
В июле прошлого года на АО «Produse cerealiere» (комбинат хлебопродуктов) был инициирован процесс несостоятельности. Будет предприятие с почти 70-летней историей ликвидировано или после реорганизации получит новую жизнь, пока неясно.
Слухи о происходящих на предприятии переменах шли уже несколько месяцев. Люди говорили, что летом уволили Валентина Степанова — директора, который руководил комбинатом около 30 лет. Позже появилась информация, что цеха сдают в аренду, а людей выгоняют на улицу. Как нам сказали, на заводе осталось 11 человек. Что на самом деле происходит на одном из бывших флагманов бельцкой промышленности, разбиралась «СП».
Руководство отстранилось
Бывший директор Валентин Степанов не смог прояснить нам ситуацию. По его словам, он уволился по состоянию здоровья 8 месяцев назад и с тех пор не знает, что происходит на предприятии.
Галина Максименко, генеральный директор АО «Enteh» (компании, которая владеет контрольным пакетом акций АО «Produse Cerealiere»), отказалась давать комментарии, однако сообщила, что предприятие находится в стадии ликвидации и судом назначен управляющий этим процессом. К нему и посоветовала обратиться. На вопрос, что привело комбинат к банкротству, она резко ответила, что эти причины всем известны: экономический кризис и, мягко сказано, не продуманные законы руководства страны в сфере финансово-экономической политики.
В интервью информагентству InfoMarket в начале 2012 года Галина Максименко объяснила, чем обусловлен такой спад: «Можно перечислить множество факторов, которые повлияли на спад производства, но главные их них — повышение налогового давления на производителей и, как следствие, сокращение спроса на нашу продукцию из-за вынужденного роста цен. Сегодня доля налогов в ликёроводочном продукте гораздо выше, чем в любом другом. В среднем они составляют 50 % от стоимости продукции, а по некоторым позициям — две трети. При этом непрерывно увеличиваются расходы на энергоносители, сырьё, тару, этикетку, пробку, логистику. Сильно ограничены каналы дистрибуции продукции. В комплексе это и создаёт предпосылки для сокращения производства».
И далее: «По нашему мнению, жёсткая акцизная политика приводит к весьма сомнительным преимуществам для государства. При повышении акциза на 20 % бюджетные поступления вырастают лишь на 5—6 %. Дорожает качественный продукт, происходит резкое снижение легального производства и возрастает контрафакт, с которым, кстати, у нас последовательно никто и не думает бороться».
К слову, по данным официальной статистики, производство ликёроводочной продукции в Молдове за последние 5—6 лет сократилось почти втрое.
Под контролем суда
Мы выяснили, что управляющей назначена Марьяна Одажиу, которая от общения с прессой отказалась. Поскольку «Produse Cerealiere» — акционерное общество, то его деятельность контролирует Национальная комиссия по финансовому рынку. К её территориальным представителям мы и обратились.
Начальник бельцкого офиса НКФР Виталий Ногаль подтвердил, что на АО «Produse Cerealiere» запущена процедура несостоятельности, иными словами, неплатёжеспособности или банкротства. Возбудить процесс несостоятельности и назначить администратора может только Апелляционная палата.
По данным Бельцкой апелляционной палаты, исковое заявление было подано 27 июля 2012 года. Необычность ситуации в том, что с иском обратилось само АО, а не кредиторы, т. е. руководство предприятия посчитало, что не способно отвечать по своим долгам перед кредиторами.
«На момент подачи искового заявления АО задолжало своим кредиторам 12 893 000 леев, в то же время самому предприятию должны порядка 4 млн. Констатируя эту ситуацию, руководство решило обратиться в суд, чтобы решением суда объявить предприятие банкротом. Такое по закону возможно», — объясняет Виталий Ногаль и называет три основные категории долгов: перед госбюджетом по налогам и сборам, перед экономическими агентами по договорам и перед работниками по зарплате.
Определением суда от 30 июля 2012 года заявление принято и, соответственно, был наложен секвестр (блокировка, запрет на отчуждение) на всё имущество, которое принадлежало предприятию. В сентябре Апелляционная палата приняла решение возбудить процесс несостоятельности АО «Produse Cerealiere» и назначила администратора.
С этого момента администрация комбината, все должностные лица общества и сами акционеры по закону отстраняются от управления. Единственный человек, который отвечает за предприятие, — администратор. «На момент банкротства действует управляющий под контролем суда, комитет кредиторов и общее собрание кредиторов. То есть кредиторы объединяются и решают в судебном порядке, каким образом они вернут свои деньги», — говорит Виталий Ногаль.
Работников изменения не коснулись
Значит ли это, что производство остановилось, а все его сотрудники уволены? Как нас заверили на предприятии, «людей на улицу не выгнали»: большинство работников трудится на тех же местах — просто на других «хозяев», поскольку часть производственных линий передана в аренду. К примеру, по-прежнему выпускается водка, причём под той же торговой маркой «Spicul de aur». «Как называется предприятие, роли не играет, главное — чтоб люди работали», — сказали нам.
