В течение ближайшего месяца решится судьба Вячеслава Негруцы, которому инкриминируют совершение должностного преступления в период пребывания в должности министра финансов. Как ожидается, в мае будет вынесен приговор по «делу Сандулаки», в котором бывший чиновник является главным и уже единственным фигурантом.Ранее прокуратура столичного сектора Буюкань озвучила свой вердикт по делу Пантелея Сандулаки – депутата первого парламента и бывшего члена ЛДПМ, который в 2012 г. при сомнительных обстоятельствах получил 400 тыс. евро из бюджета в виде денежной компенсации. Прокурор Михаил Прока прекратил уголовное преследование, не усмотрев в его действиях состава преступления.
Высшая судебная палата снизила размер выплаты до 1 тыс. евро, однако к тому моменту Сандулаки сумел получить деньги и вывести их из поля зрения молдавской юстиции. По мнению государственных обвинителей, он стал обладателем денег на законных основаниях и ни при каких обстоятельствах не может быть привлечен к уголовной ответственности.
Очевидно, что провернуть столь масштабную комбинацию невозможно без участия руководства Минфина, который курирует выплату денежных компенсаций из государственной казны. Однако то, что многим кажется очевидным, не всегда находит подтверждение в ходе уголовного преследования. Кто будет возмещать причиненный бюджету ущерб в размере 399 тыс. евро – пока неизвестно.
Единственным фигурантом в «деле Сандулаки» сегодня является бывший министр финансов Вячеслав Негруца, который, как считают правоохранительные органы, незаконно распорядился о выплате денег в пользу тогдашнего коллеги по ЛДПМ. Впоследствии оба участника этой истории покинули ряды либерал-демократов, хотя и по разным причинам.
Вячеслав Негруца, которого называют одним из основателей ЛДПМ, по собственной инициативе написал заявление о выходе из партии, ссылаясь на несовместимость политической карьеры с его «будущей профессиональной деятельностью». Если экс-министра проводили с почестями, то Пантелей Сандулаки был исключен из ЛДПМ после скандала, развернувшегося вокруг выплаты денежной компенсации. Коллеги по партии посчитали, что своими действиями он нанес ущерб имиджу политформирования.
Вячеслав Негруца стал фигурантом уголовного дела о злоупотреблении властью. Около двух лет назад прокуроры передали материалы дела в суд, но приговор до сих пор не вынесен. Ожидается, что судебная инстанция выскажется о виновности или невиновности экс-министра на протяжении ближайшего месяца.
В случае вынесения обвинительного приговора бывшему чиновнику грозит до 6 лет лишения свободы. Впрочем, большинство экспертов сомневаются в вероятности развития событий по этому сценарию. В деле не существует доказательств, свидетельствующих о личном материальном интересе в действиях руководства Минфина.
Как полагают эксперты, Вячеслава Негруцу, не владеющего всеми тонкостями юриспруденции, попросту «подставили». Под воздействием коллег по партии он распорядился об исполнении судебного вердикта, который ему представили как окончательный и не подлежащий обжалованию. Может ли невнимательность стать поводом для освобождения от уголовной ответственности и возмещения убытков – на этот вопрос вскоре ответит суд.
В то же время есть и те, кто полагает, что не обошлось без личной заинтересованности в оперативном исполнении решения о выплате 400 тыс. евро. Поспешность, с которой были выданы деньги, не вписывается в практику Минфина по этой категории дел. Лишь единицам из истцов удается добиться получения денежных компенсаций в столь короткие сроки.
К тому же, напомним, что юристы Министерства финансов не обжаловали решение Апелляционной палаты Кишинева о присуждении 400 тыс. евро, несмотря на очевидное завышение подлежащей выплате суммы. В отношении экс-депутата на протяжении порядка 9 лет велось уголовное преследование, в итоге он был оправдан, после чего потребовал возмещения причиненного материального и морального ущерба.
В подобных ситуациях молдавские суды в лучшем случае присуждают 15-20 тыс. леев, даже если человек испытал более серьезные трудности. В Министерстве финансов не могли не знать о сложившейся практике, поскольку через это ведомство проходят все решения о выплате компенсаций за несправедливое уголовное преследование. В данном случае истец получил на руки порядка 6,3 млн леев – эквивалент 400 тыс. евро по тогдашнему курсу НБМ.
Протест поступил в Высшую судебную палату от Генеральной прокуратуры, когда ей стало известно о сомнительной схеме, реализованной в Минфине. Следствие так и не нашло окончательного ответа на вопрос о том, почему юристы министерства не подали кассацию. С начальника юридического управления были сняты все обвинения из-за отсутствия доказательств.
Высшая судебная палата обязала Пантелея Сандулаки вернуть 399 тыс. евро в госказну, но в этой части решение остается неисполненным. Как сообщили порталу Noi.md в Национальном союзе судебных исполнителей, производство по этому делу было приостановлено: деньги потрачены, и у Сандулаки нет возможности рассчитаться с бюджетом. Бывший депутат пообещал, что вернет деньги по собственной инициативе. Но когда это произойдет и произойдет ли вообще – вопрос остается открытым.Noi.md
Поделиться в соцсетях:
Комментарии(0)