контент, который объективно информирует и способствует положительным изменениям в Молдове. Поддерживая нашу независимость, вы помогаете развитию честной и качественной журналистики в стране.
Кроме того, что вы поможете нам, вы получите приятные бонусы в виде просмотра нашего сайта без надоедливой рекламы, а также подарков с логотипом «СП»: сумок, кружек, футболок и не только.