- Сегодня Представляем
Более 20 лет в работе: о социальных услугах и бизнесе бельцкой общественной организации
В Бельцах более 20 лет работает общественная ассоциация, деятельность которой направлена на оказание услуг различным слоям населения по обучению цифровой грамотности, поддержке и развитию бизнеса, трудоустройству людей с ограниченными возможностями и др. Все эти годы ассоциацию возглавляет Татьяна Пуга. О работе ассоциации, ее успехах и проблемах она рассказала «СП».
Чем занимается организация
Более 20 лет назад была зарегистрирована общественная организация деловых женщин. Ее работа в основном была направлена на эту категорию. Но обстоятельства изменились, и название перестало отражать все аспекты деятельности организации. Год назад она была переименована в Ассоциацию для обучения предпринимательству и развитию. При этом остался многолетний опыт общественной организации. Сегодня в рамках ассоциации работают 3 центра: центр поддержки предпринимательства Business Skills Hub, центр по обучению женщин цифровой грамотности и центр поддержки «ESC».
Кроме того, ассоциация является учредителем социального предприятия.
«Центр поддержки предпринимателей Business Skills Hub открыт, чтобы поддержать тех молодых людей, которые хотят остаться в стране и зарабатывать деньги через открытие собственного бизнеса. У нас изначально было два направления: поддержать начинающих и тех, кто хочет развиваться. Наша задача — не только помочь сделать первый шаг и создать предприятие, но и помочь ему расти. Для этого нужны другие знания. Мы проводим специфические курсы. Допустим, собираем тех, кто занимается сельским хозяйством. Если есть проблемы, то мы приглашаем экспертов, которые могут дать конкретные рекомендации, как их преодолеть. До конца года мы хотим внедрить гранты, в которых смогут участвовать 3 предприятия, деятельность которых взаимосвязана. Одно выращивает, другое перерабатывает, третье как-то связано с реализацией и, возможно, с туристическим бизнесом.
Центр по обучению женщин цифровой грамотности и центр поддержки "ESC" нацелены на местное сообщество, а также беженцев из Украины. На прошлой неделе мы проводили мастер-класс для временно проживающих в Молдове. У некоторых уже есть профессия, многие уже получили профессиональные знания у нас. Мы помогаем эти знания применять в конкретных условиях, учитывая нашу специфику, культуру. Во время проведения занятий у нас работает детская комната, в которой женщины могут оставить ребенка. С детьми занимается психолог.
У нас есть база данных предприятий, которые готовы предоставить рабочие места, и мы оказываем помощь в трудоустройстве временно проживающим на нашей территории.
Центр для обучения цифровой грамотности изначально работал онлайн с женщинами из регионов. Сейчас мы работаем офлайн.
Очень много женщин занимается предпринимательством в различных формах. Кто-то вяжет, шьет, делает игрушки и др. Все они заинтересованы в продаже своих изделий. Мы учим продвижению товаров через интернет. Наша цель — дать доступ женщинам к информационным технологиям, чтобы они могли продвигать свою деятельность, общаться, обмениваться опытом и др. Недавно мы подписали договор и создали консорциум из 4 организаций, одна из которых международная. Это позволит нам проводить курсы по предпринимательству в 6 регионах севера Молдовы», — поясняет Татьяна Пуга.
В зале ассоциации проходят тренинги, обучение цифровой грамотности, совещания сотрудников и другие мероприятия.
«Люди очень ценят, что могут работать, и очень стараются»
Социальное предприятие было создано в феврале 2019 года. Сегодня на нем работают 20 человек, 9 из которых люди с ограниченными возможностями. Есть и те, кто воспитывает детей с ограниченными возможностями, а также женщины, возраст которых превышает 50 лет и трудоустроиться им непросто.
«Социальное предприятие позволяет открыть доступ людям с ограниченными возможностями к обучению и трудоустройству. Мы не только учим людей, как делать бизнес, но и сами делаем бизнес, одновременно решая вопросы социально уязвимых слоев населения и людей с ограниченными возможностями.
