- Семейная Пара
Замужество не по плану, но на всю жизнь
В этом году бельчане Ольга Филипповна и Алексей Алексеевич Постолатий отметят золотую свадьбу — 50-летие со дня регистрации брака. «СП» встретилась с будущими юбилярами, чтобы узнать секреты их счастливого семейного долголетия.
— Какова история вашего знакомства?
Ольга Филипповна: — Наше знакомство состоялось летом 1966 года. Алексей тогда учился в аспирантуре Селекционно-генетического института в Одессе, он жил в общежитии. А я ходила в это общежитие в гости к подружке. Именно там я ему и приглянулась ... На момент знакомства мне было 23 года, а Алексею — 29.
Алексей Алексеевич: — Ольга приходила к подруге в общежитие не один раз. Мы с ними часто встречались в коридорах. Так я Олю и заметил. Как-то раз мой друг Пётр спросил у меня: «Хочешь с ними познакомиться?» Я ответил утвердительно. Оказывается, Пётя был знаком с моей будущей супругой. В один из дней мы с ним подошли к Ольге. Друг меня ей представил, мы какое-то время прогуливались по парку втроём. Потом Пётр неожиданно вспомнил, что у него в комнате остался включённым чайник. Он побежал его выключать. Мы с Ольгой остались одни, у нас нашлись общие темы для бесед. Вот так чайник закипел и кипел, кипел и продолжает кипеть. (Смеются оба.)
— Что вас тогда привлекло друг в друге?
О. Ф.: — Алексей мне понравился своей внешностью. Честно говоря, я давно его заприметила во время визитов к подружке. Даже говорила ей, мол, обрати внимание на этого парня, познакомься с ним, но она постоянно отказывалась.
А. А.: — Оля привлекла меня своей непосредственностью, весёлостью... Знаете, трудно объяснить, чем именно она меня тогда привлекла. Наверное, это и есть настоящее чувство, когда не можешь объяснить его причину.
— Как и когда вы решили пожениться?
А. А.: — К 29 годам мне уже пора было жениться. В моей жизни так случилось, что много лет я провёл на целине, там же, в Целинограде (сегодня — город Астана), получил высшее образование. Годы шли, надо было обзаводиться семьёй, тем более девушка мне очень понравилась. Да и родители мои постоянно спрашивали, когда я наконец-то женюсь.
Мы встречались с Олей всего пару месяцев, когда я предложил ей выйти за меня замуж. Она согласилась не сразу...
О. Ф.: — Да у меня и в планах-то не было замужества. Выйти замуж за Алексея меня убедил мой старший брат Евгений, который мне практически заменил отца. Помню, брат мне сказал: «Ты чего носом вертишь? Выходи замуж. Парень хороший, достойный». Так я и согласилась выйти за Алексея.
А. А.: — В конце ноября 1966 года мы с Олей подали заявление в Одесский загс. Пришлось отстоять длинную очередь, так как там было много желающих создать семью. Нам дали месяц на раздумья, как и полагается по закону. Роспись была назначена на 29 декабря. В тот день мы пришли с несколькими друзьями и родными в загс, дождались своей очереди и стали законными мужем и женой.
О. Ф.: — На регистрацию я пришла, как и полагается невесте, в свадебном платье, которое мне накануне пошила знакомая портниха. У меня и фата была маленькая, которую мы смастерили из наручного браслетика (он заменил диадему) и белой ткани. Жених был в строгом костюме.
— Какой была ваша свадьба?
А. А.: — Первую свадьбу — студенческую — мы праздновали на следующий день, 30 декабря. Свадьба проходила в клубе Селекционного института. Там в это же время сотрудники института отмечали новогодний праздник, а в отдельном зале проходил наш свадебный вечер. К сожалению, родители Оли не дожили до этого момента, а мои не смогли приехать по состоянию здоровья...
О. Ф.: — Да, на эту свадьбу из родных приехали только наши братья, также там гуляли все аспиранты, с которыми учился Алексей, сотрудники института. Гулянье было человек на 50. Готовить еду для нашей свадьбы помогали все наши знакомые девочки, они же и накрывали красивый стол. Я тоже помогала накрывать на стол, а когда уже стали приходить гости, быстренько пошла и сменила платье на свадебное.
Семья Постолатий в день регистрации брака. Декабрь 1969 года.
А. А.: — Вторая наша свадьба состоялась в доме моих родителей в селе Большой фонтан Котовского района Одесской области спустя месяц, в конце января 1967 года.
О. Ф.: — Я эту вторую свадьбу очень хорошо запомнила. Приехали мы туда, идём по дороге, везде слякоть, сыро. Я и спрашиваю у мужа: «У тебя мама злая?» Он ответил утвердительно. Тогда я говорю: «Я возвращаюсь назад. Не пойду знакомиться!» Дело в том, что мы хоть и расписались, я всё ещё не была знакома с родителями своего мужа... Потом уже оказалось, что Алексей решил пошутить и напугал меня своей «злой» мамой. На самом деле его родители были просто замечательными людьми, они меня приняли в свою семью, как дочь.
— Как складывалась ваша семейная жизнь дальше?
