Среди бельцких памятников истории и архитектуры один из наиболее старых и узнаваемых — армянский апостольский храм Святого Григория-Просветителя, более известный бельчанам как армянская церковь. После ухода из него католического прихода у многих бельчан появились опасения, что сооружение останется бесхозным. Корреспондент «СП» Сергей Паскарь разбирался, в каком состоянии находится храм и что с ним будет в дальнейшем.Армянская церковь была построена в 1910 году (по другим данным, в 1914 или 1916 году) на средства лидеров армянской диаспоры в Бельцах. В советское время под её крышей действовала школа бокса, а затем выставочный центр. После обретения Молдовой независимости в храме стали проводиться богослужения для католиков. Это происходило вплоть до того времени, как был построен и освящён (2011 г.) костёл в районе центрального парка и римско-католический приход перешёл туда.
С тех пор церковь казалась прохожим бесхозной: с её стен начала осыпаться штукатурка, мало кто видел когда-либо её двери открытыми. С недавних пор это стало меняться. Сорняки вокруг церкви исчезли, а под её окнами появились кучки строительного мусора — свидетельство проводимого в ней ремонта.
Мы задались вопросом: у кого же находятся ключи от церкви?
«Обращений по вопросу её реставрации не поступало»
В мае этого года мы направили письмо в примарию Бельц с просьбой указать, в чьём ведении находится армянская церковь и планируется ли её реставрация. На наш запрос пришёл ответ за подписью тогдашней и. о. примара Марины Коваль (исполнитель — начальник отдела архитектуры и строительства Юрий Букатару), в котором указывалось, что«армянская церковь находится в ведении Армянской общины, и в примарию обращений по вопросу её реставрации не поступало».Поскольку вопросами сохранения культурного наследия в Бельцах занимается отдел культуры бельцкой примарии, я за другими деталями обратился лично к его главе Вере Караулан. По её словам, армянская церковь внесена в Реестр памятников национального значения, опубликованный 2 февраля 2010 года в «Официальном мониторе Республики Молдова». Дополнительную информацию госпожа Караулан посоветовала получить у главных специалистов её отдела Людмилы Чергуца и Виорики Чемыртан.«У нас есть только элементарный регистр»
Людмила Чергуца показала мне составленный сотрудниками отдела регистр бельцких архитектурных памятников, по сути — их подробное описание с фотографиями. — Рекомендую обратиться также в отдел архитектуры. У нас есть только элементарный регистр. Знаю, что были ещё проблемы, и мы искали, кто её [церкви] хозяин, кто её администрирует. Она не наша, это нужно обратиться к господину Маркеллу (глава Бельцко-Фалештской православной епархии. — «СП»), ему подчиняются приходы, — заметила Людмила Чергуца.— Но епископ Маркелл отвечает за православные храмы, а армянская церковь не является таковой.— Значит, нужно обратиться к католикам, которые есть у нас. Она была некоторое время католической, но изначально — православной, армяно-православной.— Но там ведь другая конфессия.— Дело не в конфессии. Я вам говорю, что изначально эта церковь была православной. Потом она была передана католикам. После того как они построили себе католическую церковь, я не могу сказать, кому они передали её. Она должна быть под управлением православия. Дальше я рассказал своей собеседнице об официальном ответе Управления архитектуры, в котором указывается, в чьём ведении находится церковь. На вопрос, где можно увидеть документ, подтверждающий факт передачи церкви Армянской общине, Людмила Чергуца ответила, что это можно узнать только у представителей общины.«У них должны быть документы, на основании которых можно обо всём этом узнать. Мы не ответственны за неё. У нас только зарегистрирован памятник: в каком веке построен, в каком состоянии находится, и всё. [Вопрос о том] кому он принадлежит, не находится в компетенции отдела культуры», — заключила главный специалист отдела.«Не находится на балансе отдела культуры»
В разговоре с Виорикой Чемыртан я узнал, что представители Армянской общины в отдел культуры таки обращались.«У меня были какие-то письма, которые подтверждали тот факт, что они обращались к нам с целью передачи церкви в их ведение. Это было два или три года назад. Надо поискать в нашем архиве двухлетней давности. Я тогда искала информацию, находится армянская церковь на балансе какого-либо муниципального предприятия или просто является муниципальной собственностью, и выяснила, что она не находится на нашем балансе. Это объект наследия не муниципальной, а национальной важности», — рассказала Виорика Чемыртан. Перед тем как попрощаться, собеседница пообещала позвонить, как только найдёт эти письма. Звонка так и не последовало.«Православная церковь хотела купить её»
