Напомним, речь идёт о том, что по новым правилам оптовым базам запрещено производить наличные расчёты, введено понятие комбинированной торговли (оптом и в розницу), для которой установлены особые требования: самообслуживание с помощью тележек, карты доступа для клиентов, не менее 200 парковочных мест и не менее 15 тыс. наименований товара.
Среди принятых поправок есть замечание о том, что закон вступает в силу через 6 месяцев после опубликования. По мнению главного бухгалтера оптовой базы «Nica-R» Дениса Лабо, логично было бы, чтобы изменения начали действовать через полгода. Это позволило бы всем оптовикам успеть перестроиться и подготовиться, но... «Везде, где мы ни спрашивали, нам отвечали, что данное изменение относится к основному закону, а он был опубликован в октябре 2010 года, а значит, уже давно вступил в силу», — говорит Денис Лабо.Тогда в чём смысл поправки о сроках? На прошлой неделе представители оптовых баз республики на своём совещании обратили внимание на этот казус, и им чиновники пообещали, что всё-таки принятые изменения вступят в силу через полгода после опубликования. Лишь бы обещание дошло до их подчинённых и с карательными мерами повременили...
Игра словами, или Понимай как знаешь
Ещё один момент, на который указывает Денис Лабо: в приложении к названному закону в списке видов деятельности по торговле продовольственными и непродовольственными товарами нет изменений и нет упоминания о комбинированной торговле, а в ст. 8 сказано, что лицензия для комбинированной торговли должна соответствовать лицензии для оптовой торговли. «Но как этот вид деятельности лицензировать, если его нет в перечне видов торговли?» — задаётся вопросом наш собеседник. Ещё больше вопросов вызвала поправка «оплата приобретаемых/поставляемых товаров по безналичному расчёту, за исключением случаев их оплаты в рамках комбинированной торговли» (ст. 8, п. е). В старой версии закона данного пункта не было слова «поставляемых» и вариантов продажи через комбинированную торговлю.По мнению главного бухгалтера одной из бельцких оптовых баз, этот пункт лишь добавляет путаницы. Как квалифицировать товар, который приобретается для хозяйственных нужд предприятия: например, стройматериалы для ремонта, топливо для автомобилей или канцтовары и т. п.? Они являются приобретаемыми, но не поставляемыми. Можно ли их в таком случае покупать за наличные? Если нет, то это входит в противоречие с Законом «О предпринимательстве и предприятиях», который позволяет компаниям производить наличный расчёт в пределах 100 тысяч леев.
С другой стороны, как быть производителям продукции (молокозаводам, пекарням и т. д.), которые товар поставляют, но не приобретают для дальнейшей перепродажи? Как сообщила директор аудиторской компании «Sovirina-audit» Ирина Захарченко, в ответ на их запрос Минэкономики заявило, что производители должны с оптовиками работать без наличных, а для розницы создавать сеть фирменных магазинов. «Создаётся впечатление, что ответственные лица сами не читали закон, а также не представляют себе реальную ситуацию в сфере торговли в республике. Кто-нибудь из чиновников посчитал затраты предприятия по открытию фирменного магазина, может быть, составил бизнес-план?» — задаётся вопросом Ирина Захарченко.Как продавать хлеб или какой-либо скоропортящийся товар через оптовиков — ещё один вопрос «на засыпку».
Ирина Захарченко обращает внимание и на другой аспект той же поправки: теперь оптовикам, раз они не принимают наличные, по сути, не нужны контрольно-кассовые машины. «И это после того, как большое число предприятий до 31 декабря заменило ККМ в связи с их исключением из Единого реестра ККМ!» — отмечает несправедливость властей по отношению к экономическим агентам специалист по бухучёту.Надо сказать, что на Налоговом форуме Молдовы (nalog.md) обсуждению ляпов в законе о внутренней торговле посвящены десятки страниц. При желании парламентариям даже напрягаться не надо, чтобы внести разумные поправки, однако пока никаких реальных действий в этом направлении не предпринято.
Свои для чужих, чужие для своих
Единственную попытку обосновать принятые поправки я обнаружила в газете «Adevarul», которая цитирует депутата от демпартии Адриана Канду. По его мнению, эти положения необходимы для борьбы с уклонением от уплаты налогов и для того, чтобы в страну пришли другие международные торговые сети типа «Кэш энд Керри». «Если мы хотим, чтоб у нас была цивилизованная торговля, основанная на международных стандартах, и чтобы на рынке присутствовала не только группа "МETRO", но пришли и "Carrefour", "Real", и "Auchan", то мы должны иметь соответствующее законодательство», — доказывал необходимость изменений Адриан Канду.Это напомнило мне нашумевшие истории с рейдерскими захватами банков в 2011-м и скандалом с «Draexelmaer» в конце 2012-го. Как же всполошилось тогда правительство, как обеспокоилось проблемами иностранных инвесторов, как бросилось на защиту их интересов: тут тебе и срочные заседания кабмина, и скорые поправки к законам, и уверения на международном уровне о безопасности нашей территории для их бизнеса!
Не говорю, что это плохо, но почему при такой заботе об иностранных инвесторах такое пренебрежительное отношение к инвесторам отечественным? Разве они не вложили в местную экономику свои средства? Почему надо делать всё на тех, кто, МОЖЕТ БЫТЬ, придёт, и наплевать на тех, кто УЖЕ РАБОТАЕТ и вытягивает и семью, и страну на своих плечах? Хуже того — создавать для них невыносимые условия.
А о масштабах проблемы судите сами: по данным статистики, годовой объём продаж на оптовом рынке Молдова превышает 50 млрд долларов. Это сотни оптовых баз и десятки тысяч связанных с ними мелких торговых точек.
Марина БЗОВАЯ