И поныне нередки случаи дискриминации по критерию вероисповедания. Люди жалуются, что их изгоняют из сел, публично оскорбляют и даже подвергают физическому насилию.Хотя представители религиозных культов признают, что в последние три года отношения с центральными властями значительно улучшились, на местном уровне они по-прежнему сталкиваются с трудностями.Реалии попирают законЗакон о свободе совести, мысли и вероисповедания четко устанавливает: все зарегистрированные на территории Республики Молдова религиозные культы равноправны перед законом и органами публичной власти. Несмотря на это, есть несколько примеров, убедительно свидетельствующих о том, что государство уделяет больше внимания одному из 33 культов, официально зарегистрированных в нашей стране. Так, только митрополит Кишиневский и всея Молдовы, Его Высокопреосвященство Владимир обладает дипломатическим паспортом и служебным автомобилем с правительственными регистрационными номерами. Два года назад кабинет министров принял решение об аннулировании специальных автомобильных регистрационных номеров, предоставленных ранее ряду учреждений, в том числе Митрополии Молдовы (ММ), однако митрополит воспротивился, и исполнительный орган был вынужден уступить.
Это не единственный случай, когда власти меняют свои решения вследствие несогласия, выраженного представителями ММ. В 2009 году примэрия муниципия Кишинев запретила проведение на площади Великого Национального собрания акции, организованной Адвентистской церковью Молдовы. Мотив – священослужители и верующие ММ заявили, что воспрепятствуют проведению события, а примэрия встревожилась, что не сможет обеспечить соблюдение общественного порядка.
– Приверженцы православной церкви предлагали нам провести акцию на окраине города, дескать, в городе нам не место. В конечном счете мы организовали ее в нашей резиденции, – говорит председатель Церкви христиан-адвентистов седьмого дня Андрей Молдовану. По его словам, хотя де-юре не ощущается никакой дискриминации, когда речь заходит об организации того или иного события, примар чаще всего отсылает его к сельскому православному священнику, чтобы испросить его согласия.Угрозы и гоненияОтношения между представителями Митрополии Молдовы и других религиозных культов чаще всего напряженные. Члены религиозных меньшинств жалуются на нетерпимость со стороны православных христиан. Больше всего проблем у Свидетелей Иеговы. Лидию Сурду и Еуджению Унгуряну чуть не избил пьяный мужчина из села Ченак района Чимишлия только за то, что они являются Свидетелями Иеговы. Инцидент произошел 8 апреля текущего года. Женщины пришли в село проповедовать свою религию, а мужчина стал угрожать и прогонять их, когда они беседовали с одной из женщин. «Он находился во дворе женщины, с которой мы разговаривали. Выполнял какую-то работу. Сначала подошел к нам дружественно и предложил выпить по стакану вина, но когда мы отказались, он вернулся во двор, а через некоторое время мы увидели, что он бежит к нам с молотком в руках. Кричал на нас, обзывал всякими оскорбительными словами. Испугавшись, мы стали убегать, но он погнался за нами. С трудом удалось спастись от него», – рассказывают Лидия Сурду и Еуджения Унгуряну. Они подали жалобу в полицию, а через месяц им сообщили, что агрессор наказан.В обиде на священнослужителей ММНеделей раньше аналогичному обращению подверглись два других адепта культа Свидетелей Иеговы, Валериу Георгицэ и Роман Мустяцэ, в селе Шипка Шолданештского района, на сей раз со стороны местного православного священника. Святой отец потребовал, чтобы они немедленно убирались из села, пригрозив, что созовет сельчан и велит избить их.
В ответ на обращение Центра журналистских расследований отец Василе из села Шипка подтвердил, что у него был конфликт со Свидетелями Иеговы, однако заявил, что не угрожал им физической расправой, а только потребовал, чтобы они ушли из села.
– Они не имели права приходить к нам в село. Чтобы проповедовать, они должны были иметь на то согласие примэрии. В нашем селе нет никакой секты. Все жители являются православными христианами, так что нам они не нужны, – ответил священнослужитель.
Как сообщил юрист религиозной организации «Свидетели Иеговы» Республики Молдова Виктор Дорниченко, ежегодно отмечается до 40 аналогичных случаев злоупотреблений по отношению к адептам данного вероисповедания.
