В Бельцах работают 19 «неотложек». С 1 июня в городе и по всему северу Молдавии начали работу два новых реанимобиля / Фото из архива «СП»
Рассказывает Елена: «Ночью 21 октября 2010 года мой муж Михаил (1942 года рождения) пошёл в ванную комнату и внезапно потерял сознание. Он лежал на полу с множественными травмами, пока я не обнаружила его. Я сразу же вызвала ''скорую''. Приехала бригада. Моего мужа перевязали, дали сильное обезболивающее, на носилках спустили со второго этажа. Непосредственно в ''неотложке'' ему поставили кислородную маску. Мы поехали в больницу.
В приёмном покое врач сделал мне замечание, чтобы я успокоила мужа: из-за его стонов медик якобы не мог измерить давление.
В хирургическом отделении городской больницы нас встретил очень обходительный доктор. Он сразу сказал, что будет лечить как следует и никаких денег не надо. На протяжении курса лечения мужа отправляли к разным врачам. Но, к примеру, невропатолог его даже не осмотрела: сразу перенаправила в Центр лазерной терапии делать снимок.
Прошло несколько дней, мужа выписали, но спустя некоторое время у него появилась высокая температура.
Мы обратились в пульмонологию. Там мужа осматривал очень внимательный врач. Мы сделали ещё несколько снимков, так как поломанные рёбра Михаила срастались тяжело. Мужу назначили курс лечения, и вскоре ему стало легче. Но на работу (он работал мотористом на одном из предприятий города) пока не выходил. Врач, у которого муж состоял на учёте, продлил больничный до 31 января».
В январе Елена вышла на работу после вынужденного отпуска, связанного с болезнью мужа. Михаил так же собирался приступить к работе.
«26 января я пришла домой на обед, — говорит Елена. — Муж лежал на диване. Сказал, что ему плохо и болит сердце, хотя в этот день он собирался пойти на работу и сдать больничный лист. Я измерила ему давление. Было 135 на 95. Я дала мужу сердечные капли и вызвала ''скорую''.
Бригада врачей приехала в 12.40. Медики сделали кардиограмму и попросили переодеть мужа, сказав, что забирают его.
В приёмном покое мне ответили, что мужа положат в кардиологическую реанимацию. Туда меня не пустили. Спустя время оттуда вышла женщина и сказала, что у мужа обширный инфаркт. У реанимации я сидела до пяти часов вечера. Обратившийся ко мне врач сказал, что у мужа мерцающая аритмия. (Мерцающая аритмия может возникнуть при ишемической болезни сердца, а также при пороках сердца и характеризуется нарушением ритма сердца, при этом предсердия сокращаются отдельными волокнами, а желудочки — беспорядочно. — «СП».) Врач мне сказал прийти к семи вечера, при этом добавил, что мужа подключили к аппарату искусственного дыхания. Михаил умер в тот же день в 20.10».
После похорон мужа Елена пришла в Центр скорой помощи и просмотрела журнал вызовов. По её словам, врачи, приехавшие к ней домой, записали в журнале вызовов диагноз «предынфарктное состояние», при этом ничего ей не сказав. К тому же они заставили мужчину спускаться самостоятельно по ступенькам к машине и ехать сидя, даже не предложили лечь. Елена не требует наказания медиков. Она обратилась к нам, чтобы мы проинформировали других граждан о том, как они должны себя вести в подобных ситуациях и чего требовать от врачей.
Все ответы в кодексе
Мы обратились в полицию за разъяснениями по поводу ответственности, которую могли бы понести врачи, хамившие пациенту или же недобросовестно выполнявшие свою работу.
«Что касается хамства, то в Кодексе о правонарушениях существует статья 69, которая предполагает наказание за публичные оскорбления, слова или действия, унижающие честь и достоинство человека, в виде неоплачиваемого труда в пользу общества сроком до 60 часов или штрафа в размере от 20 до 60 у. е.», — сказала пресс-секретарь Бельцкого комиссариата полиции Елена Павлюк.
Если говорить о недобросовестности, то, по словам Елены Павлюк, каждый случай необходимо рассматривать отдельно. Некоторые действия медиков или других лиц могут квалифицироваться как злоупотребление или же превышение власти или служебных полномочий. Наказания за такие действия прописаны в Кодексе о правонарушениях в статьях 312 и 313. Это влечёт за собой наложение штрафа в размере от 50 до 150 у. е. с лишением права занимать определённые должности или права осуществлять определённую деятельность на срок от трёх месяцев до одного года.
«Низкая зарплата — одна из возможных причин некорректности врачей»
О правах и обязанностях пациентов и медиков станции ''Скорой помощи'' рассказала Ирина Блынду, директор зональной станции скорой медицинской помощи «Норд».
По словам Ирины Блынду, если пациент не имеет никакого отношения к медицине, то что-то требовать от врачей некорректно: «Ни один из медиков ''Скорой помощи'' не приступает к обязанностям, не пройдя специальной подготовки. У нас хороший, опытный, подготовленный персонал. Безусловно, и в таком коллективе совершаются ошибки. Если они и допускаются, то мы всё потом тщательно разбираем, дабы не допустить их повторения в будущем.
Пациенты имеют право на квалифицированную помощь. Мы обязаны рассказать пациенту или его родственникам о состоянии больного и об объёме оказанной ему помощи. Об этом пациент или его родные расписываются в карточке вызова: какая конкретно помощь была оказана. Что касается случая, о котором рассказала Елена, то, возможно, врач, прибывший к пациенту, недооценил тяжесть ситуации и ошибся при обслуживании больного. Хочу добавить, что в медицине не существует распространённого в народе термина ''предынфарктное состояние'', поэтому такой записи врач сделать не мог. Возможно, им было описано тяжёлое состояние, которое по всем признакам напоминало именно то, о котором рассказала женщина».
«Хотелось бы обратить внимание на правила вызова ''неотложки'', — добавила Ирина Блынду. — В среднем за сутки бельчане вызывают ''скорую помощь'' около 150 раз. Во многих случаях наше вмешательство совсем не обязательно. И когда машина выезжает по таким вызовам страдают другие пациенты.
Хотелось бы обратиться к горожанам с просьбой относиться к приехавшим к ним врачам с доверием и не проявлять агрессию, если машина задержалась или вам что-то не понравилось в поведении медиков. Если вы вызвали бригаду, значит, вам или вашим родным нужна помощь и стоит потерпеть 5—10 минут, пока врачи делают своё дело.
Многие обижаются на диспетчеров за то, что те задают много вопросов. Но у них такая работа. Ориентируясь на слова вызывающего, они оценивают ситуацию и распределяют машины и бригады врачей — в зависимости от тяжести ситуации».
Ирина Блынду высказала мнение о том, что, вероятно, на некорректное поведение врачей в некоторых случаях может повлиять низкая заработная плата. Многие медики «Скорой помощи» вынуждены работать на нескольких работах, а накопленная усталость и другие проблемы влияют на их настроение.
Александр ДЗЕКИШ
Сохраните Памятку
Чтобы не занимать линию 903, звоните по номеру (231) 2-33-86. Все жалобы или пожелания выслушает старший врач смены «Скорой помощи».