И всё же от некоторых направлений деятельности пришлось отказаться: проданы винзавод (2012 г.) и свиноферма (2011 г.), остановлены хлебопекарное производство (в последнее время оно тоже было в аренде) и производство комбикормов.
По словам начальника территориального офиса НКФР Виталия Ногаля, продолжать деятельность в процессе банкротства — это нормальная практика. Кроме того, что сохраняются рабочие места, за счёт аренды оплачиваются расходы за электроэнергию, связь и т. д. «Администратор имеет право расторгать ранее заключённые договоры (например, аренды, кредиты банковские) или инициировать их расторжение через суд, если после проведённого анализа считает, что они противоречат интересам предприятия. Если же договор нормальный, текущий, например с оператором связи на обслуживание, то как вы откажетесь от него?» То же касается и договоров аренды.
Ликвидируют или перестроятся?
Как объяснил Виталий Ногаль, когда объявляется процесс о несостоятельности, прежде всего проводится оценка имущества компании, чтобы понять, каким путём идти. Возможны два варианта: ликвидация предприятия и распродажа всех активов (по частям или комплексно) и расчёт с кредиторами или реструктуризация, когда что-то продаётся, а что-то остаётся и развивается.
«Вторая процедура предполагает, что через определённое время предприятие выходит из банкротства и продолжает свою работу. Кстати, они уже проходили однажды процедуру банкротства с 1999 по 2002 г. Они тогда перестроились и через три года восстановили свою платёжеспособность. Более того, когда они встали на ноги, в 2002—04 гг. даже дивиденды выплачивали», — напоминает Виталий Ногаль.
По его мнению, сегодня рано говорить, какая процедура будет выбрана, потому что сначала нужно оценить имущество, которым располагает банкрот. Исходя из анализа, который представит администратор, суд решит, будет АО ликвидировано или реструктуризировано. В дальнейшем любые действия совершаются с согласия кредиторов и утверждаются судом.
Как предполагает Виталий Ногаль, вероятнее путь реструктуризации. «Земля у них приватизирована, недвижимость зарегистрирована — активы, которыми они владеют, позволяют им справиться с долгом в 13 млн. Но для того, чтобы рассчитаться, им придётся часть имущества продать. И цеха, не задействованные в процессе производства, могут быть отчуждены. У них произошла в своё время диверсификация, и это дало результат».
По решению бельцкой Апелляционной палаты от 3 сентября, управляющий обязан был представить отчёт суду на следующем судебном заседании 2 ноября 2012 г.. Как сообщается на сайте Апелляционной палаты, заседание по данному делу назначалось и на 31 января 2013 г. Однако на предприятии нам сообщили, что пока ни оценка имущества не проводилась, ни совет кредиторов не собирался.
Марина БЗОВАЯ
Справка-Пояснение
Бельцкий комбинат хлебопродуктов был создан в апреле 1944 г. Занимался переработкой зерна, производством высококачественной хлебопекарной муки и манной крупы, а также комбикормов. Это был самый крупный объект отрасли на севере республики.
В начале 90-х годов объёмы производства резко сократились. Опустели элеваторы (сельское хозяйство пришло в упадок), упал спрос хлеб и на комбикорм (ферм практически не стало). Коллектив комбината остался без работы.
В 1995 г. комбинат прошёл этап акционирования. Держателем контрольного пакета акций стало государство.
В 1996 г. впервые в республике здесь было организовано производство зернового спирта. Спиртовой цех ежесуточно обеспечивал выпуск 1000 декалитров зернового спирта класса «Люкс», «Экстра» и высшей очистки, пригодного не только для алкогольного, но и для фармацевтического производства.
В 2000 г. государство продало свою долю АО «Enteh», которое и стало основным инвестором всех дальнейших проектов.
C 2001 г. налажено водочное производство под торговой маркой «Spicul de aur».
В 2002 г. АО «Produse Cerealiere» приобрело винзавод в с. Гетлово, где через 1,5 года стали выпускать креплёные вина на базе винограда «изабелла».
Располагая кормовой базой (комбикормами и отходами спиртового производства — бардой), предприятие решило заняться производством свинины. Восстановили свиноферму в Корлатенах. Вскоре там содержалось свыше 3 тысяч голов свиней.
К юбилейному для предприятия 2004 году коллектив АО «Produse Cerealiere» насчитывал более 520 человек.
В середине нулевых АО «Produse Cerealiere» было одним из самых успешных и прибыльных предприятий не только в Бельцах, но и во всей республике. Только в 2005 г. чистая прибыль составила 4 363 000 леев ($ 335 тыс.). К 2007 г. уставный капитал компании составлял свыше 60 млн леев, около 10 раз общество проводило дополнительные эмиссии (выпуски) акций.
27 июля 2012 года АО «Produse Cerealiere» подало исковое заявление в Апелляционную палату Бельц о признании предприятия несостоятельным.