C тем же вопросом: «Где можно найти какой-либо документ о передаче армянской церкви» — я подошёл к главе отдела архитектуры и строительства Юрию Букатару.«Это может быть только у собственника, — ответил начальник отдела. — С какой стати примария должна держать на учёте армянскую церковь, которая является не муниципальной собственностью, а собственностью Армянской общины? Православная церковь хотела купить её, но представители общины отказали».Чуть ранее на карте госпредприятия «Cadastru» мы заметили, что участку, на котором находится здание армянской церкви, не присвоен кадастровый номер, а о самом сооружении в базе данных кадастра информации нет. В отделе архитектуры объяснили это тем, что представители Армянской общины не предприняли пока никаких действий для закрепления этого участка за Церковью.Храм в ремонте
Проходя в очередной раз по улице Хотинской, я обратил внимание, что одна из дверей церкви открыта. Внутри меня встретил мужчина средних лет, представившийся Вячеславом, и сообщил, что в храме проводится ремонт. Его слова подтверждали и лежащие на полу строительные материалы. К слову, новая черепица, которая была приготовлена для замены отслуживших своё старых кусков, была практически такого же вида, как и издавна лежащая на крыше церкви. Правда, такое стремление к сохранению оригинального облика строения соблюдено не везде. На втором этаже северного крыла церкви установлены два пластиковых окошка. Правда, не было ясно, смонтированы они сейчас или в более ранний период истории храма. В том, что ремонтом храма занялись серьёзно, мы убедились, поднявшись на колокольню, где двое рабочих ремонтировали крышу. Как сообщил нам собеседник, в каждое воскресенье церковь открыта для прихожан: «В час дня мы открываемся, зажигаем свечи, делаем пожертвования, церковь открыта для всех».Рассказать больше Вячеслав пообещал в воскресенье. Однако побеседовать в назначенный день нам так и не удалось. Настроение собеседника резко изменилось: «Сергей, извини. Диалога у нас не получится. Если хочешь помолиться, можешь остаться».Замкнутый круг
Я нашёл в одном из молдавских справочников номер телефона республиканской Армянской общины. Позвонил. Мужской голос на другом конце провода ответил, что этой организации уже давно нет по этом адресу. Сейчас там расположен теоретический лицей со спортивным уклоном. Тем не менее мужчина подсказал номер телефона Геннадия Бабаяна, председателя городской общины армян Кишинёва и члена совета Армянской общины Республики Молдова.Господин Бабян подтвердил, что бельцкая армянская церковь находится в ведении Армянской общины. По словам Геннадия Бабаяна, сегодня церковь открыта для прихожан, несмотря на то что в настоящее время в ней нет священника, который должен назначаться Московской епархией Армянской апостольской церкви. «В конце ноября наши представители поедут в Москву, чтобы встретиться с архиепископом Езрасом, который является владыкой всех церквей на территории России, и обсудить с ним все условия для содержания священника в Молдове», — поведал он.
За подробностями о том, когда именно церковь был передана Армянской общине, Геннадий Бабаян посоветовал мне обратиться к Овику Варданяну, старосте армянской церковной общины.
Со слов очередного моего собеседника, церковь была передана общине ещё в 1991 или в 1992 году. То, что она некоторое время действовала как католический храм, староста объяснил так: «Когда церковь передали нам, у нас не было священника, не было возможности проводить там богослужения. Они [представители католической церкви] попросили, и мы им на время её передали».
Овик Варданян допустил, что может ошибаться, сказав, что больше информации нам может поведать Вачик — тот самый Вячеслав, с которым у меня чуть ранее «не получилось диалога».***
Подведём итог. Храм всё-таки не бесхозный — им ведает Армянская община. Правда, кто, как и когда передавал сооружение на баланс организации, никто сказать не может. Церковь включена в Перечень памятников национального значения, охраняемых государством, однако в базе данных кадастра информации о строении нет. Храм по воскресеньям открыт для прихожан. И в нём проводится ремонт. Правда, пластиковые окна, установленные в вековой церкви, поднимают новый вопрос: соблюдаются ли при его ремонте требования Закона об охране памятников. Ответ мы постараемся получить в следующих номерах.
Сергей Паскарь
Согласно ПараграфуИз Закона об охране памятников Ст. 24. Работы по консервации и реставрации проводятся в соответствии с нормами и предписаниями, утвержденными Министерством культуры. Ст. 25. Работы по консервации и реставрации осуществляются в соответствии с технической документацией, составленной на основе многосторонних исследований и заключения государственных органов по охране памятников. Ст. 26. Работы по консервации и реставрации осуществляют специализированные в этой области отечественные и зарубежные физические и юридические лица.Поделиться в соцсетях:
Комментарии(0)