25.09.2015 - 12:29
3
Ограбление века по-молдавски. Международное журналистское расследование
Центр по исследованию коррупции и организованной преступности (OCCRP — the Organized Crime and Corruption Reporting Project) провёл международное расследование, посвященное схемам кражи и отмывания денег в Молдове. Его авторы — журналисты из Румынии, репортёр русского происхождения из Великобритании, которым помогали молдавские коллеги. Банковская афера была столь масштабной, а ее характер — столь дерзким, что в мае жители Молдовы вышли на улицы с требованием: «Верните наш миллиард!».
Эта сумма — миллиард долларов — ранее прозвучала в новостях о хищении денег из трех местных банков в ноябре 2014 года. Граждане не знали, кто именно виновен в произошедшем, и изливали свой гнев на власти, политиков и криминальные круги.
Хищение суммы такого размера стало серьезным ударом для Молдовы, одной из беднейших стран Европы, с ВВП всего в восемь миллиардов долларов и средней зарплатой 200 долларов.
В банковской системе возник хаос, что заставило Всемирный банк и Международный валютный фонд приостановить финансовую помощь. Европейский союз также заморозил выделение средств до тех пор, пока не появится новое правительство. Все это породило страхи, что Молдова может объявить дефолт по своим международным займам.
При этом те, кто вышел весной на протесты, при всем их негодовании не знали и половины правды о том, как обошлись с ними и со страной злоумышленники. Миллиардная кража в ноябре — это лишь один, последний по времени эпизод в череде наглых, гигантского масштаба афер, которые уже с десяток лет проворачивают преступники, использующие эту крохотную бывшую советскую республику как свой карманный банк.
Не знали протестующие и о том, что еще много лет назад полиция могла раз и навсегда выбить почву из-под ног у мошенников, когда однажды конфисковала печати и документы, ключевые для их незаконного промысла. Но сверху тогда последовала команда «отбой», и в итоге полиция не только никого не арестовала, но и вернула печати и документы, которые спустя шесть лет были использованы для легализации гигантских сумм.
Проблема вовсе не в том, что в Молдове случилось наглое финансовое мошенничество, а в том, что в республике уже давно тесно переплелись интересы преступного «интернационала» в лице продажных чиновников, нечистых на руку бизнесменов и фигур криминального мира. При этом всем им удается выйти сухими из воды, что бы ни происходило.
Полиция Молдовы начала и продолжает расследование, но кажется, что никто во власти или среди правоохранителей не имеет достаточно информации, умений или желания докопаться до истины.
Сотрудники Центра по исследованию коррупции и организованной преступности (OCCRP) проанализировали десятки тысяч документов и записей и выяснили, что те самые люди, кто прикарманил деньги молдавских банков, стояли за еще одной, казалось бы, совсем не связанной с этой операцией, в ходе которой за последние семь лет было отмыто 20 миллиардов долларов — в основном из России и российских же госкомпаний.
«Главные организаторы этого хищения находятся не в Молдове, а к востоку от нашей страны, — заявил в телеинтервью бывший премьер-министр Молдовы Ион Стурза. — Молдова отмыла российские деньги».Пропавшие миллиардыМолдова — совсем небольшое государство, балансирующее на стыке сфер влияния России и Евросоюза. Несмотря на, а может, как раз в силу своей патологической бедности страна превратилась в один из крупнейших центров отмывания денег в Европе.
Через местные банки ежегодно проходят миллиардные суммы крайне сомнительного происхождения. По сути, Молдову используют в качестве ширмы, ведь большинство денег, что пропускает через себя ее банковская система, родом из других краев. Но такой «банковский бизнес» разрушительно действует на общество Молдовы, разлагает ее экономику, политику и судебные институты.
Перед тем как исчезнуть, прошлогодний миллиард был выдан в виде кредитов компаниям, чьи владельцы скрыты за лабиринтом из офшорных компаний. Получив деньги, заемщики сбежали, а невозможность вернуть эти средства стала сокрушительным ударом по банковскому сектору, и без того изрядно потрепанному коррупционными скандалами:- «Дело Магнитского» началось в 2007 году, когда из российского бюджета было похищено 230 миллионов долларов. Впоследствии эти деньги были проведены через определенные молдавские банки. Движение части этих средств удалось проследить — на них была куплена элитная недвижимость в Нью-Йорке.
