13.12.2014 - 20:28
Узурпированная Молдова, или За что партию «Patria» исключили из электоральной гонки?
Трудно поверить, но Ренато Усатый, на которого возлагали надежды и помыслы тысячи наших сограждан, чей феноменальный успех наверняка войдёт в молдавский учебник политологии, не стал «новоиспечённым» депутатом Парламента. Нет там и никого из членов его команды — всех их буквально за два дня до выборов спешно объявили вне закона. Чем же провинились это молодое политформирование и его лидер, за что их лишили права быть избранными народом Молдовы? Неужели прегрешения партии были так велики и ужасны, что единственно верным решением стало её изгнание из избирательного списка?Страх накануне часа «Х»Эти вопросы в Молдове задают друг другу тысячи людей. И самое интересное, что ответы на них очевидны — партии власти, в страхе потерять свои портфели и должности, накануне часа «Х» элементарно «слили» самого сильного и яркого конкурента. Рейтинги «Patria» и Ренато Усатого росли в геометрической прогрессии, да и сам настрой лидера партии, позиционировавшего себя как очень жесткого и последовательного политика, мягко говоря, «тревожил» представителей действующей власти. Первый политический проект Ренато Усатого — «Нашу Партию» они попросту не зарегистрировали, выдумав смешной и нелепый повод.
Новую партию — «ПаРУс», документы которой тщательнейшим образом готовились командой лучших юристов, могущественный Минюст в лице Олега Ефрима тоже «зарубил». На этот раз Усатого обвинили в фальсификации подписей членов новой партии. Поскольку никаких фальсификаций не было и в помине, полицейских заставили в срочном порядке их раздобыть. Недоученные внуки Дзержинского, иначе этих «доблестных» стражей порядка и не назовешь, путём шантажа и манипуляций стали выискивать признания у ветеранов — самой уязвимой и незащищённой в стране категории населения.Три уголовных делаПараллельно, для подстраховки, на главного «молдавского гастарбайтера» было открыто сразу три уголовных дела — его обвинили в слежке за комиссаром Бельц, в неких посягательствах в отношении журналиста Дурбалэ (основанием стала посланная Усатым эсэмэска со словами: «Так нельзя»), а также в предполагаемой денежной контрабанде. Вот только фактология «преступлений» явно хромала — бизнесмен Ренато Усатый, компания которого приносит ему в России официальный и немалый доход, имел право при каждом въезде в страну не декларировать десять тысяч долларов, что в итоге при его активных перелётах существенно превышало сумму, фигурировавшую в «деле».
В кампанию по дискредитации Ренато Усатого активно включились и румынские СМИ. Журналисты телеканалов «Antena-1» и «Antena-3» реанимировали старую историю с беглым банкиром Горбунцовым и даже съездили к нему в Лондон. Любопытно, что в ходе «объективного» телерасследования Усатому лишь один раз позвонили по телефону. Не удивительно, что позже Горбунцов лично признал всё ранее сказанное им враньём и заявил о своей готовности принести публичные извинения Ренато Усатому.
Словом, властями было сделано всё, чтобы Ренато Усатый и его партия не вошли в список политформирований, претендующих на мандаты в будущем Парламенте.Проблема № 1 для правящего альянсаОднако планам альянса помешал «ход конём» по-фалештски: Усатый возглавил список другой политической партии — «Patria». Политформирования с абсолютно чистой биографией. Естественно, ЦИКу ничего не оставалось, как зарегистрировать её в качестве электорального конкурента.
Тут-то и началось самое интересное! Предвыборная кампания Усатого, вкусившего все прелести молдавской демократии, была самой транспарентной и честной за всю историю Молдовы, что признавал и сам ЦИК. Из избирательного фонда «Patriа» оплачивалось абсолютно всё, начиная с покупки скрепок для офисов и заканчивая рекламой в социальных сетях.
Безупречная деятельность партии «Patriа» и работа на опережение самого Усатого, который накануне всех планируемых спецопераций уже оповещал об этом прессу, стали проблемой № 1 для всего правящего альянса. Их шансы остаться у власти уменьшались с каждым днём, поэтому на ликвидацию политического проекта Ренато Усатого были брошены все силы. Глава МВД Дорин Речан, абсолютно не стесняясь, совершенно открыто говорил в кулуарах, что «вопрос с "Patria" можно считать решённым».Небывалая истерияПочвой для уничтожения «Patriа» стала развернувшаяся в подконрольных властям СМИ небывалая истерия вокруг «Антифа» и надуманная привязка к этому самого Усатого и членов его команды. В сеть были массированно вброшены экстремистские ролики с вмонтированными фото, а чтобы причастность партии «Patriа» к организации «молдавского Майдана» ни у кого не вызывала сомнений, попытались взломать региональный офис партии в Криулянах, а также личный гараж Усатого, куда намеревались подкинуть арсенал оружия и фальшивые доллары.