И представители других религиозных культов жалуются на негативное отношение священнослужителей MM. Так, секретарь Митрополии Бессарабии (МБ), священнослужитель Ион Косой утверждает, что священнослужители MM не позволяют им на Радуницу приходить на кладбища и отправлять там богослужения.
Пастор Баптистской церкви «Благая Весть» Василе Филат утверждает, что больше всего проблем им создают православные священники MM. «Большинство конфликтов подпитываются местными православными священниками. Особенно в селах, в которых священник пользуется большим авторитетом, чем примар», – отмечает Филат.
Секретарь Митрополии Молдовы Вадим Кейбаш поясняет природу конфликтов между священнослужителями MM и представителями других культов.
– Республика Молдова является преимущественно православно-христианским государством. А они – пришлые, чужаки. Приходской священник определенного населенного пункта говорит не только от своего имени. Он является рупором, выразителем мнения всей общины. Если священнослужитель против строительства культового сооружения другого вероисповедания, то это вполне естественно. Что касается обвинений в физической агрессии со стороны наших священнослужителей, то это сказки, – говорит Кейбаш, уточняя, что у MM хорошие отношения с Римско-католической церковью.
Хотя Министерство внутренних дел, Генеральная прокуратура и подтверждают наличие уголовных дел, возбужденных по фактам межконфессиональных конфликтов, их учета они не ведут.Земля, но не для всехРаспределение земельных участков под строительство молитвенных домов – другой мотив дискриминации, указанный некоторыми религиозными культами. «Мы ни разу не получали бесплатно земельные участки от примэрии. Несколько раз обращались с ходатайством, но нам отказывали», – рассказывает председатель Церкви христиан-адвентистов седьмого дня.
Секретарь МБ Иоан Косой утверждает, что и им никогда не предоставляли бесплатно земельных участков под строительство церквей. «Когда нас наконец-то зарегистрировали и дело дошло до предоставления участков, появился закон о их распределении посредством аукциона», – сообщил нам священнослужитель.
Хотя Свидетелям Иеговы выделяли бесплатно земельные участки, они утверждают, что с серьезными проблемами сталкиваются при получении разрешения на строительство и градостроительных сертификатов. «В селе Мерены Новоаненского района примар и по сей день отказывается выдать разрешение на строительство, даже несмотря на наличие окончательного судебного решения, вынесенного еще в 2009 году, решения, обязывающего выдать соответствующий акт. И в Кишиневе у нас проблемы со строительством Зала Царства по ул. Албишоара. Примэрия приостановила строительные работы под предлогом несогласия соседей», – говорит заместитель председателя религиозной организации «Свидетели Иеговы» Республики Молдова Александру Бучушкану.
По словам примара села Мерены Еуджена Салкуцан, он не может исполнить судебное решение, так как закон предусматривает, что примар обязан выполнять решения местного совета, а совет постановил не выдавать разрешение на строительство иеговистам.
– Я не вижу никаких проблем в том, чтобы Свидетели Иеговы получили это разрешение, и даже настроен его выдать, но знаю, что местный совет обжалует мое решение в суде, а значит, таким образом проблему не решить, – заявил примар. Он утверждает, что позиция местных советников сформировалась под влиянием сельского православного священника и его сторонников.
В отличие от представителей других религиозных культов, секретарь Митрополии Молдовы говорит, что ему не в чем упрекнуть власти в отношении выделения земельных участков под строительство церквей.
– Нам предоставляли в пользование участки почти каждый раз, когда мы ходатайствовали об этом. С тех пор как принято решение об их выделении только посредством аукционов, могу сказать, что у нас есть замечания по поводу положения об организации этих аукционов, – отмечает Кейбаш.
Он признает, что MM всегда пользовалась поддержкой властей, когда нуждалась в финансовой помощи для ремонта церкви, покупки креста. «Объяснение простое. Большинство из них одного вероисповедания с нами», – поясняет секретарь MM.Не могут поделить церквиДля Митрополии Бессарабии самая большая проблема в области нарушения прав связана с возвращением церквей, принадлежащих общинам, которые хотят относиться к Митрополии Бессарабии.
