- Сами Посудите
Конфликт в бельцкой больнице. Молодой хирург выступил против администрации
На прошлой неделе перед зданием Бельцкой клинической больницы прошёл флешмоб. В нём приняли участие гражданские активисты. Акция призвана защитить молодого доктора, на которого, по мнению организаторов протеста, оказывается давление. Самого врача на митинге не было, а руководство больницы считает, что всё дело в завышенных амбициях и неумении признавать свои ошибки молодого специалиста.
Флешмоб в поддержку хирурга
Перед входом в здание больницы 16 декабря группа активистов развернула плакаты, на которых было написано: «Остановите прессинг на рабочем месте!», «Позволяйте молодым медикам работать по профессии», «Мы поддерживаем медиков!», «Мы — молодые медики». Среди участников флешмоба не было представителей тех, кого они защищали.
Мероприятие переросло в небольшой митинг. Его участники говорили о несовершенстве системы здравоохранения, коррупции в медицине, несправедливом отношении к молодым специалистам.
Диана Гросу, председатель правозащитной организации «Lex XXI» и один из инициаторов акции, рассказала:
— Мы выступаем в поддержку молодого врача, который испытывает давление со стороны администрации больницы, потому что не хочет играть по их правилам. Хирурга целый год держат далеко от хирургии. Мы здесь для того, чтобы его услышали и помогли.
Гражданский активист Максим призвал поддерживать тех медиков, которые вынуждены идти против системы:
— Молодые специалисты уезжают в другие страны. Мы хотим, чтобы их не притесняли, а в здравоохранении был порядок. Потому что сейчас его нет. Все, кто пользовался медуслугами в нашей стране, могут рассказать много случаев, с которыми они столкнулись и которые не соответствуют закону. Мы должны поддержать тех специалистов, которые на стороне закона и хотят помочь людям, кто ничего общего не хочет иметь с коррупционными схемами.
«Не хочу конфликтовать, хочу работать»
Мы встретились с молодым врачом, на защиту которого встала общественность.
Он рассказал «СП», что причиной конфликта стало «его желание работать по специальности, а не оформлять документы» в Департаменте срочной помощи (Unitatea de Primiri Urgențe — UPU).
Молодой специалист рассказал, что в 2017 году он получил распределение во вторую хирургию бельцкой больницы. С ним заключили рабочий контракт. Там он проработал до марта 2018 года, пока не возник конфликт с завотделением.
— Заведующий отделением без объяснения причин запретил мне вести госпитализированную в плановом порядке больную. Её распределили другому хирургу. Поскольку конфликт у заведующего был и с больной, то она отказалась от операции и ушла из больницы. Оформляя документы, я написал истинную причину отказа больной от лечения. Это привело к конфликтной ситуации, с которой разбиралась внутренняя комиссия. Меня приглашали к директору, и он прямо сказал, что Бельцы принимают не всех, и я «буду работать там, где скажут, и уйду, когда скажут». Мне объявили выговор.
А затем направили в Департамент срочной помощи (бывш. приёмный покой) — 1 марта 2018 года мне и ещё одному молодому специалисту дали заполненную форму заявления, по которому якобы я просил, чтобы меня перевели сюда. В конце заявления я написал свою фамилию. Мне обещали оставить 0,25 ставки в отделении хирургии, но затем отказали и в этом.
В конце прошлого года мы ещё оперировали срочных больных в отделении хирургии. Когда сменилась заведующая департаментом в январе этого года, такой возможности уже не было. Условия работы изменились, поменялись и правила, — объясняет молодой хирург.
Сейчас, по его словам, в его работу входит оформление документов и распределение больных в отделения или на амбулаторное лечение. Врач жалуется, что он не может заниматься своим прямым делом, которому учился 10 лет, — проведением операций.
В августе этого года он обращался к директору больницы с просьбой рассмотреть вопрос о возможности работы по профилю, но его заявление переслали на рассмотрение в UPU. Ему ответили, что в его обязанности входит лишь оказание срочной помощи. После этого, считает молодой доктор, отношение к нему изменилось в худшую сторону.
Ситуация обострилась после обращения в Министерство здравоохранения, труда и социальной защиты и письма в одно из СМИ. По мнению молодого врача, администрация воспользовалась двумя неординарными случаями, и он был отстранён от работы на время внутреннего разбирательства. После визита трёх сотрудников Минздрава 26 ноября молодого специалиста восстановили на работе с 28 ноября. Правда, тут же объявили строгий выговор. Официального ответа из министерства пока нет.
Молодой хирург говорит, что хочет только одного — оперировать:
— Я десять лет учился на хирурга. Когда я пришёл в больницу, то говорили, что из меня может выйти хороший хирург. А сейчас мне не дают заниматься хирургией. Я не хочу конфликтовать, хочу работать.
«Критика воспринимается в штыки»
У администрации больницы своя версия конфликта.
