- Собственной Персоной
«Я никогда не была „поседой“, хоть и прошла через многое»: руководитель «Dreptul de a fi» о себе и организации
У Натальи Петровны Червы ограничение возможностей по зрению с самого рождения. Она рассказала «СП» о своей жизни, семье, образовании и трудностях, с которыми столкнулась на своем пути. Также Наталья Петровна рассказала об общественной ассоциации «Dreptul de a fi», в которой она является директором.
«Интернат невзлюбила сразу же»
— Своё детство я провела в Дондюшанском районе в селе Фрасино. Село на тот момент было очень «забито», в нём проживало много людей. Я родилась в семье, где папа очень сильно пил, царство ему небесное, а мама работала на всех возможных подработках. Мама вязала полотенца, ткала ковры. Как только в селе кого-то выдавали замуж, родители молодых приходили к моей маме и заказывали полотенца, ковры в дом молодых. На мероприятиях подрабатывала поваром, она очень вкусно готовила. Её просили готовить на свадьбы, кумэтрии, выпускные.
Жили мы очень тяжело, так как папа пил, он выносил всё из дому, бил маму. А мама всё это терпела и не хотела разводиться потому, что боялась того, что скажут люди в селе.
У меня было 4 операции на глаза, 2 операции провели до 6 лет и две после 10 лет. Одну операцию мне делали в Одессе в институте Филатова (Институт глазных болезней и тканевой терапии им. В.П. Филатова — «СП»)
До 7 лет я училась в самом обычном садике, именно там я впервые в жизни столкнулась с насмешками и издевательством. Я была очень обижена тем, что дети говорил про меня: «Она слепая», «Не играйте с ней, потому что заразитесь». После садика меня мама отправила в интернат для слепых и слабовидящих. Интернат я «не перенесла» морально до сих пор. Я его не полюбила сразу же, как меня туда привезли. Я считала, что я должна была остаться с мамой в селе. (плачет)
Но несмотря ни на что, я все годы училась на отлично и закончила интернат почти с золотой медалью. Потом я работала в Обществе слепых, на работу меня сразу направили со школы. Я работала в Сороках, Тирасполе, Бельцах, в Дондюшанском районе в селе Дондюшаны.
Замужество и дети
— В 1992 году я вышла замуж, но вскоре муж начал мне изменять и избивать меня. Даже его родственники видели, как он издевался надо мной. Он меня избил несколько раз так сильно, что я после этого лежала в больнице с различными травмами. После всего этого я решила с ним развестись, хоть моя мама и была против развода. Она говорила, что это некрасиво, нехорошо, ей за меня стыдно. Но я все-таки развелась с этим человеком в 1993 году, даже года я с ним не прожила. Развод был по моей инициативе, я позвонила свой маме и попросила, чтобы она меня забрала домой.
В 1995 году я вышла замуж во второй раз. Со своим будущем мужем мы были знакомы со времен интерната. Как-то мы с коллективом пришли к нему на день рождения. На тот момент у него уже был сын, ему было три годика, а его жена была лишена родительских прав на сына. Денис, сын, подошел ко мне, сел ко мне на руки и сказал: «Я хочу, чтобы тетя Наташа была моей мамой». Спустя несколько недель Станислав пришёл к моим родителям и попросил моей руки. Мать, естественно, была против. Но мы все равно поженились. Сын сразу стал называть меня мамой, и стал мне самым родным человеком. Даже сейчас он больше времени и внимания уделяет мне, чем папе, хотя ему уже 30 лет. (смеётся)
Болезнь дочки и травмы сына
— В 1995 году я родила дочку Леночку. Она родилась совершенно здоровым ребёнком. Но в конце 1997 года у нас случилась беда, ей поставили прививку от желтухи, когда у неё была высокая температура. Я тогда была молодая, неопытная, неграмотная. После прививки её парализовало. Мы с ней ездили по больницам, поликлиникам, замучились очень сильно. Она не видит, не слышит, не разговаривает и не ходит. Мы пытались делать всё возможное, обращались ко многим специалистам, но никак её не восстановили.