- «Российская финансовая «мегапрачечная», выявленная OCCRP в августе прошлого года, оказалась аферой куда большего размаха — 20 миллиардов долларов, украденные в России, ее организаторы переправили через некоторые из тех же молдавских банков в Европу.
Вероятно, преступники всякий раз чуть изменяли написание, чтобы в случае необходимости сказать, что они «ни при чем», и максимально замести следы.
Молдавский судья мог не допустить грандиозного мошенничества, если бы просто сравнил долговую расписку с приложенными к делу оригинальными документами, где все названия указаны в должном виде. В одном случае подлог был еще более неприкрытым: в расписке фигурировало наименование Golbridge, тогда как на печати в нижнем правом углу явно читалось правильное Goldbridge — с d в середине слова.
Но почему-то судья Ориндас и другие его коллеги предпочли не заметить откровенного подлога. Некоторые из этих служителей Фемиды сейчас находятся под следствием.
Все долговые расписки, использованные для вывода из России двух десятков миллиардов долларов, содержали подобные «неточности».
Двигаясь по маршруту Россия — Молдова — Латвия, грязные деньги делали короткую остановку в молдавском Moldindconbank, где в должности вице-президента был Вячеслав Платон. На момент, когда упомянутый трансферт достиг банка, этим финансовым учреждением владели офшорные структуры, включая гибралтарскую фирму, связанную с британцем Джесси Грантом Хестером, живущим на Маврикии «регистрационным агентом», и с Джеймсом Дамианом Калдербэнком — «коллегой» и соотечественником Хестера в Дубае. Имена этих людей то и дело фигурируют в сделках российской «финансовой мегапрачечной», но сами они наотрез отказались отвечать на вопросы OCCRP. Все попытки побеседовать с Вячеславом Платоном также не увенчались успехом.Сомнительные банкиТри молдавских банка, из которых в прошлом ноябре увели миллиард долларов, так же как и Moldindconbank, принадлежали непрозрачным офшорным фирмам. Доля каждого «офшора» в капитале банков не превышала пяти процентов — порога, выше которого требовалась специальная проверка и одобрение Центрального банка республики. Недавно в Молдове этот порог был снижен до одного процента, чтобы искоренить коррупционные схемы.
Манипуляции со структурой собственности начались после 2008 года — перед тем, как отмывание денег было поставлено на поток. OCCRP изучил документы и обнаружил, что многие офшоры — владельцы банков связаны с компаниями, которые получили огромные необеспеченные кредиты и позднее объявили себя неплатежеспособными.
Не раз пришлось «потрудиться» и «регистрационным агентам». Офшорные структуры, владеющие банками, оказались чувствительны и к изменениям геополитической обстановки. Так, после начала конфликта между Украиной и Россией в роли доверенных лиц украинцев быстро сменили россияне.
Тем временем гражданам Молдовы остается только недоумевать, кто похитил в ноябре миллиард долларов.
Бывший молдавский премьер Ион Стурза заявил, что к коррупционным схемам оказались причастны представители политической, культурной и спортивной элиты страны, но тут же оговорился, что многие из них стали инструментом в руках злоумышленников.
«Платон и Шор извне координировали и реализовывали схемы на территории Молдовы», — сказал Стурза в эфире программы Interpol молдавского телеканала TV7.
Стурза также высказал мнение, что, когда объемы легализации денег достигли столь колоссального уровня, «молдавская сторона» потребовала увеличения своей доли, что в итоге привело к крушению всей выстроенной системы.
Вячеслав Платон уехал из Молдовы 14 февраля 2014 года и с тех пор не возвращался. Как подозреваемый в причастности к хищению из банков республики он находится под следствием.Паул Раду, Михай Мунтяну, Игги ОстанинВ подготовке материала также приняли участие кишиневские журналисты Ион Пряшкэ и Юрий СандуцэГрафика: Серджиу БрегаОригинал публикации — https://www.occrp.org/ru/investigations/4203-grand-theft-moldova-ruПоделиться в соцсетях:
Комментарии(0)


