- Страницы Прошлого
Надежда Чепрага, Анастасия Лазарюк и Евгений Дога о Григоре Виеру: воспоминания к 90-летию поэта
14 февраля 2025 г. великому поэту Григоре Виеру исполнилось бы 90 лет. Композитор Евгений Дога, исполнительницы Надежда Чепрага и Анастасия Лазарюк поделились с «СП» воспоминаниями о творческой дружбе с поэтом.
Григоре Виеру в содружестве с композитором Евгением Догой написал песни для персонажей молдавско-румынского детского фильма «Мария, Мирабела», который в 1982 году получил премию на Международном фестивале фильмов в Италии.
Стихи Виеру легли в основу таких популярных песен, как «Cântă, măi amor», «Gelozie», «Melancolie», «Romantică» и других, которые полюбились не только в Молдове, но и за ее пределами.
В своем творчестве поэт сотрудничал с Ионом и Петре Теодоровичами, Евгением Догой, Давидом Гершфельдом, Аркадие Люксембургом, Златой Ткач, создавая песни, которые исполняли такие известные артисты, как Ион Суручану, Надежда Чепрага, София Ротару, Анастасия Лазарюк.
В 1984 году Всесоюзная фирма «Мелодия» в серии «Дискоклуб» выпустила сборник песен композитора Анатолия Кирияка на стихи Григоре Виеру.
Надежда Чепрага: «Виеру умел описать всю палитру человеческих переживаний»
— Первой моей песней, стихи к которой написал Виеру, была «Casele Moldovei» в начале семидесятых, музыку к ней написала композитор Злата Ткач. Позже были записаны «Haide, inimă», «Seara pe toloacă», «La revedere» Михая Долгана, «Melancolie» Петре Теодоровича. Каждая песня имеет свою историю создания. Но особенно дороги моему сердцу «Cântă-mă, amor» композитора Евгения Доги и «Gelozie» Иона Алдя-Теодоровича.
Однажды, перед вечерним рейсом в аэропорту, наш дорогой поэт Григоре Виеру задумался о чем-то глубоко сентиментальном. Вдохновение было настолько сильным, что на свет родились стихи, ставшие основой для песни «Gelozie», которую иногда называют «Poezie dragostei». Григоре сразу же позвонил композитору Иону Алдя-Теодоровичу, и вместе они создали эту композицию. Мне же готовую песню принес сам Ион. Помню, как сейчас: я подумала — «Боже, какая красивая и нежная мелодия…». Но главное, что Виеру умел передать всю палитру человеческих чувств и переживаний. Запись я сделала с оркестром «Мелодия» под управлением Бориса Фрумкина.
Песня моментально стала шлягером! Она была настолько популярна, что сразу же сняли клип для передачи Центрального телевидения «Утренняя почта», а также для Гостелерадио Молдовы в авторском фильме Иона «Balada dragostei».
Отмечу, что песня очень понравилась Зинаиде Жуля, которая в то время была солисткой ансамбля «Флуераш». Она попросила Иона написать для нее что-то подобное тому, что он создал для меня. Тогда Ион предложил и ей включить «Gelozie» в свой репертуар.
Сегодня это, возможно, вызвало бы обсуждения, но тогда мы были просто счастливы исполнять шедевры творческого тандема Виеру — Алдя-Теодорович.
«Gelozie», фрагмент из музыкального фильма «Balada dragostei», Кишинев телефильм, 1985 г.
Еще одной из моих самых любимых композиций на стихи Григоре Виеру, музыку к которой написал наш маэстро Дога, является «Cântă-mă, amor». Прежде чем записать эту песню, мне пришлось немало потрудиться. Дело в том, что Евгений Дмитриевич — настоящий максималист! Если он говорил, что что-то должно быть сделано именно так, то других вариантов просто не существовало. Мало кто знает, что он не только работал над музыкой, но и «обрабатывал» текст под исполнителя, если считал нужным. Так было и с «Cântă-mă, amor».
Когда я впервые услышала эту мелодию, мне показалось, что музыка и слова сливаются воедино, и словно появляются крылья, уносящие в другой мир с первых аккордов. Песня сразу же стала шлягером. Я записывала ее дважды — на Центральном телевидении для передачи «Песня года», что само по себе подчеркивает ее популярность. В те годы слушатели сами выбирали песни, отправляя письма в «Дорогую редакцию», и то, что «Cântă-mă, amor» оказалась в числе любимых, было особенной честью.
Запомнился и волнующий момент на фестивале «Песня-87». Получая диплом автора песни-финалиста, Евгений Дмитриевич прямо в концертном зале узнал о присвоении ему самого высокого по тем временам звания — Народный артист СССР.
Но самым ценным признанием для меня стали слова Григоре Виеру: «Надежда, у меня нечасто перехватывает дыхание, но, слушая эту песню, стихи к которой я написал, замирают и сердце, и душа». А ведь Виеру был человеком немногословным в жизни… Он всегда оставался поэтом-загадкой!
Позже, в духе модных тогда тенденций, был сделан вариант в диско-аранжировке, записанный с ансамблем «Плай».
Мы также сняли видеоклип для молдавского телевидения, и песня вошла в музыкальный фильм «Poetul, marea și inspirația» («Поэт, море и вдохновение»), где вместе со мной участвовали Рику Водэ, Ион Суручану, Анастасия Лазарюк и Зина Жуля.
«Cântă-mă amor», фрагмент фильма «Poetul, marea și inspirația», «Молдова-филм», 1988 г.