– Постановлением правительства, принятым в 2001 году, 600 церквей были включены в Государственный реестр памятников и переданы Митрополии Молдовы в пользование на неограниченный срок. Эти церкви принадлежат общинам, на территории которых расположены, поскольку были построены ими. Мы неоднократно обращались в правительство с ходатайством, чтобы каждая община отдельно заключала договор с Министерством юстиции и самостоятельно решала, к какой митрополии относиться. Но все наши запросы остались без ответа. Было время, в 2010 году, когда Министерство культуры выразило готовность заключить с нами примирительное соглашение, но в последний момент передумало, по-видимому, из боязни возникновения проблем с Митрополией Молдовы, – сказал секретарь МБ.
Другая указанная им проблема – регистрация в Кадастре церквей. Как сообщил Иоан Косой, в период правления коммунистов был издан приказ о регистрации всех церквей в кадастре. Тогда многие церкви МБ были зарегистрированы с другими наименованиями в собственности MM. «По этой причине у нас много судебных процессов. Но, к сожалению, привилегии, которыми пользовалась раньше Митрополия Молдовы, сохранились и поныне», – отметил представитель МБ.Уволена за то, что носила хиджабЕще одна проблема, с которой сталкиваются большинство религиозных культов, – это нетерпимость общества. Адвентисты, баптисты, иеговисты, мусульмане жалуются, что их называют сектантами и даже служителями Сатаны.
– Школьная преподавательница религии позволила себе сказать одноклассникам моего сына, что он исповедует другую религию и попадет в Ад, – говорит пастор Баптистской церкви «Благая Весть» Василе Филат.
По словам Андрея Гырляну, у него было много проблем из-за того, что он адвентист и не мог по субботам ходить на занятия. «Для нас суббота – день отдыха. Я был очень хорошим студентом, но у меня были задолженности из-за того, что не приходил на экзамены, которые проводились в субботний день. Даже на государственные экзамены не являлся. А задолженности должен был сдавать тоже по субботам. Мое счастье, что удалось договориться с деканатом, а когда не получалось договориться, находил понимание в ректорате, – рассказывает Андрей.
Наталью Мариан уволили с работы за то, что она мусульманка и носит хиджаб.
– Я работала учителем рисования в частном детском саду в Кишиневе. Конечно, мне не сказали прямо, что увольняют из-за вуали, которую я носила, но, по всей видимости, некоторые родители выразили недовольство, и администрация нашла другой предлог для увольнения. А истинную причину я узнала от моих сослуживиц, – вспоминает Наталья.
Директор детского сада отказалась комментировать этот случай.
Талгат Масаев, также мусульманин, утверждает, что очень часто слышит ругательства в свой адрес. «Нас называют террористами», – говорит он. Три года назад Масаев выиграл процесс в Европейском суде по правам человека против Республики Молдова. Он обратился в Страсбургский суд после наложенного на него штрафа за то, что он вместе с другими мусульманами молился в расположении возглавляемой им общественной ассоциации. Полицейские оштрафовали его за отправление исламских религиозных ритуалов без регистрации в качестве исламского культа.
Мужчина утверждает, что уже 12 лет пытается зарегистрировать исламский культ в Республике Молдова, но каждый раз Министерство юстиции отклоняет ходатайство.
Кристина Палади, специалист управления некоммерческих организаций Министерства юстиции, заявила Центру журналистских исследований, что Масаев не может зарегистрировать культ по причине недочетов в документах.
Секретарь MM, однако, считает, что процедура регистрации культов слишком простая. «Новый Закон о культах обеспечивает возможность беспрепятственной регистрации других религиозных культов, нетрадиционных для Республики Молдова. Мы расцениваем это как нарушение наших религиозных прав», – говорит Вадим Кейбаш.Обязанные изучать религиюПредставители большинства культов расценивают обязательное преподавание в школах курса религии как нарушение религиозных прав и свобод.
– Мы не имеем ничего против этого курса, за исключением одного момента: чтобы учащихся, не желающих посещать занятия по курсу религии, не заставляли делать это, – заявляет заместитель председателя организации «Свидетели Иеговы» Александру Бучушкану.