А. А.: — Когда мы стали семьёй, решили уйти на квартиру в частный сектор. Недалеко от моего института был небольшой одесский район под названием Нахаловка. Там мы и сняли с Олей комнатушку. Когда хозяйка узнала, что скоро у нас будет ребёнок, она попросила освободить комнату. Мы переехали в другой дом, но всё там же, в Нахаловке. В ноябре 1967 года родилась наша старшая дочь Светлана.
Помню, Оля будит меня ночью и говорит, что ей уже пора ехать в роддом. Звоню в «скорую», называю адрес. Диспетчер спрашивает, по какой дороге удобнее подъехать к нашему дому. Объяснил и сказал, что выйду им навстречу. Пошёл встречать «скорую». Стою, жду. Ждал минут 40, а врачей всё нет и нет. Вернулся в дом, а хозяйка говорит, что жену уже увезли в роддом. Узнал у хозяйки, что Олю отвезли в седьмой роддом, и я пошёл утром на работу. Начал расспрашивать коллег, где находится роддом под таким номером. Никто не знал, хотя я спрашивал у коренных одесситов. Оказалось, что этот самый роддом был построен недавно, и о его существовании не все знали. Но адрес я всё-таки нашёл, обратившись в ближайшую поликлинику.
— Как вы оказались в Бельцах?
А. А.: — В 1969 году окончил аспирантуру. При распределении мне предложили поехать в несколько разных мест, но я выбрал Бельцы. Здесь практически сразу нашей семье дали квартиру.
О. Ф.: — Алексей первым уехал в Бельцы обживаться. Мы с дочкой остались в Одессе. Так мы прожили около полугода. Я тогда училась заочно на втором курсе в Киевском торгово-экономическом институте, куда поступила после окончания Одесского техникума общественного питания. Было трудно: и семья, и маленький ребёнок, и учёба. Решила бросить институт. Но одна знакомая мне сказала: «Ты должна учиться. У тебя муж будет кандидатом наук, а ты кто такая будешь рядом с ним без образования? Иди учись, сдавай сессию, а я буду сидеть с ребёнком». И я продолжила учёбу.
А. А.: — Совместную жизнь мы начинали так: чемоданчик с вещами у меня, сундучок — у Ольги. Плюс швейная машинка, которая досталась жене от её мамы. Это было всё наше имущество. Когда был аспирантом, получал 100 рублей стипендии — в то время это были весьма приличные деньги.
Приехав в Бельцы, устроился в НИИ «Селекция» на должность младшего научного сотрудника, потом сменил ещё несколько должностей, дошёл до заведующего отделом. В общей сложности на одном предприятии я проработал более 47 лет.
О. Ф.: — Ещё в Одессе я устроилась на работу в военторг. Когда муж переехал в Молдову, то меня перевели в военторг при дивизии, расположенной в Бельцах. Я много лет проработала заведующей офицерской столовой, работала там до самой пенсии. Уже в Бельцах в 1974 году у нас появилась вторая дочка — Татьяна. Семья стала больше.
Сегодня у нас растут три замечательных внука — Владислав, Роман и Глеб, самый маленький, которому всего 7 месяцев. Татьяна с семьёй проживает в Одессе, а Светлана рядом с нами, в Бельцах. Обе дочки получили хорошее образование.
— Поделитесь секретом, как прожить вместе полвека?
О. Ф.: — Прожить много лет вместе прежде всего помогает терпение, которое должно быть у каждого, кто создаёт семью. Надо терпимее относиться друг к другу, надо уважать своего супруга, а он должен уважать жену. В семье оба должны суметь сохранить любовь. Если хоть однажды наплюёшь в душу, то уже ничем это не загладишь.
У нас в семье тоже было всякое: были и трудности, и споры, и ссоры, но мы никогда не оскорбляли друг друга, не унижали. За все наши вместе прожитые годы Алексей ни единого раза не прикрикнул, не повысил голоса на наших девочек.
А. А.: — В наши времена браки по расчёту были крайне редки. В основном люди сходились по любви, подбирая себе пару по нраву. Но, скажу я вам, любовь в семье существует до определённого момента, и если у супругов нет терпения и взаимоуважения друг к другу, то никакая любовь не выдерживает жизненных испытаний. Все трудности он и она должны проходить вместе, рядом.
О. Ф.: — Знаете, если бы к нам вернулась назад наша молодость, я бы вышла замуж за Алёшу сразу, а не раздумывала бы над его предложением!
Виктория Воронцова
Фото из архива семьи Постолатий
Материал опубликован в № 22 (1126) «СП» от 8.06.2016.
Если вы хотите продолжить получать честную и объективную информацию на русском и румынском языках, поддержите «СП» финансово на Patreon!
Помогите нам создавать контент, который объективно информирует и способствует положительным изменениям в Молдове. Поддерживая нашу независимость, вы помогаете развитию честной и качественной журналистики в стране.
Кроме того, что вы поможете нам, вы получите приятные бонусы в виде просмотра нашего сайта без надоедливой рекламы, а также подарков с логотипом «СП»: сумок, кружек, футболок и не только.