1999 год был очень сложным для нас. В 1999 году я забеременела во второй раз. И когда начались роды, врач в Дондюшанах отказался принимать меня. Пока меня привезли в Бельцы, я уже впала в кому. Ребенка 3 часа реанимировали, но спасти его не удалось.
В том же году у сына в садике забрали стул, когда он хотел сесть на него, он упал и травмировал один глаз. Мы ездили с ним в Чебоксары, где ему сделали операцию, тогда глаз удалось спасти.
После этого мы всё время и внимание уделяли дочке. Пытались дать ей образование, но нам всё твердили, что у нас нет специалистов, кто бы с ней занимался. Но в Молдове ей так и не смогли поставить окончательный диагноз, для этого мы ехали в Румынию, где нам поставили диагноз и подтвердили, что эта болезнь — следствие реакции на вакцину.
Сына отдали в школу для слепых и слабовидящих, зрение у него испортилось после того случая в садике. В школе у сына произошла еще одна ужасная ситуация. Его ударили мячом и его зрение полностью пропало. Сейчас он полностью незрячий. Но он все равно хорошо отучился в школе, он очень красиво поёт. Мы старались дать ему хорошее образование и пытались создать для него все условия. Мы не просто пытались, мы смогли.
Наталья Петровна с дочкой Еленой.
«Мама была моими руками и глазами»
— С мужем мы работали днём и ночью. У нас было три реализатора, мы продавали вещи и турецкие конфеты. Кроме этого, мы еще работали в Обществе слепых, крутились как могли. В 2000 году я выучилась на кинетотерапевта в Кишинёве в училище для незрячих. Потом отучилась на массажиста, но это скорее не массаж, а профессиональная помощь людям с инвалидностью, уход, питание, реабилитация. Я была всегда очень активной, в школе, в Обществе слепых, я участвовала во многих мероприятиях, проектах, везде. Я никогда не была «поседой», хоть и через многое прошла.
В 2004 году нам дали общежитие, и мы открыли спортивную ассоциацию «Auraș». В городе нас многие знали именно из-за этой ассоциации. Мы реально тогда постарались, у нас был торбол (Игра для людей с нарушением зрения — «СП»), туризм, плавание. Мы старались для людей с ограниченными возможностями здоровья сделать всё возможное, чтобы они почувствовали себя комфортно.
Мне очень сильно помогала моя мама, очень-очень сильно мне помогла. Она и с сыном сидела, и с дочкой многое помогала. Когда нам нужно было куда-то уехать или было много работы, она всегда оставалась с детьми. Готовила, убирала, стирала, моя мама была моими руками и глазами.
В 2006 году мы попали в проект от Общества слепых, когда государство выдавало квартиры. Но никто квартиру нам не дал. Мы боролись за свой уголочек до конца. Мы вышли на площадь Великого национального собрания всей семьей: муж, дочка, сын и я. Только в 2010 году правительство постановило, чтобы нам выделили финансы и купили нам квартиру. Правда, выделили не всю сумму, нам пришлось взять еще кредит. Мы так долго боролись за нашу квартиру и, наконец, её получили.
Конечно же, всё это время мы не прекращали работу с людьми, которые в нас нуждались. После всего, что я пережила, я посмотрела на жизнь по-другому.
«Ребенок в своем мире — это лучшее решение»
— Сейчас все говорят об инклюзивном образовании, но в сегодняшних реалиях это очень сложно. У нас нет подготовленных специалистов для инклюзивного образования. Не только специалисты не подготовлены, но и наше общество не готово, и это реальность. Хоть и есть сдвиги в этом деле, но они очень маленькие.
По моему мнению, нужно активно готовить специалистов, преподавателей, воспитателей и самих родителей. Я считаю, что ребенок в своем мире — это лучшее решение. Например, в Норвегии в самых обычных школах есть специализированные классы. В таких классах учатся дети с ограниченными возможностями здоровья и им преподают точно такие же уроки, как и другим детям, но с ними занимается специально обученный и подготовленный специалист. В таких классах 5-7 детей, но так даже лучше, им всем уделают внимание.
