У ворот бельцкого психоневрологического интерната (известного как Дом ветеранов) 13 февраля прошла акция протеста, на которую была приглашена пресса.«Собрались заявить о нарушении прав»Несколько человек с плакатами «Свободу для всех и для каждого», «Нет концлагерю в Бельцах», «Noi avem drepturi» собрались у входа на территорию учреждения и выкрикивали лозунги: «Nu izolați, integrați!» Основные обвинения митингующих звучали в адрес нового директора, которая занимает эту должность около 9 месяцев.«Мы собрались для того, чтобы заявить о нарушении прав лиц с ограниченными возможностями, которые находятся в этом учреждении. У этих людей есть такие же права, как и у нас. Они имеют право на свободу собраний, на то, чтобы к ним приходили посетители, чтобы они могли свободно выходить за ворота. Их права закреплены в Конституции и не должны ущемляться работниками данного учреждения. Мы пришли поддержать тех, кто живёт в этом учреждении, и потребовать, чтобы отношение к ним было соответствующим законодательству»,— так объяснили причину акции протеста митингующие.«Ситуация печальная»Организатор акции Александр Райчук рассказал, что по его инициативе создаётся общественное объединение «Противодействие пыткам и дискриминации инвалидов», в состав которого готовы войти пациенты учреждения. «Они провели учредительное собрание, но для составления документов для регистрации нужны паспортные данные членов, а директор забрала у них паспорта под предлогом того, что я якобы могу на их имена набрать кредитов», — сказал он.«Нашлись горожане, которые предоставили для учреждения бесплатно три компьютера. После того, как я установил первый компьютер, получил полный запрет на посещение учреждения. Я попросил подключить компьютер к Интернету, но эта просьба была проигнорирована.Ситуация в учреждении печальная. Я всё равно прорывался внутрь, прямо силой, чтобы помочь людям отстаивать свои права. В учреждении сейчас новые правила: за нарушение режима (например, покидание территории без разрешения) пациента переводят в закрытый корпус»,— отметил Александр Райчук. Организатор акции считает, что права проживающих в учреждении грубо нарушаются со стороны персонала.
Поддержать митингующих вышли несколько пациентов психоневрологического интерната, которым тоже дали держать плакаты. Фотографии с их участием мы по этическим причинам не публикуем. Пациенты жаловались на то, что у них нет свободного передвижения за пределы учреждения, что они должны получать специальный пропуск для того, чтобы выйти в город. Кроме того, они отметили, что по возвращении их сумки проверяет охрана на воротах. Пациенты считают, что это нарушает их права.
Через некоторое время к воротам подошла группа подопечных, которая посчитала своим долгом выступить в защиту директора. Эти люди были не согласны с выдвинутыми протестующими обвинениями, считая их необоснованными.«Удалось многое изменить в лучшую сторону»После акции мы обратились за комментарием к директору психоневрологического интерната мун. Бельцы Лилии Мельник.— Что Вы можете сказать по поводу акции у ворот учреждения?— Мне известен человек, который организовал эту акцию...
Г-н Александр Райчук появился в нашем учреждении недавно. Не зная специфики, неоднократно нарушал спокойствие, режим и правила нахождения, действующие в психоневрологическом интернате.Александр подарил пациентам мобильные телефоны, обучая их снимать и провоцировать различные ситуации между бенефициарами и персоналом. Каковы цели, которые он преследует, — неизвестно. Также данное лицо собирает информацию, содержащую личные данные бенефициаров, не являясь при этом их законным представителем.
Наше учреждение находится в ведении Министерства труда, социальной защиты и семьи. Если данное лицо чем-то недовольно в работе учреждения, ему следовало бы обратиться в министерство.
С момента моего назначения на должность руководителя психоневрологического интерната мун. Бельцы в учреждении многое изменилось в лучшую сторону. Но, как оказалось, та работа, которая была проделана за последние 9 месяцев, для некоторых ничего не значит…
Коллектив у нас хороший, все прикладывают максимальные усилия для того, чтобы обстановка в этом государственном учреждении была приближена к домашней. К большому сожалению, не у всех бенефициаров есть семьи… Им просто некуда идти. А мы как одна семья.— Какова ситуация с компьютерами, которые он хочет привезти сюда?— Мы запланировали на 2015 год открытие компьютерного класса, в котором бенефициары смогли бы изучать те программы, которые им необходимы. Это уже запланировано.
