- Сами Посудите
Как в инспекторате Рышкан затягивали с ответом на запрос «СП» об аварии
Журналист «СП» 7 ноября 2023 года обратился в инспекторат полиции Рышкан с запросом по поводу смертельной аварии, которая произошла в декабре 2022 года. Главный вопрос, с которым в редакцию обратилась мать погибшего в ДТП парня и который мы адресовали полиции, заключался в том, почему затягивается расследование дела. В итоге ответ от полиции Рышкан мы получили на четвёртый месяц ожидания, в нем было сказано, что «расследование ведётся».
Ожидание ответа на запрос затянулось на месяцы
В октябре 2023 года в СП» обратилась Наталья, мать погибшего в аварии парня. Авария произошла 30 декабря 2022 года недалеко от села Корлатены, вблизи Бельц. Женщина пожаловалась, что расследование затягивается, так как длится почти год и никак не дойдёт до суда. Об этой истории можно прочитать здесь.
После общения с Натальей мы отправили первый запрос в полицию Рышкан 7 ноября 2023 года. В нём мы просили ответить:
- Полиция установила кто был виновен в произошедшей аварии?
- Дело завершено?
- Если нет, почему за это время (почти год) дело не завершили, учитывая, что все участники аварии не пытались скрыться?
- Что ещё полиция на данном этапе может рассказать об этом деле?
29 декабря 2023 года, не получив ответ на запрос, мы позвонили в приёмную инспектората полиции Рышкан, чтобы уточнить, когда будет ответ. Нам сказали, что ответ уже был отослан через «Почту Молдовы». В офисе «СП» такое письмо мы не нашли.
Предположив, что могла возникнуть ошибка (письмо потерялось в офисе, ошибка на почте и т. д.), 4 января 2024 года мы повторно позвонили в инспекторат Рышкан и попросили отправить копию ответа по электронной почте. Для этого нас попросили отправить ещё один запрос, в котором попросить отправить ответ по электронной почте. В тот же день, 4 января, мы отправили второй запрос с просьбой отправить ответ по электронной почте. Нам ответили, что наш запрос получен.
17 января мы опять позвонили в инспекторат и спросили, где ответ. Тем более, что, ранее в полиции сказали, что ответ уже готов и вроде не должно возникнуть сложности отсканировать/сфотографировать и переслать по электронной почте. Нам сказали, что в скором времени отправят.
30 января мы вновь позвонили. Нам сказали, что течение пары дней ответ будет.
1 февраля мы позвонили ещё раз. Нам сказали, что ответ нам должен дать следователь и передали его мобильный номер телефона. В тот же день мы ему позвонили. По телефону он нам сказал, что скоро будет ответ.
6 февраля мы позвонили вновь. Нам сказали, что мы не указали почту, на которую надо прислать ответ. Хотя почта была указана и в файле с запросом и в электронном письме и кроме того, с этой самой почты мы и отправляли сообщения в инспекторат полиции. Почту мы отправили уже СМС-сообщением и нам сказали, что в течение дня или на следующий день будет ответ.
8 февраля мы позвонили вновь. Нам пообещали выслать ответ в течение пары минут. В итоге через 4 часа ответ наконец-то прислали. В ответе на запрос была указана дата регистрации ответа — 11 января 2024 года и юридический адрес редакции «СП» с ошибкой, по которому редакция давно не находится. Хотя в нашем запросе был указан адрес, по которому фактически находится редакция. Мы предположили, что в инспекторате могли отправить письмо по ошибочному адресу, из-за чего оно к нам не дошло. Но непонятно, почему в полиции решили выбрать этот адрес.
Ответ прислали 8 февраля 2024 года.
В самом ответе полиции указали, что «уголовное расследование ведётся» и что «есть обвиняемое лицо, в отношении которого ведутся действия по уголовному преследованию». Этот ответ мы ждали больше 3 месяцев.
Полиция не соблюла законные сроки
Так как мы не смогли проверить, отправляли ли нам из инспектората Рышкан ответ через «Почту Молдовы», мы отталкиваемся от нашего второго запроса. Его мы отправили 4 января 2024 года. В тот же день мы получили ответ от полиции, что запрос был получен. С 8 января 2024 года в Молдове вступил в силу новый закон о доступе к информации, но так как мы отправляли запрос до этого момента, ссылаться будем на старый закон. Согласно статье №16 закона о доступе к информации, документы предоставляются заявителю с момента, когда они готовы к предоставлению, однако не позднее 15 рабочих дней со дня регистрации заявления о доступе к информации.
Ответ может быть продлён ещё на 5 дней в двух случаях:
a) заявление касается очень большого объема информации, требующей отбора;
b) необходимы дополнительные консультации для удовлетворения заявления.
Кроме того, заявителя должны проинформировать о продлении срока предоставления информации и о причинах его продления за пять дней до истечения исходного срока.
Никаких уведомлений о продлении срока от полиции мы не получали. Ответ на второй запрос мы получили больше чем через 20 рабочих дней. Судя по самому ответу, он не касался большого объёма информации и дополнительных консультаций, так как в итоге нам ответили несколько строк без особых деталей.
Редакция «СП» обеспокоена сложившейся ситуацией с затягиванием ответа на запрос и тем самым нарушении закона о доступе к информации, что в конечном счёте негативно сказывается на доверии к правоохранительным органам.
Константин Хайретдинов
Читайте также:
Мать погибшего в аварии парня пожаловалась на затягивание расследования
Если вы хотите продолжить получать честную и объективную информацию на русском и румынском языках, поддержите «СП» финансово на Patreon!
Помогите нам создавать контент, который объективно информирует и способствует положительным изменениям в Молдове. Поддерживая нашу независимость, вы помогаете развитию честной и качественной журналистики в стране.
Кроме того, что вы поможете нам, вы получите приятные бонусы в виде просмотра нашего сайта без надоедливой рекламы, а также подарков с логотипом «СП»: сумок, кружек, футболок и не только.