- Секреты Профессии
Бельцкий дальнобойщик и блогер: «Видео я снимаю для людей»
Сергей Антонюк начал работать дальнобойщиком сразу после демобилизации из армии в 1995 году. У него 27 лет стажа в профессии. Сергей ведёт YouTube-канал, посвящённый работе дальнобойщика. Сергей поделился секретами своей профессии и рассказал о своём блоге.
Первый день в отъезде — самый тяжёлый
— Профессия мне, можно сказать, передалась по наследству: отец был дальнобойщиком. Эта работа мне нравится: сначала она мне казалась романтичной, а теперь — обычной. Новичок в дальнобое с первого рейса может понять, его это работа или нет. Часто люди уходят из профессии, когда появляются проблемы. Но тот, кто преодолевает трудности, остаётся дальнобойщиком навсегда. Это становится привычкой. Я приезжаю домой спустя недели и месяцы, и через три дня я снова еду работать. Если я сижу дома больше пяти дней — не могу найти себе место.
Первое время сильно скучаю по семье, но потом вхожу в работу, и чем дольше нахожусь вдали от дома, тем сильней привыкаю. Когда приезжаю обратно домой, бывает, просыпаюсь ночью и ищу клавишу для включения света, как в кабине. Чем дольше находишься дома, тем тоскливей уезжать, а самый тяжелый — первый день в отъезде.
Есть чёткий режим работы и отдыха водителя
— В прошлом году сезон был очень напряжённым. Бывало так, что я приезжал в Кишинёв после рейса из России, разгружался в обед, а вечером снова ехал на погрузку. Сложность сезона зависит от урожайности. В прошлом году был очень большой урожай, да и сейчас холодильники стоят полные.
В более спокойное время на отдых и обслуживание машины между рейсами уходит около трёх дней.
Грузовик Scania, на котором работает Сергей. Фото из личного архиваВ день за рулём больше 9–10 часов в сутки проводить нельзя согласно режиму труда и отдыха водителя. Ездить по 9 часов в сутки можно четыре раза в неделю, а по 10 — дважды. Непрерывно за рулём можно находиться четыре с половиной часа, после чего нужно отдыхать 45 минут. После работы, до того как снова садиться за руль, нужно отдыхать 9 часов, а дважды в неделю — 11 часов. Седьмые сутки должны быть выходным днём.
Я работаю на рейсах между странами, в основном езжу в Россию. Рейс из Молдовы в Москву раньше, в среднем, длился две недели. Но теперь около месяца, а то и даже больше. Всё из-за очередей на таможне: раньше мы стояли по двое суток, и это казалось нам долго, а теперь стоим по две недели. На Иркутск или Новосибирск же, без учёта очередей, рейс занимает около месяца.
В своих видео Сергей показывает быт в очередях.
Сплю в машине, в ней есть всё: микроволновка, плита, двухъярусный спальник. Постирать можно на любой стоянке или паркинге, есть прачки и душ, кафешки. Стараюсь готовить еду сам, особенно по вечерам или когда стою на отстое. Условия не как дома, но готовлю разные блюда: супы, макароны, картошку. В перерывах на дороге обычно обедаю в кафе.
В первую очередь, машины отличаются габаритами
— Раньше ездил на «Дафе», сейчас — на «Скании». По ощущениям, будто управляю легковым автомобилем. Габариты другие, но скорость набирают ту же — 90–100 км/ч. Очень сильно ощущается, когда машина загружена. Загруженной тяжелей управлять, ехать в горку, тормозить, держать со склона, так как она должна ехать медленно. Если полоса пустая, можно ехать и по 100 км/ч, но с прицепом массой 40 тонн страшно. Совершать обгоны тоже сложней, так как приходится учитывать прицеп 10–12 метров в длину.
Однажды я вёз растворитель в канистрах на паллетах, каждая из которых весила одну тонну, а всего таких паллет было 14. Это был опасный груз, потому что растворитель не любит перегрева — от него пластмассовая тара вздувается. Подобные опасные грузы влияют и на структуру вождения. Например, при остановках на светофоре ещё некоторое время ощущается, как машина шатается из-за жидкости в канистрах, а на поворотах сильней клонит вбок. Это влияет на стиль вождения, и к этому привыкают.