Пастор Баптистской церкви «Благая Весть» Василе Филат сообщает, однако, что вопреки закону, предоставляющему равные права всем культам, в некоторых населенных пунктах создают препятствия преподаванию баптистской религии.
– В селе Степ-Сочь Оргеевского района примар противится изучению баптистской религии в школе. А в Хынчештах на одном из заседаний служащая районного управления образования потребовала от директоров школ сделать все возможное, чтобы баптисты не имели доступа в школы Хынчештского района, – сообщил Василе Филат.
Примар села Степ-Сочь Михай Бачой утверждает, что он против изучения в школе не конкретно баптистской религии, а вообще любой религии. «Место религии в церкви. Я не имею ничего против представителей любого вероисповедания. Я отношусь одинаково ко всем, но считаю, что в школе должны изучаться другие дисциплины», – сказал он.В фаворе или нет?Если отвлечься от всех вышеуказанных проблем, представители религиозных культов отмечают улучшение их положения начиная с 2009 года. Отношения с центральными властями стали хорошими, а руководство государства уже нельзя обвинить в дискриминации определенных культов.
Об этом говорит и Алена Григораш, консультант по вопросам свободы религии и совести Центра информирования в области прав человека. «Нынешняя ситуация в области осуществления права на свободу вероисповедания значительно лучше, чем до 2009 года. Все же дискриминация и нарушение прав сегодня не явные, как раньше, а скрытые», – считает эксперт.
По мнению Алены Григораш, когда мажоритарной церкви (Митрополии Молдовы) выделяют бесплатно земельные участки под строительство культовых сооружений, а остальные религиозные меньшинства либо должны очень долго ждать, либо предоставляемые им участки не отвечают требованиям, – это дискриминация. Дискриминацией является и тот факт, что MM получает помощь на строительство или ремонт церквей, а другие религиозные культы – нет. Эксперт считает, что благоприятствование Митрополии Молдовы сохраняется и в новой редакции Закона о религиозных культах, а именно вследствие сохранения приоритетного исторического статуса Православной церкви Молдовы. «Это положение позволяет MM заявлять, что благоприятствование ей оправдано в силу закона. Если наше государство является светским, тогда следует исключить из закона этот привилегированный статус Православной церкви Молдовы. Однако это вряд ли будет сделано в обозримом будущем, поскольку никто не хочет брать на себя такую ответственность», – говорит Григораш. По ее словам, обязанность государства – продвигать политику межконфессионной инклюзивности и беспристрастного отношения ко всем религиозным культам.
Парламентский адвокат Тудор Лазэр придерживается другого мнения. Он утверждает, что не заметил случаев покровительственного отношения государства к определенному религиозному культу. «Возможно, уделяется больше внимания Православной церкви Молдовы по той причине, что это преобладающее вероисповедание, но, по закону, государство не предоставляет привилегий ни одному из культов», – отмечает Лазэр.
По мнению парламентского адвоката, проблема в нетерпимости общества к определенным культам. «Нужно работать в направлении религиозного воспитания и толерантности, и в эту работу должны активно включиться местные органы публичной власти», – говорит Тудор Лазэр.
Должностные лица Министерства юстиции, в свою очередь, утверждают, что к ним не поступали сообщения о случаях нарушения религиозных прав или затруднениях с регистрацией религиозных культов.
По данным Национального бюро статистики (НБС) за 2010 год, около 93,3% граждан Республики Молдова называют себя православными, 1,4% – атеистами. Около 1% граждан считают себя баптистами, 0,4% – адвентистами седьмого дня, а 0,3% – пятидесятниками. Христиане-старообрядцы и христиане-евангелисты составляют 0,15% населения страны, 1,1% населения РМ исповедуют другие религии, кроме вышеперечисленных.Марианна РАЦЭ, Центр журналистских расследованийРасследование выполнено в рамках кампании «Журналисты за равные возможности и разнообразие», проводимой Центром журналистских расследований при поддержке Программы «Равенство и гражданское участие» Фонда Сорос-Молдова.Источник - pan.md
Поделиться в соцсетях:
Комментарии(0)