Я не против добрых дел и пожертвований, но, повторюсь, мне не известна цель всех тех поступков, которые совершило данное лицо. Провокации, прослушивание?
Г-н Райчук сообщил, что находится на начальном этапе открытия общественной организации. Но опять, зачем ему информация с личными данными бенефициаров психоневрологического интерната? Часть бенефициаров признаны законом недееспособными, они находятся под опекой законного представителя. И потом… не надо забывать о Законе № 17 от 15.02.2007 «О защите персональных данных».
Г-н Райчук говорит бенефициарам, что их личные данные необходимы, чтобы оказывать им гуманитарную помощь, привозить им подарки, открыть счета… Зачем? Что он преследует? Любое лицо — физическое или юридическое, которое оказывает гуманитарную помощь, делает это по велению сердца, и у них нет необходимости получать от нас личные данные бенефициаров.— Насколько свободно ваши бенефициары могут передвигаться по городу?— Бенефициары свободно могут выходить за пределы территории учреждения на основании разовых пропусков с согласия врача-психиатра. Их регулярно осматривает врач, а если обнаруживаются изменения психического состояния, то такие пациенты не могут свободно покидать территорию.— Говорят, что их на входе обыскивают…— Одной из серьёзных проблем, с которой мы боролись до сих пор, было употребление, распространение и продажа спиртных напитков на территории интерната. Сейчас это категорически запрещено! Если бенефициару назначено лечение, прописанное врачом-психиатром, и среди препаратов могут быть, в том числе, и психотропные вещества, естественно, что одним из противопоказаний является алкоголь. Разумеется, мы принимаем все усилия, чтобы предотвратить появление спиртных напитков на территории нашего учреждения. Проверки родственников, которые приходят навещать бенефициаров, также связаны с запретом на спиртное.— Говорят, что родственников не пускают, им приходится по 20—30 минут ждать у забора…— Родственники, друзья и знакомые бенефициаров могут получить доступ в учреждение ежедневно до 18.00 часов.
* * *
Госпожа Мельник провела для журналистов небольшую экскурсию по учреждению. Нам показали тренажёрный зал, медпункт, столовую, актовый зал, библиотеку, комнаты для различных занятий и жилые комнаты. Большинство комнат не отличаются от жилья в приличном общежитии, но есть и напоминающие большую больничную палату.«Пациентами просто манипулируют»Акция протеста проходила в пятницу вечером, а уже в понедельник утром в редакцию обратились родные и знакомые бенефициаров, которые выступили в защиту директора Лилии Мельник. Также нам принесли письма пациентов, которые, как нам объяснили, в силу состояния здоровья не смогли прийти сами.«Я живу в бельцком интернате с 2010 года. Хочу, чтобы люди, интересующиеся судьбами проживающих здесь, знали, что с приходом директора Лилии Сергеевны Мельник жизнь в интернате заметно улучшилась. Стало лучше медицинское обслуживание, питание. <…>Я прошу вас объективно посмотреть на происходящее в интернате», — написал пациент Фёдор Чореску.
Похожее письмо в поддержку директора поступило также от бенефициара Юрия Руссу.Аделина Олейник, одна из пришедших в редакцию женщин, мать пациента, который уже 10 лет проживает в интернате, отметила:«Значительно улучшилось питание. Я иногда провожу там целый день и вижу, чем кормят пациентов. Финансирование на эти цели не изменилось, а еда стала намного лучше. Думаю, что прекратилось воровство продуктов. Раньше на воротах дежурил кто-то из пациентов, можно было выносить, что угодно, сейчас же работает квалифицированный охранник, и это даёт результаты. Во-вторых, в учреждении стало уютно. Кругом чистота, иногда мне даже кажется, что излишняя. Во дворе установили скамейки. Пациенты с проблемами двигательного аппарата получили инвалидные коляски. И моему сыну дали. До этого я покупала коляску за свой счёт».К её словам присоединилась бывшая сотрудница пенсионерка Лидия Казак, которая приходит иногда навещать знакомых пациентов: «В коридорах появились стиральные машины-автоматы. Теперь пациенты могут сами постирать свою одежду. Кроме того, откуда-то появились тренажёры, на которых пациенты могут заниматься. В рационе у больных теперь мандарины, яблоки, йогурты, сырки и т. д. И самое главное, Лилия Сергеевна разговаривает со всеми пациентами и находит для каждого нужные слова».