Я, например, езжу на грузовике-рефрижераторе и часто говорю, что в жизни никогда не сяду на тентованную машину. Нужна лестница, для верхней и боковой погрузки приходится снимать тент, разбирать рамки, потом обратно собирать, как конструктор, обязательно нужно иметь спецовку. На «рефе» всё проще: открыл задние двери, загрузил, закрыл. Люди, которые работают на бензовозе, в свою очередь, говорят, что никогда не сядут на «тент» или «реф». Всё зависит от привычки.
Страны тоже очень сильно отличаются, особенно европейские. Чем мне нравятся европейские страны — там всё строже и узкие дороги, нет объездных. В Украине тоже отлично всё было, только паркингов меньше, и они почти всегда заполнены. В основном останавливался на заправках. В России же нехватки в стоянках нет.
За последний год Украина очень сильно обновила все дороги. Даже дорога Могилёв-Подольский — Винница, которая была настоящим адом для водителя, стала автобаном. Положили новый асфальт, дорога стала идеальной.
Сильно чувствуется качество дорог в Молдове. Стоит пересечь границу Атаки — Могилёв-Подольский или Тудора — Староказачье — начинаешь ехать будто по стиральной доске или шиферу. Начинает всё стучать, греметь. Ехал из Бельц до Кишинёва через Теленештский район — всю дорогу слушал, как кастрюля, тарелки, сковородка в спальнике трясутся и гремят. На фурах качество дорог ощущается гораздо сильней, чем на легковой машине.
В дороге постоянно что-то случается
— Каждый день на дороге что-то интересное происходит. Кто-то, например, пробил колесо. Надо выйти, открутить 10 гаек, поставить машину на домкрат, поставить «каблуки» под колёса. Колёса весят по 200 кг, на работу уходит час-два. Я худой, и на замену колеса уходит меньше времени, но есть люди старше, есть люди тяжелей. Один раз встретил на дороге человека лет 65, с большим животом, опухшими ногами. Он не мог сам заменить колесо, только рулить. Остановились, помогли ему.
Бывает, познакомишься с кем-нибудь на дороге, если ехать по пути. Вдвоём веселей и легче, можно общаться по рации. Бывает, пробьёт кто-то колесо, начинает нервничать и стучать ногами по колесу, а я улыбаюсь, снимаю на видео и думаю: «Вот, очередное приключение».
В один из рейсов случилось, что у меня лопнули три колеса подряд. Резина была поношенная, я думал доехать до Молдовы через Одессу и заменить колёса. Получилось так, что я до Одессы не доехал. Сначала лопнул один скат, я поставил запаску. Запаска тоже лопнула. Ехал с одним колесом на задней спарке. Так как я был гружёный, оно тоже не выдержало и лопнуло, а до Одессы — километров 50. Тогда я снял запаску с прицепа, поставил прицепное колесо. Оно широкое, но одинарное. Для меня это тоже очередное приключение, часть работы.
Бывало, и колёса лопались, и солярка замерзала. Это техника, а любая техника может поломаться. Как ты её ни обслуживай, как ты за ней ни смотри, по-любому бывают какие-то нюансы, неожиданности. Обычно ремонтом занимаюсь сам, в СТО обращаюсь только с тяжёлыми поломками. Любая поломка — это приключение.
Как и за любой техникой, за машиной нужно следить.
В один год, когда я ездил в Омск, на улице был мороз больше 40 градусов. В 5 часов утра за 20 км от города машина запыхтела и заглохла. Проверил бак — солярка нормальная, заливал зимнюю. Мимо проезжала другая фура. Водитель говорит мне: «Клапан один есть, с пластмассовой пружиной и шариком — обратный клапан. Нагрей чайник кипятка, полей его и поедешь дальше». Я его не послушал, подумал: «Что ты будешь меня учить?» Решил, что справлюсь сам. Поменял топливный фильтр, но пока я этим занимался, один из аккумуляторов лопнул от мороза. Пытался завести машину, но масло успело загустеть и мотор не завёлся. Где-то к восьми утра приехала машина ДПС, грелся у них. Вызывали спасателей, но те приехали только через сутки. До шести вечера сидел в машине у одних ДПСников, потом им на смену приехала другая машина, с едой. В общей сумме на морозе возле машины я провёл около трёх часов и ещё сутки в машине ДПС.
