Более 10 лет на территории Бельцкого госуниверситета им. А. Руссо действует Университетская юридическая клиника. Что это за организация, с какой целью создавалась, рассказывает её руководитель Олеся Табарча.— Как и почему возникла идея создать организацию?— Университетская юридическая клиника была зарегистрирована в 2002 году, хотя идея появилась несколькими годами раньше. С одной стороны, преподаватели юридического факультета БГУ стремились вовлечь студентов в реальную юридическую практику. Для них в то время органы полиции были закрыты, в судебных инстанциях студенты могли только присутствовать на судебных разбирательствах, однако не получали доступа к материалам дел, а адвокаты также не брали на практику. С другой стороны, была необходимость решать проблемы юридического характера малоимущих слоёв населения.
И тогда декан факультета и трое преподавателей, изучив мировую практику, нашли решение в открытии юридической клиники, которая даёт студентам возможность получить практические навыки через безвозмездную помощь малоимущим.
Отмечу, что с прошлого года изменился статус — клиника была внедрена в университетскую систему как лаборатория, существующая на основе самофинансирования. Теперь у нас официально проводится студенческая практика, поэтому работают в клинике не только волонтёры.— Рассчитывать на вашу помощь могут только бельчане?— С момента образования мы покрываем всю северную часть республики. Последние семь лет регулярно выезжаем в сёла, выбирая по возможности отдалённые, где проводим бесплатные консультации и публичные беседы. Проблема, которую мы замечаем, не только в том, что у людей нет денег обратиться к юристам, но и в низкой правовой культуре.— С какими вопросами чаще всего обращаются?— С различными: это и права потребителей, пациентов, женщин, людей с ограниченными возможностями и многие другие, но самая востребованная тема — наследство и социальные выплаты.— Просят ли о помощи в составлении документов?— Наша практика показывает, что в 99 % случаев люди нуждаются не только в консультации, но и в оформлении документов для суда, органов местной власти, прокуратуры.— Какое участие в этом принимают студенты?— Студенты первого курса присутствуют на консультациях в качестве пассивных слушателей. Активное участие они начинают принимать через год-два, когда мы убеждаемся и в должном уровне знаний, и нужной в подготовке: знания психологии, ораторские способности, понимание норм профессиональной этики. И когда такой студент сам, досконально изучив конкретную ситуацию, готовит требуемый документ, мы садимся все вместе его обсуждать и корректировать, пока он не примет нужную форму и содержание.— Вы уже 10 лет руководите организацией. С какими проблемами чаще всего приходилось сталкиваться и чем можете гордиться?— Я горжусь своим коллективом, работающим с отдачей и заразившимся идеей помощи людям. Мы гордимся хорошими студентами. Да, их не так много, как хотелось бы, но за них не стыдно. Отмечу, что в мае ежегодно нам звонят из различных организаций и госструктур с просьбой порекомендовать хороших молодых специалистов. Это говорит о многом.
Надо сказать, что первые 3–4 года текучесть среди волонтёров и членов организации была очень большой. Это создавало дополнительные трудности, которые решались благодаря постоянному содействию преподавателей и администрации университета. Мы не отчаивались и последние пять лет пользуемся уже не только определённой финансовой стабильностью, но и можем утверждать, что сформировался прочный костяк коллектива.— По-Вашему, какими качествами должен обладать руководитель НПО?— Лидерскими, в первую очередь. Я верю в силу примера, который руководитель должен показывать своим коллегам. Невозможно руководить на расстоянии или периодами, успех будет только при условии физического и морального присутствия. Кроме того, НПО существуют за счёт внешнего финансирования. Следовательно, нужно постоянно работать над повышением своего уровня и мыслить стратегически — быть всегда на шаг впереди грантодателей.
Вячеслав Долгов
Поделиться в соцсетях:
Комментарии(0)