Как вводят инклюзивное образование у нас? Закрыли специализированные сады, центры, школы и отправили всех в обычные, неподготовленные учреждения. В классе по 20-30 детей, с которыми и так учителю трудно, а в класс привели еще ребенка с ДЦП, с синдромом Дауна или с аутизмом. Чтобы такому ребенку дать хорошее, качественное образование ,ему надо больше уделять времени и внимания, так как им нелегко дается учёба. Так неправильно, ни те дети не получат хорошего образования, ни тот ребенок.
Многие родители посещают уроки вместе со своими детьми. Но как ведет себя ребенок при маме: «Это не хочу, это не буду», «Не могу», «Не получается». С учителем же всё наоборот, при учителе они более ответственные.
Общественная ассоциация «Dreptul de a fi»
— В 2010 году мы решили переделать нашу ассоциацию из «Auraș» в «Dreptul de a fi». Сейчас ассоциация работает по всей республике: Дондюшаны, Унгены, Бельцы, Кишинёв, Кагул. Я являюсь директором этой ассоциации, а мой бывший муж и наш сын — учредители.
В 2020 году я закончила Днестровский институт в Бельцах, факультет «Экономика и право». Все мои образования, знания и умения я применяю каждый день в своей жизни. Я самостоятельно ухаживаю за своей мамой и дочкой. С 2020 года я пытаюсь поставить на ноги свою маму после инсульта, я её реабилитолог. С утра пораньше проснусь, готовлю завтрак и обед для них. Если в обед есть свободное время, то прибегу к ним, покормлю, переодену. Когда работы много, мне помогает бывший муж.
Кроме своей семьи, я помогаю бенефициарам нашей ассоциации. Я не просто выдаю специальные снаряжения, но и консультирую всех. Как правильно пользоваться, объясняю и показываю, как родители и опекуны могут помочь своим детям с различными диагнозами. Как правильно поставить ножки, как правильно посадить, уложить, какую гимнастику делать, какой массаж, как его подхватывать. Иной раз мы даже показываем и объясняем, как вести коляску. Потому что этому нигде не научат. Не знаю как сейчас, но в 2010 году и раньше не было таких организаций. Даже врачи в больницах и поликлиниках не объясняли ничего подобного. Поэтому мы и решились создать такую организацию, чтобы помогать родителям и опекунам облегчить жизнь себе и ребенку.
Сейчас у нас проходят реабилитацию люди с инвалидностью разных возрастов, различных заболеваний. Центр предоставляет услуги оздоровительной гимнастики и массаж. Кроме этого, мы устраиваем развлекательные мероприятия и кружки для детей, театр, танцы на колясках. С начала августа мы открыли компьютерный класс, кружок «hand made», кружок кулинарии и много другое.
Мы приглашаем в нашу команду волонтёров. Мы сильно устаём, работы очень много, и мы не успеваем. Хотели бы написать еще несколько проектов, поэтому кто умеет и может нам помочь, будем вам очень рады. Планы у нас очень большие, но нам нужна помощь. Большое спасибо людям доброй воли, которые нас постоянно поддерживают, от всей души мы вам очень благодарны.
Для того чтобы стать нашим бенефициаром, достаточно позвонить по номеру 0671 9-63-19 или прийти по адресу: переулок Донича, 16. Кто хочет нас посетить — мы будем рады в любое время, всё расскажем и покажем. У нас есть страница на «Фейсбуке» «Dreptul de a fi», есть свой сайт dreptuldeafi.org.
Ксения Адаужи
Фото из личного архива героини
- Читайте также:
- В Дондюшанском районе благодаря программе «Европейское село» отремонтировали детский сад
- В Единцах волонтёры одного из религиозных культов помогли устранить последствия урагана
Если вы хотите продолжить получать честную и объективную информацию на русском и румынском языках, поддержите «СП» финансово на Patreon!
Помогите нам создавать контент, который объективно информирует и способствует положительным изменениям в Молдове. Поддерживая нашу независимость, вы помогаете развитию честной и качественной журналистики в стране.
Кроме того, что вы поможете нам, вы получите приятные бонусы в виде просмотра нашего сайта без надоедливой рекламы, а также подарков с логотипом «СП»: сумок, кружек, футболок и не только.