Женщины считают, что у директора появились враги из-за того, что она пытается навести порядок: «Порядок и контроль не каждый любит. Конечно, все в нашем обществе имеют права, но не стоит забывать и про обязанности. Пациентами, которые вышли на митинг, просто манипулируют».«Нарушения были с обеих сторон»Сложившуюся ситуацию для «СП» прокомментировал адвокат пациентов психоневрологических интернатов Пётр Москалюк.«Основная причина конфликта в том, что появилась идея создать общественную организацию, членами которой должны стать бенефициары интерната. Но администрация не разрешает им брать удостоверения личности или какие-либо другие документы, которые необходимы для регистрации организации в Министерстве юстиции. Я думаю, что будет найден компромисс, бенефициарам сделают копии удостоверений личности. Они имеют право распоряжаться своими персональными данными, и это право должно быть им обеспечено (Если, конечно, нет оснований считать, что этой информацией воспользуются в преступных целях). Бенефициары имеют право создать свою общественную организацию, а моя работа состоит в том, чтобы обеспечить им это право».Пётр Москалюк отметил, что психоневрологический интернат — это учреждение открытого типа: «Сейчас пациент, чтобы выйти за пределы учреждения, должен получить у врача пропуск. Есть пропуска постоянные (то есть эти пациенты имеют свободное передвижение), а есть только на один раз. Я считаю, что людей с постоянными пропусками должно быть намного больше. Ведь у части бенефициаров вообще нет психических проблем, есть только социальные — негде жить, не могут найти работу, самостоятельно прокормиться и т. д.».
Осмотр сумок на входе в учреждение, по мнению адвоката, — это нарушение права на личную неприкосновенность: «Администрация столкнулась с большой проблемой — в учреждение проносят алкоголь и продают его на территории. В связи с этим у некоторых пациентов проверяют сумки. Но должны быть найдены другие способы решения этой проблемы. Нужно бороться с употреблением алкоголя путём просвещения и т. д., а не прибегать к таким методам, которые на деле являются неэффективными, так как алкоголь всё равно попадает на территорию, например, через забор».
Адвокат отметил, что проблемы, на которые жаловались пациенты, не новы, а повторяются из года в год. «Меня беспокоит то, что сейчас весь негатив направлен против директора. Получилось так, как будто пришла новый директор и создала все эти проблемы. Если смотреть в целом, в интернате всегда было не сладко», — сказал он.
«Я разговаривал и с г-ном Райчуком, и с администрацией учреждения. Нарушения были с обеих сторон. Есть жалоба со стороны г-на Райчука на администрацию и охрану учреждения, и есть жалоба со стороны администрации на этого посетителя. Расследованием этой ситуации уже будет заниматься полиция».Наталья ПЕТРУСЕВИЧФото Елены БелСправка-ПояснениеПсихоневрологический интернат — стационарное учреждение для социального обслуживания лиц, страдающих психическими расстройствами, утративших частично или полностью способность к самообслуживанию и нуждающихся по состоянию психического, а нередко и физического здоровья в постоянном уходе и наблюдении.
В Республике Молдова функционируют четыре психоневрологических интерната: в Бельцах (550 мест); Брынзенах Единецкого района (350 мест); Бэдиченах Сорокского района, (468 мест) и Кочиерах Дубоссарского района (370 мест).
Учреждения подведомственны Министерству труда, социальной защиты и семьи.Случайно ПересеклосьДва года назад бельцкий психоневрологический интернат оказался в центре скандала.В январе 2013 года в полицию обратилась пациентка психоневрологического интерната, инвалид II группы, с жалобой, что была изнасилована врачом учреждения. Следователи получили результаты психиатрической экспертизы, которая подтверждает, что пострадавшая вменяема.
Для беседы с пациентами в интернат была направлена группа, в состав которой входили следователи, участковые инспекторы и психолог. Выяснилось, что жертв сексуальных домогательств врача гораздо больше. Нежелательным вниманием они пользовались в течение двух лет. На подопечных интерната врач, по их словам, оказывал психологическое давление: угрожая, что в случае отказа отправит их в отделение строгого режима или если они сообщат кому-то о случившемся.
Сообщалось о 16 пациентках, которые подвергались насилию.Этот материал подготовлен на средства гранта, предоставленного Государственным департаментом США. Мнения, заключения и выводы принадлежат автору и не обязательно отражают позицию Государственного департамента США.
Поделиться в соцсетях:
Комментарии(0)