Предприятие работает по двум направлениям: кейтеринг (приготовление еды и доставка) и пошив текстильных изделий. По мере возможности будем открывать и другие направления. То, что мы помогли людям с ограниченными возможностями найти работу, — это очень важно прежде всего для них», — считает руководитель предприятия.
Татьяна рассказала о людях с ограничениями возможностей, которые тут работают.
«Молодой человек Эдуард уже 3 года ездит из Фалешт, чтобы здесь работать. Он один из первых, кто к нам пришел. Он окончил профессиональную школу. Работает помощником повара. Очень ответственный и приветливый. Для того, чтобы ему научиться что-то делать, понадобилось, безусловно, больше времени, чем обычному человеку, но он выполняет то, что может и делает это с удовольствием. С ним работает Маринела, которая выполняет подсобную работу, подготавливает продукты для приготовления блюд.
Другая наша сотрудница Татьяна тоже имеет особенности в развитии. У нее нарушены двигательные функции. Она принимает заказы, раздает их.
Два года ездила из Новых Бельц Маргарита. Ей было очень трудно ехать с пересадками с нарушением двигательных функций, но она очень хотела работать в коллективе, ходить на работу. Сейчас она ждет ребенка, и мы за нее очень рады.
Конечно, к этим людям нужен особый подход. Они медленно учатся, им нужны другие условия работы и другое отношение. Но они очень ценят, что могут работать, и очень стараются», — считает Татьяна Пуга.
Эдуард любит свою работу, и все делает с удовольствием.
Война и пандемия вмешались в работу
Татьяна Пуга рассказала, что поскольку предприятие было создано перед пандемией, а затем столкнулось с трудностями, связанными с войной в Украине, то у него уже есть опыт преодоления трудностей и работы в различных условиях.
«Начинали мы очень неплохо. Готовили еду для 80-90 человек, работающих на близлежащих предприятиях. Затем началась пандемия, и многие стали работать из дома. Потом было некоторое оживление и опять спад в связи с войной. Люди начали делать запасы дома.
Мы думали, как помочь тем, кто убежал от войны в чем попало. Объявили, что будем для них готовить, но нужно иметь сырье. Его стали приносить люди. Две недели мы готовили для центров для беженцев по заказу примарии. Нам приходилось готовить для центров по 200-300 первых блюд. Для нас это было очень тяжело: мало людей, оборудование не предусмотрено на такой объем. Пришлось сократить количество. Затем мы получили официальный контракт, и теперь готовим для двух центров беженцев, но уже за деньги спонсоров.
Есть и наши клиенты, корпоративные. Мы готовим обеды и кормим сотрудников предприятий. Мы также готовим для кофе-пауз для различных организаций. У нас есть заказы, нас рекомендуют. Самый хороший способ продвижения — это добросовестная работа», — считает директор социального предприятия.
Сотрудники предприятия готовят также обеды для 10 одиноких бельчан, особенно нуждающихся в помощи. Эти обеды предоставляются бесплатно,
Швейный цех предприятия занимается ремонтом чехлов для Draexlmaier, а также изготовлением сумок, рюкзаков, футболок и др. на заказ для разных предприятий.
«Хотим развивать этот сектор. Хотели шить постельное белье. Будем над этим работать. Хотим сделать на улице выставочный зал для продвижения продукции наших предпринимателей. Нам, как любому предприятию, очень важна прибыль, поэтому каждый новый шаг должен быть очень хорошо продуман, выверен. Но для нас еще очень важно и другое: развивать наше предприятие так, чтобы на нем могли работать люди с ограниченными возможностями. Поэтому мы хотим открыть направление работы с деревом, расширять швейное производство», — поделилась перспективами Татьяна Пуга.