«Я стараюсь отвечать всем и всегда»
— Блогером я стал случайно. Это был 2018 год, моему сыну было 11 лет. Я тогда купил ему маленький планшет, а он начал вести свой небольшой блог, посвященный машинам-моделькам. Он часто спрашивал у меня, почему я не заведу свой блог, а потом сам создал мне аккаунт.
В первый год у меня было около 400 подписчиков, а во второй — 4000. Я их «поднял» на своём грузовике DAF по имени Серый. Людям интересно смотреть не только, как ты едешь, но и как ты ремонтируешь свой автомобиль. Часто в комментариях пишут просьбы показать город.
Сергей ремонтирует бампер своего грузовика.
Многие подписчики живут в других странах, кто в России, кто в Европе. А один раз написал бельчанин, живущий в Америке, и попросил показать Городское озеро. Бывало, что подписчики из Израиля просили показать их родные сёла. Я выходил по пути на рейсе, гулял, снимал.
Среди моих подписчиков есть и дальнобойщики, и обычные люди. Примерно 50 на 50. У меня есть своя группа в WhatsApp, там мы обсуждаем темы ремонта, даём полезные советы. «Инстаграм» я завёл где-то через два года после YouTube, потихоньку втянулся. Сначала рост был медленный, но потом само пошло. Долго было 300 подписчиков, но потом начался рост и подписчиков, и просмотров. Были даже видео, которые набирали и по 45 тысяч просмотров. Иногда стараюсь делать что-то интересное. Какой-нибудь клип, который длится минуту, больше часа монтирую, ищу мелодию, а видео набирает до 500 просмотров. А бывает снял простой клип, как стоишь в очереди на таможне, поставил абсолютно любую мелодию, а там 40 тысяч просмотров.
Видео я делаю не для себя, а для людей. У меня есть несколько подписчиков-инвалидов, которые из дома не могут выходить. Им интересно посмотреть, просят показать места по пути.
Сергей часто проводит «экскурсии» для своих зрителей.
Я стараюсь отвечать всем и всегда. Убью час, два, но на все комментарии я стараюсь ответить. С монетизацией сейчас проблемы, да и не сказать, что много денег было. Максимум набиралось до $100, а потом они снова испарялись. Вставлю какую-нибудь мелодию, а на неё приходит жалоба за нарушение авторских прав. Видео не блокировали, но монетизацию снимали. Я с YouTube так ни разу деньги и не снял.
Видео я снимаю сам, монтирую, заставки делаю. Иногда скидываю сыну, он вставляет музыку, скидывает мне обратно, и я выставляю видео на YouTube.
Дальнобойщик должен быть готов к трудностям
— Дальнобойщик должен обладать очень большим терпением. В очередях очень скучно и буквально нечем себя занять. Можно поменять лампочку — это 10 минут, можно приподнять кабину, проверить поломки — это ещё полчаса. А потом просто ходишь вокруг машины, смотришь, следишь за холодильником.
Сын катается со мной с трёх лет, можно сказать, вырос в кабине. Летом или на зимние каникулы ездим с ним вместе. У него терпение есть. Дочка со мной тоже ездила, тоже терпеливая. Ездил с племянником, тот постоянно спрашивал, когда мы уже наконец приедем. Я выработал привычку и огромные расстояния по 800 км преодолеваю спокойно. Но бывают новички или просто люди, которые не знают дорогу. Постоянно говорят в рацию: «А сколько нам осталось?», «А когда мы приедем?» Всё зависит от характера. Я считаю, что дальнобойщиками не становятся, ими рождаются.
Артур Казенков
Если вы хотите продолжить получать честную и объективную информацию на русском и румынском языках, поддержите «СП» финансово на Patreon!
Помогите нам создавать контент, который объективно информирует и способствует положительным изменениям в Молдове. Поддерживая нашу независимость, вы помогаете развитию честной и качественной журналистики в стране.
Кроме того, что вы поможете нам, вы получите приятные бонусы в виде просмотра нашего сайта без надоедливой рекламы, а также подарков с логотипом «СП»: сумок, кружек, футболок и не только.