Алла Кондря, заведующая Департаментом срочной помощи, считает, что у молодого врача есть возможность проявить себя на том месте, на котором он работает. А его направление сюда вызвано производственной необходимостью и созданием нового подразделения бельцкой больницы.
Заведующая Департаментом скорой медицинской помощи Алла Кондря считает, что у молодому доктору не хватает ответственности. Фото из архива "СП"
— В 2018 году был открыт Департамент скорой медицинской помощи. Изменилось штатное расписание. Многие специалисты были переведены в это отделение. Это уже не приёмный покой, а полноценное отделение с тремя зонами оказания скорой помощи. Тут работают специалисты различных направлений. Среди них и хирурги. Это очень ответственная работа. Сюда поступают больные с различными диагнозами. Для хирурга здесь очень большое поле деятельности. Заниматься хирургическими больными здесь врачу никто не запрещает. Из операционного блока его никто не выгнал. Главное — иметь желание, — уверена заведующая департаментом.
Вместе с тем, она отметила, что «одного желания мало. Нужна ещё и большая ответственность, соответственное отношение к больным, желание помочь тем, кто надеется на твою помощь именно сейчас».
— К сожалению, у молодого доктора этой ответственности недостаточно. Об этом говорят некоторые досадные случаи. В нашей работе всё важно. Любой неправильно оформленный документ осмотра больного может стать причиной судебных разбирательств. Любой неправильно поставленный диагноз может привести к летальному исходу или очень серьёзным осложнениям. У этого доктора подобные случаи уже были. Но критика воспринимается в штыки.
Бывают разные случаи. Не всегда даже опытный врач может разобраться сразу. Просит помощи у коллег. Никто никогда в этом не откажет. Он же ни к кому не обращается. Считает, что всё знает сам. В нашей профессии нельзя быть самоуверенным. И ответственность — это главное. Надел белый халат — обязан перед пациентом, законом и богом, — считает Алла Кондря.
«Нужно не просто хотеть оперировать, а что-то для этого делать»
Директор бельцкой клинической больницы Сергей Ротарь подтвердил «СП», что с созданием нового подразделения — Департамента срочной помощи — изменились правила работы хирургов, закреплённых за департаментом.
Если год-два назад было возможно взять больного из приёмного покоя и срочно провести ему операцию в хирургии, то сейчас врачи департамента только осматривают больного, ставят предварительный диагноз и передают дальше в отделение.
Главврач больницы Сергей Ротарь говорит, что молодой медик не обращался к нему с заявлением о переводе в хирургию. Фото из архива "СП"
— Врач UPU не может его оперировать. Потом нужно вести этого больного, делать ему перевязки. Если у хирурга нет дежурств, как он сможет это делать? — спрашивает директор медучреждения.
В то же время Сергей Ротарь считает, что можно проявить себя и в департаменте оказания срочной помощи.
— За прошлый год через приёмный покой прошли 62 тысячи больных. В больнице прооперировали больше 11 тысяч пациентов. В UPU есть фронт работы и для хирурга. Получить опыт постановки диагноза, оказания срочной хирургической помощи (т.н. мелкая хирургия), работы в команде коллег — всё это очень важно для молодого врача, — уверен директор учреждения.
По его словам, молодой специалист не обращался к нему с заявлением о переводе в хирургию, лишь с жалобами об условиях на месте своей работы. С другой стороны, Сергей Ротарь уверен:
— Нужно не просто хотеть оперировать, а что-то для этого делать. Для начала — попросить, чтобы дали дежурство в хирургии. Многие доктора берут ночные дежурства, подменяют коллег, находящихся в отпуске, курсах повышения квалификации, приходят на операции к более опытным коллегам, ассистируют, учатся. Никто не даст скальпель, если нет уверенности, что операция пройдёт успешно.
Директор больницы считает, что нельзя говорить о предвзятом отношении к конкретному человеку. Нужно говорить об отношении к замечаниям коллег и о нежелании согласиться с тем, что совершаются профессиональные ошибки, из-за которых у врача уже есть два выговора.
— Жизнь идёт своим чередом. Кто-то уходит на пенсию, уезжает. Появляются вакантные места. Нужно быть готовым их занять. Бери дежурства, ходи на операции, проявляй заинтересованность, учись. Пока ничего этого нет, — заключил директор БКБ.
Нелли Ланская
Если вы хотите продолжить получать честную и объективную информацию на русском и румынском языках, поддержите «СП» финансово на Patreon!
Помогите нам создавать контент, который объективно информирует и способствует положительным изменениям в Молдове. Поддерживая нашу независимость, вы помогаете развитию честной и качественной журналистики в стране.
Кроме того, что вы поможете нам, вы получите приятные бонусы в виде просмотра нашего сайта без надоедливой рекламы, а также подарков с логотипом «СП»: сумок, кружек, футболок и не только.