- Старейшины Предприятий
60 лет труда на родном заводе!
«СП» продолжает писать о заслуженных сотрудниках бельцких предприятий. Сегодня у нас в гостях Вера Константиновна Иванова, отдавшая без малого 60 лет работе на заводе им. Ленина (ныне АО «Рэут»).
— Вера Константиновна, расскажите, как Вы пришли работать на завод?
— На завод я пришла 1 октября 1956 года, в возрасте 18 лет, сразу после окончания 10-го класса. Родители жили не богато, и мне нужно было идти работать.
Тогда было очень трудно устроиться на завод. Я туда попала по большому блату (улыбается). Там работали мои дядя и тётя, и они, не сумев больше никуда устроить меня, определили в литейный цех.
Проработав около двух месяцев в литейном цехе стерженщицей, я перевелась в другой цех на должность электронамотчицы. Потом работала диспетчером, поступила на заочное отделение в техникум и после его успешного окончания получила должность мастера монтажного участка печатных плат. На этой должности я проработала дольше всего, с неё и вышла на пенсию в 1993 году.
Вышла на пенсию, но с завода не ушла, а продолжила трудиться в бюро пропусков, где проработала ещё почти 23 года, до 1 января этого года, когда бюро расформировали.
Такой Вера Константиновна пришла на завод. Фото из личного архива— Чем Вас привлекла работа на заводе?
— Чем привлекла? Да тем, что это была очень престижная работа. Там трудилось очень много людей, получали хорошую зарплату и вовремя, всё было.
Завод работал для судостроительной промышленности всего бывшего Союза. Мы сотрудничали с Петербургом (тогда ещё Ленинградом), Таганрогом и т. д. Было очень приятно осознавать, что ты делаешь очень важное для всей страны дело.
Когда у нас дома собирались друзья и среди них были те, кто работал в другом месте, то они всегда завидовали белой завистью нам, заводским.
— С какими трудностями приходилось сталкиваться в первые дни Вашей работы и позже?
— Мне, когда я только пришла работать стерженщицей, было очень тяжело. Руки были вечно в графите, жар, дым. Для 18-летней девушки это были невыносимые условия.
Я тогда подумала: «Надо идти в отдел кадров и просить другую работу, ну не могу же я навсегда оставаться здесь». Пошла, попросила. Меня перевели в другое место. Когда появились дети, я уже не могла работать в две смены, как раньше, и меня перевели диспетчером.
Когда работала за станком, то особых трудностей не было. Сиди за станком, следуй чертежам, и никаких сложностей не будет. А когда я перешла уже на должность мастера, у меня была бригада из 25 монтажниц. Вот там уже начались настоящие трудности, так как приходилось работать с живыми людьми, у каждого из которых были свои проблемы, и за каждого надо было отвечать. Нужен был сильный характер — вот там я его и закалила.
— Никогда не возникало желания уйти с завода?
— Нет! Чего-чего, а вот этого уж точно не было никогда. На заводе всегда бурлила жизнь: и рабочая, и общественная. Мне всегда всё нравилось, я всегда поддерживала коллектив, и коллектив никогда не оставался в долгу.
Нравилось и то, что на нашем заводе было всё не только для работы, но и для для самодеятельности, в которой я с удовольствием участвовала: и пела, и танцевала... Хорошее было время.
Мне очень нравилось на заводе, и вот сейчас, когда я оттуда ушла, чувствую себя так, как будто потеряла что-то очень родное для меня.
— Что Вам больше всего запомнилось за долгие годы работы?
— Больше всего запомнился дружный коллектив, который можно было назвать скорее большой семьёй, чем просто коллективом. Мы всегда всё отмечали вместе: и Новый год, все праздники.
Устраивали свадьбы. Помню, работала у нас девушка из бедной семьи. Когда она выходила замуж, мы ей всем коллективом сделали большую, пышную свадьбу.
Даже когда уже я работала в бюро пропусков, то все праздники отмечала и с моими бывшими коллегами по цеху. Сейчас, когда меня провожали на отдых, они устроили для меня прекрасный вечер, за что я им очень благодарна.
— Кто-то из Ваших детей пошёл по Вашим стопам?
— У меня двое детей: дочь и сын. До 1993 года они вместе работали монтажниками в том же цеху, в котором я была мастером. Потом пошли перемены, все уходили с завода в поисках лучшей жизни, и они ушли.
Не помню, в каком году вышло такое положение, что если я работала на заводе, то мои дети имели приоритет при устройстве на работу на предприятие. Благодаря этому появились настоящие заводские династии.
Ну, если я работала на заводе, то, конечно же, хотела, чтобы мои сын и дочь трудились рядом со мной. Не в торговлю же им было подаваться, потому что мы в этом ничего не понимали.
— Как считаете, в чём главный секрет Вашего рабочего долголетия?
— Главное — любить то, что ты делаешь. Если не вкладывать душу, то ничего хорошего не получится. Очень важно всегда быть живым и энергичным, независимо от возраста, никому никогда не завидовать, всегда быть в настроении, всегда верить, что всё будет хорошо.
Очень важен настрой. Я оптимист по жизни, и это мне всегда помогало и продолжает помогать.
Сергей Паскарь
Если вы хотите продолжить получать честную и объективную информацию на русском и румынском языках, поддержите «СП» финансово на Patreon!
Помогите нам создавать контент, который объективно информирует и способствует положительным изменениям в Молдове. Поддерживая нашу независимость, вы помогаете развитию честной и качественной журналистики в стране.
Кроме того, что вы поможете нам, вы получите приятные бонусы в виде просмотра нашего сайта без надоедливой рекламы, а также подарков с логотипом «СП»: сумок, кружек, футболок и не только.