Молдавская культура понесла тяжелую утрату: на 73-м году жизни перестало биться сердце актера Кэлина Маняца (15 июля 1941 — 20 февраля 2014) — заслуженного артиста Республики Молдова, одного из старейшин Национального театра имени В. Александри службе в которой он отдал более сорока лет. За эти годы созданы десятки ярких, колоритных ролей в театре и кинематографе.
Церемония прощания с Кэлином Маняцэ состоится в субботу, 22 февраля, в здании Национального театра имени В. Александри. Начало — в 10.00.Приводим выдержки из статьи журналиста Михаила Местера, опубликованной в 2011 году? когда артист отмечал 70-летие. Кэлин Маняцэ, одна из наиболее колоритных фигур бельцкой театральной сцены, готовится отметить во второй декаде июля 70-летний юбилей.
Он появился на свет 15 июля 1941 года в молдавском селе Ванчикауцы Новоселицкого района Черновицкой области. Исторически это была часть Буковины, украшением и гордостью которой являлся Прут — в ту пору и ещё недавно одна из самых чистых рек Европы…
Кэлин Маняцэ был выходцем из семьи потомственных земледельцев, издревле знавших толк в возделывании виноградной лозы и преуспевавших в рыбной ловле да охоте. Сверх того, прадед, дед, отец и брат нашего героя всерьёз увлекались игрой на духовых музыкальных инструментах. Вся семья прекрасно танцевала и умела быть душой любого сельского празднества. Так что первый шаг будущий артист сделал в тот самый день, когда взял в руки трубу, поблескивающую на солнце. Это и был, наверное, его изначальный порыв в направлении искусства.
Первым жизненным эпизодом, когда маленькому Кэлинашу потребовался настоящий артистизм, стала встреча со священником Ионом Кирияком. Обычно мальчишки кротко кланялись многоуважаемому духовному лицу, почтенно прикасались губами к его кисти — и получали в награду божье благословение, а в дополнение к нему мелкую монету, копеек этак 15—20 (заметим в скобках, что килограмм арбузов стоил в ту пору три копейки). Юный Кэлин, учуяв всю прелесть батюшкиного поощрения, решил получить монетку ещё раз. Для этого он дворами промчался вдоль главной дороги села — ныне здесь проходит трасса из Кишинёва в Черновцы; потом, перевоплощаясь, изрядно взлохматил себе шевелюру и прилизал чуб поближе к бровям… Эффект был достигнут, батюшка Ион повторно одарил притворщика двадцатикопеечным кругляшом.
Два других памятных артистических дебюта состоялись для Кэлина Маняцэ на сцене небольшого сельского клуба. Уже первоклассником мальчик читал публике огромное шуточное стихотворение, а год спустя, сняв привычные онучи, удостоился чести танцевать в непомерно больших отцовских сапогах.
Несколько лет посещал он танцевальный кружок в Доме культуры. Творчески вырос настолько, что в числе лауреатов районного, а затем областного смотра художественной самодеятельности поехал в Киев на финальный тур, где солировал в молдавской хореографической сюите. Кульминационный момент того выступления Кэлин Маняцэ запомнил на всю оставшуюся жизнь: едва он оттанцевал свою часть коллективной программы, как тут же зал взорвался шквалом аплодисментов, приветственными возгласами публики. Юный артист искренне полагал, что лично причастен к этим овациям. Но оказалось, что радость успеха и славы надо было разделить на две примерно равные части: зал стоя приветствовал не столько Кэлинаша и его ванчикауцких сотоварищей, сколько знаменитого маршала Климента Ефремовича Ворошилова — правую руку и давнего друга Иосифа Сталина, диктатора всея Руси.
К числу серьёзных увлечений молодости Кэлин Маняцэ относит сейчас и спорт. Бокс, борьба самбо и особенно фехтование стали тем дополнением, без которых было бы труднее переносить жизненные нагрузки, многолетние выездные гастроли «труппы на колёсах». Герой нашего рассказа пришёл в молдавскую труппу Бельцкого драматического театра в самом начале 1960-х годов. Тогда тон здесь задавали три незаурядные персоны, ныне аллегорически изображённые в составе скульптурной композиции, украшающей фасад нового театрального здания. Там отображены Михаил Волонтир, Юлиан Кодэу и Анатол Пынзару (автор скульптуры Юрий Хоровский).
Приезду в Бельцы предшествовали годы учёбы на факультете театрального искусства, поначалу сформированном при Кишинёвской консерватории. В ней в те годы занимались, к примеру, будущие корифеи и «символы нации» — такие как Евгений Дога и Мария Биешу. Наставниками тех, кто выбрал для себя профессию актёра театра и кино, были в ту пору именитые, а ныне уже легендарные Виктор Герлак (декан), Пётр Баракчи, Валериу Купча. Тогда же, в начале 1960-х, Маняцэ почти-почти откликнулся на предложение влиться в состав прославленного «Жока». Но тяга к театру всё же взяла верх.