За четыре дня до выборов ЦИК, рассмотрев финансовый отчёт партии «Patriа», фиксирует полное их соответствии Кодексу о выборах. Однако спустя 30 минут председатель Центральной избирательной комиссии Юрий Чокан созывает экстренное совещание для снятия политической партии «Patriа» с электоральной гонки на основании обращения МВД о мнимых финансовых нарушениях. Что же инкриминировал Речан «Patriа»?
Оказывается, именно в среду, 26 ноября, к обеду, в банк, где был открыт избирательный счёт партии, поступили 374 тысяч леев от некой оффшорной компании. «Благодетель», решивший поддержать партию Усатого, никому неизвестен, но его счёт был открыт в «Banca de Economii». Несмотря на то что транзакция вызвала подозрение и деньги были отправлены обратно, представители ЦИКа обвинили политформирование в финансировании из-за границы.Доказательная база на предположенияхТаковы главные аргументы снятия «Patria» с гонки. То, что доказательная база строилась не на реальных фактах, а исключительно на предположениях, никого не обеспокоило. Процитируем заявление МВД: «С мая по октябрь Ренато Усатый как физическое лицо официально ввёз в Молдову около 14 млн леев в разной валюте». Из них, по подсчётам полицейских, у него оставалось еще 8 млн леев. Именно эта сумма, по их предположению, и была неофициально потрачена Усатым на предвыборную кампанию. Доводы адвокатов партии, представленные уже в Апелляционной палате, о том, что все деньги из избирательного фонда — это пожертвования физических лиц, которые могут подтвердить свои доходы налоговыми декларациями, судьями не были приняты во внимание.
Равно как и не стали уважаемые судьи вникать в историю с покупкой автомобилей водителем Ренато Усатого Сергеем Добря и членом политформирования Александром Атаманенко, которых обвинили в том, что они приобрели их, не имея официальных доходов. Судьи не потрудились разобраться в том, что машины эти были подарены меценатом Ренато Усатым фалештской больнице, фалештскому уголовному розыску, одному из благотворительных проектов, комратскому реабилитационному центру и т. д. Естественно, автомобили были куплены и оформлялись не лично Усатым, а его доверенными лицами Сергеем Добря и Александром Атаманенко. Они были номинальными собственниками этих транспортных средств до передачи их бенифициарам.
Никто из судей не учёл, что часть этих машин была приобретена зимой — весной 2013 года, другая — зимой-весной 2014 года, то есть до того периода, как Ренато Усатый, по словам полицейских, «ввёз в Молдову около 14 млн леев». Между тем общеизвестно, что информация о покупках, совершённых в 2014 году, в соответствии с законом декларируется в налоговых органах в марте 2015 года.Последний гвоздь в гроб молдавской демократииВ отчёте для ЦИКа указаны затраты политформирования на бензин, составившие около миллиона леев. При этом команду Усатого обвинили в утаивании… 24 тысячи леев, потраченных на эти же цели. Объясните, где логика? Если партия израсходовала на бензин такие большие деньги, зачем скрывать столь незначительную сумму?
Партию «Patria» обвиняют в том, что в период с августа по октябрь на мобильную связь было потрачено 112 тысяч леев и якобы эти деньги не были задекларированы. Однако никто не вспомнил, что политформирование в качестве электорального конкурента было зарегистрировано только 13 октября.«Начиная с этого периода все платежи уходили строго из избирательного фонда», — доказывали суду адвокаты партии, но так и не были услышаны.
В субботу, 29 ноября, Высшая судебная палата республики ожидаемо проштамповала решение Апелляционной палаты об исключении из кандидатов политической партии «Patria» и тем самым забила последний гвоздь в гроб молдавской демократии. Ну а торжественные похороны этой позорной акции состоялись 30 ноября 2014 года.Галина ДАНИЛОВАПубликуется на правах политической рекламы.