Первая неделя предвыборной кампании преподнесла сюрприз. О приостановлении своего статуса кандидата в депутаты Парламента заявил глава Гагаузской автономии, один из лидеров блока «Выбор Молдовы — Таможенный союз» Михаил Формузал. Свой уход из предвыборной гонки политик объясняет напряжённой обстановкой в южном регионе Молдовы. Реальные причины отказа Формузала от выборов несколько иные. Спектр левыхНынешние выборы предоставили избирателям целый спектр новых партий и движений левоцентристского толка. Помимо традиционных коммунистов и социалистов, в бюллетенях появились «коммунисты-реформаторы», «возрожденцы», «Выбор Молдовы — Таможенный союз», «Patria-Родина» и т. д. Новички регистрировались буквально накануне выборов. Большая их часть практически не ведёт предвыборной работы. Очевидно, что задачей ряда свежеиспечённых партий было просто занять место в бюллетене, чтобы запутать избирателей.
В похожих обстоятельствах появился и блок с громким названием «Выбор Молдовы — Таможенный союз». Лидеры Партии регионов (ПРМ) и социал-демократов (СДПМ), основных участников этого блока, вполне себе понимали, что их общее детище едва ли способно набрать больше 6 % голосов избирателей — порог для вхождения в Парламент одной партии. Блоку для входа в Парламент и вовсе нужны 9 %. Где их взять в условиях, когда Москва чётко поддержала Партию социалистов, а правящая коалиция контролирует практически все телеканалы и другие СМИ в стране?«Историческая» личностьФигура лидера СДПМ Виктора Шелина в молдавском политическом паноптикуме хрестоматийна. За последние два года он дважды возглавлял громкие общественные инициативы, способные встряхнуть правящую коалицию, но обе они ничуть её не обеспокоили и окончились ничем.
В 2012 году социал-демократы господина Шелина инициировали сбор подписей в пользу проведения референдума о присоединении Молдовы к Евразийскому экономическому союзу. Инициаторы собрали около 230 тысяч подписей при необходимом минимуме в 200 тысяч. Однако, как выяснил ЦИК, почти 198 тысяч подписей оказались недействительными. Причём наличие фальшивок подтвердили и независимые эксперты. Виктор Шелин, разумеется, с этим был не согласен, но… не стал сильно упорствовать в суде. В результате сама идея интеграции Молдовы в евразийские проекты оказалась скомпрометированной.
Тогда и возникли подозрения, что Виктор Шелин сотрудничает с серым кардиналом правящей коалиции, первым вице-председателем Демократической партии Владимиром Плахотнюком. Их озвучил кишинёвский муниципальный советник Виктор Гурэу. Шелин от обвинений просто отмахнулся.
Однако вот и второй эпизод, уже накануне нынешней избирательной кампании. Из-за подписания проевропейской коалицией Соглашения об ассоциации с Евросоюзом наши аграрии в северных районах попали под автоматически введённое Россией эмбарго. Протестные настроения в среде сельхозпроизводителей ширились, Виктор Шелин вызвался их возглавить. Он даже организовал «поход аграриев на Кишинёв», который закончился в Бельцах… на условиях премьера Юрие Лянкэ: протест погасили в зародыше, аграрии разъехались по домам, а власти до сих пор откладывают выплату обещанных компенсаций.Блок-спойлер?Когда Формузал, Шелин и Топольницкий объявили о формировании блока «Выбор Молдовы — Таможенный союз», в экспертной среде проявились сомнения в искренности намерений лидера СДПМ. Предыдущий союз Виктора Шелина с Партией коммунистов закончился пшиком.
Либо оглушительным успехом, если оценивать эти действия с точки зрения технологов и кукловодов правящей коалиции. Ведь господину Шелину удалось эффективно купировать опасные для властей социальные инициативы. А сейчас он успешно втянул в совместное предприятие Партию регионов, имевшую реальные шансы самостоятельно участвовать в выборах в Парламент.
Изначально у Партии регионов, созданной Михаилом Формузалом, были неплохие перспективы. Ещё в августе ПР по данным соцопросов могла рассчитывать на 5—6 % голосов на своих первых парламентских выборах. Однако молдавские регионалы столкнулись с отсутствием необходимых средств. Это, по всей видимости, и вынудило их блокироваться с социал-демократами. Однако вот вопрос: какие финансовые ресурсы мог гарантировать Шелин? Не секрет, что ему еле-еле хватает на собственную партию.
Ответ, скорее всего, искать не придётся долго. Деньги мог предоставить тот, у кого они есть. И кому было выгодно, во-первых, вывести из игры потенциально опасного соперника, а во-вторых — дезориентировать левый электорат, растащить голоса, которые могли отойти к социалистам. Кто этот загадочный персонаж, действующий словно кукловод из-за ширмы? Ну кто же в Молдове его не знает…
Кстати, деньги можно было даже не давать. Только пообещать. И ведь сработало!
В последний момент Михаил Формузал попытался выйти из игры. А потом, окончательно запутавшись, сказал, что может вернуться… В итоге он сам и Партия регионов растеряли и поддержку среди молдавских избирателей, и симпатии Москвы. И если социал-демократам к поражениям не привыкать, то для Партии регионов эти выборы из первых могут стать и последними.
Бравый Шелин очередное задание выполнил.Анна МОРАРЬ, независимый журналист Материал подготовлен и опубликован при поддержке общественного движения Социальный форум Молдовы.Публикуется на правах политической рекламы.