Бельцкой картинной галерее им. Антиоха Кантемира 1 сентября исполнилось 40 лет. По этому случаю «СП» беседует с экс-директором учреждения, возглавлявшим его более трёх десятилетий, — Людмилой Козыревой. Картинная галерея в городском ДК— Людмила Борисовна, кому пришла идея создать в Бельцах первую галерею?— Я точно не помню имени, но в 70-е годы один из отцов города по фамилии Кухарук решил, что развивающемуся промышленному городу Бельцы необходима картинная галерея, где бы бельчане и гости города могли приобщаться к искусству. Решил, сказал, сделали.— Расскажите, что собой представляла картинная галерея 40 лет назад?— Сорок лет назад галерея располагалась на третьем этаже городского Дома культуры. Это были несколько объединённых в одно помещений, где полностью стеклянной была одна из стен, что давало выгодный естественный свет. Там всё было приспособлено для самого лучшего экспонирования. Однако, когда галерея открывалась 1 сентября 1973 года, руководство города сказало, что этот зал временный, галерея пробудет здесь до тех пор, пока не подыщут другое помещение. Временное затянулось на 10 лет...— До сентября 1973 года в Бельцах была картинная галерея?— Нет, до того момента никакой галереи в городе не было. Но в Бельцах всегда были талантливые художники — Леонид Пинчевский, Штефан Флореску, Стефан Садовников и другие, которые вынуждены были выставлять свои работы в столичных галереях или в каких-то маленьких, камерных помещениях. В те годы в Молдове существовала очень активная художественная жизнь: художников приглашали на различные семинары, экспозиции, какие-то тематические занятия, обсуждения выставок, там же они, пользуясь случаем, и выставляли свои картины.
После открытия бельцкой картинной галереи к нам стали приезжать уже столичные художники. Приезжали, чтобы посмотреть на работы бельчан, да и на саму галерею.— Когда состоялась первая выставка картин?— Первая выставка была организована даже раньше, чем закончилась подготовка залов в ДК. Решили не сидеть сиднем и ждать конца ремонта, а организовать выставку художников-любителей и народных мастеров. Первая экспозиция прошла в том же ДК, но в методкабинете — помещении довольно большом и светлом.Следующую выставку, первую в специально подготовленном зале, по приказу Минкультуры в бельцкую галерею привезли из Кишинёва в сентябре 1973 года, и была она посвящена жизни, деятельности и времени Дмитрия Кантемира. Выставка была очень интересной и богатой на экспонаты.
Потом были выставки из союзных республик и даже из Москвы. Например, московские картинные галереи обязательно два раза в год выставляли в Бельцах работы своих молодых художников.— Кто были первые сотрудники галереи? И как Вы пришли сюда на работу?— Первый коллектив состоял из 13 человек и директора Леонида Красильникова — человека интеллигентного и умного. Все сотрудники были молодые и ошарашенные тем, что не знали, что делать на новой должности. Считаю, что это был не только период зарождения галереи, но и её лучшие годы — расцвет. В ту пору у галереи были свои рабочие, свой транспорт, что помогало решить массу проблем с разгрузкой-погрузкой и доставкой экспонатов. Понятия не имею, откуда брались деньги на содержание галереи, но финансовые вливания ощущались постоянно, галерея ни в чём не нуждалась.
Я же в картинной галерее оказалась случайно. По первому образованию я — историк. Окончив Молдавский госуниверситет, я искала работу учителя в школе. Не нашла, но услышала, что требуются молодые специалисты в открывающуюся картинную галерею. Историческое образование позволяло мне работать в любых учреждениях искусства. Так и случилось, что в моей трудовой книжке приказ о назначении на должность научного сотрудника датирован 1 сентября 1973 года. Чтобы не комплексовать из-за отсутствия специального образования, я через год попыталась поступить в Ленинградский институт искусств. Поступила только со второй попытки, получила специальность искусствоведа. В 1978 году я встала у руководства картинной галереи.— Кто из молодых художников-бельчан выставлялся в Бельцах с момента создания картинной галереи и чьё имя впоследствии стало известным?— Известность получили Леонид Пинчевский, Стефан Садовников — это лишь те немногие имена, которые я вспоминаю сходу. Помимо начинающих художников, у нас выставлялись и корифеи молдавского изобразительного искусства, известные не только в Молдове, но и на всём постсоветском пространстве: Михай Греку, Лазарь Дубиновский, Элеонора Романеску. Работы этих мастеров неоднократно выставлялись в московских и питерских галереях, о них хорошо отзывались критики и зрители, и было это не только в советские времена, но и после развала Союза. Не знаю, кто сегодня может похвастаться тем, что его экспозиции проходили в Москве или других крупных городах мира.Время перемен: новое здание и новые проблемы— В каком году картинная галерея переехала в новое здание?— В новое, собственное помещение мы переехали осенью 1984 года. Чтобы мы могли выгодно экспонировать работы, в новом помещении пришлось делать перепланировку — ведь мы переезжали на первый этаж жилого дома, где находимся и по сей день. Пока здесь шли ремонтные работы, галерея не закрывалась ни на один день — выставки проходили в здании ДК.— Что изменилось после переезда?— До конца 80-х в деятельности галереи практически ничего не менялось. Мы так же организовывали выставки работ художников не только из Бельц, но и со всего севера республики, к нам приезжали со своими картинами столичные гости: и из Кишинёва, и из Москвы.