«Поддержки социального бизнеса нет никакой»
Социальные предприятия, по мнению нашей собеседницы, должны иметь поддержку государства.
«Поддержки социального бизнеса нет никакой. Тебе помогли купить какое-то оборудование, а дальше ты работаешь самостоятельно. У нас нет никаких льгот. Несмотря на то, что многие представители руководства страны видели, как работают социальные предприятия за рубежом, у нас, к сожалению, ничего не изменилось.
Сейчас создана комиссия, которая будет работать над законодательством в плане работы социальных предприятий. Но пока никаких изменений, кроме допуска к грантам, у нас нет. Раньше были налоговые льготы, связанные с вычетом налогов из зарплаты работников предприятий общества глухих, слабовидящих. У нас тоже появились такие льготы, но при соблюдении очень жестких условий. В связи с этим воспользоваться этим практически невозможно. Ни одно предприятие не имеет среди трудоустроенных более 50% людей с ограниченными возможностями, как этого требуют условия для льгот. По нашему уставу мы должны трудоустроить не менее 30% людей с ограниченными возможностями. И это очень сложно. У нас в принципе очень мало социальных предприятий, на которых работают люди с ограниченными возможностями, и нигде нет такого процента, который требуется. У нас почти половина. Это очень много. Не реально выдержать больше. Никакой бизнес это не выдержит. Нужна производительность, качество работы. На любом предприятии каждый человек работает с определенной производительностью, у каждого есть свои обязанности и нагрузка. Мы не можем потребовать больше, чем человек с ограниченными возможностями может дать.
У нас нет льгот по налогообложению, участию в тендерах. Хотелось бы в первую очередь получить налоговые льготы по по подоходному налогу с зарплаты. Это самый чувствительный налог. Налог с прибыли мы тоже платим как обычное предприятие, хотя не имеем право брать прибыль, а направляем ее на развитие предприятие. Проблем много», — сожалеет Татьяна Пуга.
Опыт зарубежных стран позволит исправить ситуацию
Татьяна Пуга рассказала об опыте некоторых стран, в которых социальные предприятия поставлены в льготные условия.
«Есть очень хороший опыт развития социальных предприятий в европейских странах. Там даются большие льготы при открытии и затем его работе. Так, в Италии эти предприятия открывают люди с небольшим достатком. Расходы по открытию предприятия покрывает государство. Предприниматели обеспечивают работой себя и еще часть людей. Некоторые регионы Италии поднимались за счет таких предприятий.
У нас есть закон, по которому на предприятии в 25 человек должен быть устроен 1 человек с ограниченными возможностями. Но его никто не соблюдает. В Румынии, если ты не трудоустраиваешь такого сотрудника, то платишь государству его зарплату или покупаешь какие-то услуги у социального предприятия. Тем самым поддерживется эта категория людей и социальные предприятия.
В Норвегии все устроено идеально. Там государство оплачивает разницу в зарплате людям с ограниченными возможностями и платит предприятию за то, что оно его трудоустроило.
У нас пока все на уровне дискуссий, а конкретных шагов нет. Мы должны найти свою модель и начинать ее внедрять», — уверена наша собеседница.
Она также сообщила, что ассоциация готова к сотрудничеству со всеми заинтересованными людьми и предприятиями.
- Адрес: м. Бельцы, ул. Киевская, 75
- Телефон: 0691 1-39-50
Нелли Ланская
Фото автора и общественной ассоциации
Если вы хотите продолжить получать честную и объективную информацию на русском и румынском языках, поддержите «СП» финансово на Patreon!
Помогите нам создавать контент, который объективно информирует и способствует положительным изменениям в Молдове. Поддерживая нашу независимость, вы помогаете развитию честной и качественной журналистики в стране.
Кроме того, что вы поможете нам, вы получите приятные бонусы в виде просмотра нашего сайта без надоедливой рекламы, а также подарков с логотипом «СП»: сумок, кружек, футболок и не только.