В Бельцах лучшими из его коллег, наставников, друзей стали Григоре Григориу (жили в одной комнате — с единственной панцирной кроватью и крохотной электроплиткой), Михай Волонтир, Юлиан Кодэу, Михай Чобану, Лидия Норок-Пынзару, Константин Ставрат, Паулина Потынгэ, Эмилия Лупан…Все вместе увлекались они блестящей игрой неотразимых гениев мирового киноэкрана — Жана Габена, Фернанделя, Жана Марэ…
Бельцкий театр, молдавская труппа которого была сформирована лет на десять позже русской (соответственно в 1947 и 1957 годах), строила свой репертуар на «трёх китах» —национальной, русской и мировой классике. К ней неизменно добавляли пьесы советских авторов, тоже подчас не лишённые таланта и злободневности сюжетов. Играли произведения В. Александри, И.-Л. Караджиале, И. Крянгэ, А. Бусуйока, П. Кэраре, Г. Маларчука…Часто гастролировали во всех уголках Молдавии, совершали успешные турне по Черновицкой и Ужгородской областям Украины, всё чаще бывали в Румынии, участвовали в республиканских, всесоюзных и международных театральных фестивалях, откуда привозили многочисленные награды и звания лауреатов.
Около полутора десятилетий театр вообще не имел собственной сцены: старое здание было разрушено, а на его месте медленно и подчас мучительно возводился новый театральный комплекс (архитектор Янина Гальперина, Москва). Коллектив выступал на «скромной» сцене Дворца культуры и вынужденно старался побольше времени проводить на выезде.
К началу нового тысячелетия послужной список заслуженного артиста Молдовы Кэлина Филипповича Маняцэ включал в себя восемь ролей в кино и более ста образов, воплощённых на театральной сцене.
«Звёздным часом» стала его работа в комедийной ленте «Путешествие в апреле», где партнёром К. Маняцэ оказался знаменитый Александр Збруев. Творческая судьба сводила Маняцэ с выдающимися деятелями молдавской и российской культуры — Вениамином Апостолом, Титусом Жуковым, Ионом Друцэ, Серафимом Сака, Ионом Боршевичем, Константином Руснаком, Софией Ротару, Марком Захаровым, Вадимом Дербенёвым, Олегом Янковским, Инной Чуриковой, ветеранами русской труппы Бельцкого драмтеатра Анатолием Турченко, Валерианом Головченко, Софьей Скульбердиной…
Кэлин Маняцэ зарекомендовал себя как актёр, безоговорочно способный создавать яркие и запоминающиеся сценические образы в широком спектре амплуа — от комедии, так называемых характерных ролей, и до трагикомедии, водевиля, фарса.
Как-то раз мы с Кэлином Филипповичем разговорились о том, в каких пропорциях настоящий артист должен сочетать талант и труд. Сошлись на том, что благоприятным для творчества соотношением надо признать 51 процент таланта и 49 процентов каждодневной работы над собой. Ну а идеальная смесь — умножение ста процентов Божьего дара на сто процентов вдохновенного труда; это уже формула успеха для гениально одарённых — тех, кто готов ежевечерне совершать бесконечное восхождение к вершинам лицедейства.
— Эта работа приносит ни с чем не сравнимую радость, когда находишь ты силы отдаться ей сполна, — сказал мне на прощание заслуженный артист. И добавил: талантливому актёру, драматургу, режиссёру жизненно необходим Талантливый и Чуткий Зритель — ибо без него высокое ремесло наше не принесёт ожидаемых плодов.
Звание «Заслуженный артист РМ» было присвоено К. Ф. Маняцэ в 1991 году и добавило к заработку ветерана сцены двадцать пять леев.
Последние несколько лет Кэлин Маняцэ преуспел в увлечении, к которому давным-давно тянулся всей душой. Решил увидеть мир, побывать в странах, о коих прежде знал только из книг и ТВ. Посетил святые библейско-христианские места Израиля, путешествовал по Австрии, Германии, Франции, Испании, Швейцарии, странам Бенилюкса, даже в Монако и в далёкую Панаму раз-другой заглянул. И повсюду Кэлин присматривается не только к архитектурным достопримечательностям, но и к нравам, лицам, жестам, мимике, культуре человеческих взаимоотношений.
По обе стороны «железного экономического занавеса» люди любят общаться с Кэлином Маняцэ. И не потому, что тот сладкоречив, сверхулыбчив или источает дамам комплименты. И даже не потому, что стародавний актёр в совершенстве освоил ещё одну развлекательную профессию — демонстрирует вполне профессионально многие десятки фокусов: «ловкость рук, и никакого мошенства»! Кэлин обаятелен и элегантен, безупречен в классическом и современном танце, способен быть интересен в равной мере и дипломату, и финансисту, и завсегдатаю висбаденского казино…
Актёр-профессионал уверен, что современный театр способен сыграть свою особую облагораживающую роль — пробудить в людях разум, потребность к объединению усилий на чистых и честных гражданских позициях. Без этого общество может оказаться не способным сделать нашу общую жизнь справедливее и совершеннее.Михаил МЕСТЕР
Поделиться в соцсетях:
Комментарии(0)