«Нежную мелодию» («Melancolie») Петре Теодоровича я также записывала дважды — в авторской обработке с оркестром «Мелодия» под управлением Бориса Фрумкина и с оркестром Юрия Силантьева.
Сейчас, порой, читаю и вижу, как разбирают историю этой композиции. Но надо сказать, что было все намного проще. В Кишиневе песню записал с ансамблем «Контенпоранул» Юлиан Каранфил, я — в Москве, а София Ротару — с ансамблем «Червона рута». Музыкальная редакция решила, что на фестивале «Песня года» «Melancolie» споет Соня. Она была в курсе, что я записала песню с Силантьевым, но на практике бывало так, что редактор решал, кому и что представить в той или иной передаче. С Софией и Петре мы затем встретились за кулисами фестиваля и обсудили ситуацию. Я не делала ставку на эту песню. Ну, записала и записала. А исполняла, потому что просили на концертах. Песню ведь потом исполнил и сам Петре. А также Ион Суручану, Оля Чолаку, Настя Лазарюк.
Запись первой трансляции «Melancolie» на Всесоюзном радио, 1982 г.
Анастасия Лазарюк: «Стихи Григория Виеру о любви к окружающему»
Григоре Виеру, Анастасия Лазарюк, Юрий Садовник и Евгений Дога. После концерта Евгения Доги, середина 80-х гг.
— Конечно, грустно становится, когда понимаешь, что нашего дорогого поэта Григоре Виеру уже столько лет нет с нами. И это, я бы сказала, не просто грусть, а нехватка его творчества, его новых творений. Стихи Виеру о любви к окружающему: к родине, об истоках, о самой жизни в конце концов. Первой моей композицией, записанной на стихи Виеру была «Lacrima», музыку к которой написал маэстро Константин Руснак в далеком 1982 г. Однако самой-самой для меня является «Ca prima oară». Эта песня оставила глубокий след в моей душе и творчестве. Уже более 40 лет прошло с момента ее первого произведения, а «merg pe pământ şi cânt ca vioara…» («Я иду по земле и пою, как скрипка»).
«Ca prima oară», фрагмент из музыкального фильма «Balada dragostei», «Телефильм-Кишинэу», 1985 г.
Есть еще произведения на стихи Виеру, музыку к которым написал наш выдающийся Евгений Дога — «Păstraţi iubirea», «Oglinda clipelor», «Fuga, fuga», «Se-însera», «Dragă Otee», «Ultima Oră». Всегда с тех пор, когда я выступаю, здесь — дома в Кишиневе и Молдове, моя программа непременно сосредоточена на всех этих песнях нашей юности… Очень отрадно, что молодое поколение сейчас тоже исполняет эти произведения. Ведь в них вложены настоящие, искренние жизненные ценности.
«Oglinda clipelor» в дуэте с Юрием Садовником, фрагмент авторского концерта Евгения Доги в Кишинев, 1987 г.
Композитор Евгений Дога: «Мир поэзии Виеру безграничен во всех направлениях»
Григоре Виеру и Евгений Дога.
— Творчество Григоре Виеру принесло мне множество песен, которых не было бы, если бы не эти стихи… Виеру — это звезда нашего народа, Дар свыше. Он беззаветно любил нашу страну, был настоящим патриотом. Желая светлого будущего, он горел, излучая не только свет, но и тепло. Возможно, не все мы замечаем свет звезд, но замечаем их отсутствие. Мир поэзии Грегоре Виеру безграничен во всех направлениях и пространствах.
Вспоминаю один мистический случай. На съезде Союза композиторов в Москве в 1988 году мне сообщили, что мама скончалась... Не помню, как нашел в себе силы дождаться окончания мероприятий. К вечеру я уже был в Кишиневе. На улице бушевала страшная буря, ветер завывал... Дома я не мог найти себе места. И вдруг замечаю, что на фортепиано лежит листок со стихами, без подписи. Спрашиваю у домашних: «Кто принес?» — в ответ только пожимают плечами. Читаю строки и сразу понимаю — это Григоре Виеру. «Точно!» — подумал я, ведь он никогда не подписывал свои стихи...
Утром нужно было ехать в Мокру (Рыбницкого района — место рождения Евгения Доги — "СП"), времени еще много, поэтому так и маялся. Сел за фортепиано, смотрю на листок, и вижу — в нем все прекрасно: смысл, эпитафии, строфы. Сквозь слезы на нотном листке появилась песня-реквием, которую через несколько дней блестяще исполнила Анастасия Лазарюк. Услышав песню и сам Виеру, был удивлен, не припоминал того, чтобы он мне приносил стихи. Как они оказались у меня дома? Это одна из многих загадок моей жизни...
Песня-реквием на стихи Григоре Виеру в исполнении Анастасии Лазарюк, которую Евгений Дога посвятил памяти своей мамы.
Родион Джамалетдин
Фото из архивов героев
Если вы хотите продолжить получать честную и объективную информацию на русском и румынском языках, поддержите «СП» финансово на Patreon!
Помогите нам создавать контент, который объективно информирует и способствует положительным изменениям в Молдове. Поддерживая нашу независимость, вы помогаете развитию честной и качественной журналистики в стране.
Кроме того, что вы поможете нам, вы получите приятные бонусы в виде просмотра нашего сайта без надоедливой рекламы, а также подарков с логотипом «СП»: сумок, кружек, футболок и не только.