Но вот нахлынули так называемые «лихие 90-е». Это было ещё то времечко. Помню, к нам свободно приходили мужчины спортивного телосложения с рулетками в руках и измеряли площадь помещений, о чём-то друг с другом переговаривались, советовались, что здесь лучше открыть — бильярдную, бар или ещё что-то. А мы, работники, ничего не могли с ними поделать. После нескольких таких визитов терпение моё лопнуло, и я пошла в примарию с просьбой разобраться. Спасибо руководству города тех времён, а именно Аурелу Пуйке — он нас отстоял и не позволил открыть вместо картинной галереи какое-то увеселительное заведение. А желающих сменить статус и предназначение этого помещения было много — ну, конечно же, такое большое помещение да ещё в центре города отдали под выставки картин... От воспоминаний аж мурашки по коже бегут.— Здание отстояли, а как в целом галерея пережила эпоху перемен?— С развалом страны правительству стало не до искусства. У нас уменьшилось количество выставок из других республик, да и кишинёвские художники не часто баловали нас своим вниманием. Желая исправить ситуацию и вдохнуть новую жизнь в наше детище, мы переключились на организацию выставок художников-любителей из Бельц и других северных районов.
В целом же в эпоху перемен галерее приходилось не сладко: уменьшилось финансирование, уменьшился штат сотрудников... Одно время в галерее не было отопления, и, чтобы не портились картины, особенно в зимнее время, мы их кутали, прятали, как могли, в других, более тёплых помещениях. Всё, давайте поговорим о более современном периоде, о двухтысячных....Двухтысячные — второе дыхание для галереи— Хорошо, перейдём к современному периоду. Как обстояли дела у бельцкой галереи в начале 2000-х годов? А сегодня?— С уверенностью могу сказать, что в эти годы у галереи открылось второе дыхание, возрождение, если хотите. Если в период 90-х мы вынуждены были выставлять работы местных малоизвестных художников, чтобы нас не закрыли совсем, то сейчас мы полностью поменяли своё направление деятельности. Сейчас мы принципиально выставляем работы только молодых, начинающих художников. Сегодня, все, кто к нам приходит, могут посмотреть и познакомиться с творчеством не только мастеров из Бельц, но и из регионов.
На сегодняшний день у нас значительно улучшилось финансирование, местные власти стали по-возможности снабжать нас необходимым техническим оборудованием — компьютером, кинопроектором, другой оргтехникой, стали выделять деньги на ремонт.
Мы планируем открыть лекционный зал, где будем вести ознакомительные уроки для всех желающих. Руководство города нас поддержало. Сейчас там идёт ремонт. Но мы, несмотря на всё это, всегда говорим, что нам мало денег.— Не так давно галерее присвоили имя Антиоха Кантемира. Чья это была инициатива?— Действительно, вот уже несколько лет как картинная галерея стала «именной». Это было решение руководства примарии и муниципального Совета. Я как руководитель не противилась этому, тем более что семья Кантемир по-доброму «прошлась» по жизни галереи. Ведь первая выставка в далёком 1973 году была посвящена Дмитрию Кантемиру. Наверное, в этом есть какая-то взаимосвязь.С годами зритель меняется— С годами менялась галерея, сменялись выставки... А зритель менялся?— Безусловно. Мне очень нравится наблюдать за нашими посетителями. Люди стали более грамотными в искусстве, возможно, это благодаря повальному увлечению Интернетом. Раньше люди были немного тоньше эмоционально и психологически. Уже давно замечено, когда зритель смотрит на картину, то он не очень следит за выражением эмоций на своём лице, а мы, работники галереи, научились эти эмоции читать. Если раньше на лицах было больше утончённости, вдумчивости, то сегодня этого нет. Сейчас зритель действует по принципу: пришёл, посмотрел, развернулся, отошёл, ещё раз посмотрел и сразу вынес своё суждение — нравится или нет ему та или иная работа. Никоим образом не хочу принизить наших посетителей, напротив, такой подход к искусству не означает, что зрителю не интересно, просто у него другое отношение, другое восприятие.— Сколько выставок в год проходит в галерее?— По плану — 10 в год, однако у нас ежегодно проходят 12—15 выставок, а иногда и больше. И если в прошлые годы мы вынуждены были искать художников, согласных выставляться, то сегодня они сами приходят к нам и просят организовать им выставку.
Если же подсчитать общее количество выставок за все 40 лет существования бельцкой картинной галереи, то их было более 400. Более точную цифру вам никто не скажет.— Чтобы Вы хотели изменить в работе картинной галереи?— А я уже изменила. После сорока лет руководства я по собственному желанию ушла с должности директора и передала её более молодому, но не менее опытному сотруднику — Виорике Калараш. Теперь я научный сотрудник. Думаю, что вместе мы сможем сделать много нового и полезного для развития нашего детища. Конечно же, у нас есть много планов и новых задумок, но об этом не сейчас...Виктория ВОРОНЦОВА
Поделиться в соцсетях:
Комментарии(0)