- Стартовая Позиция
Мой первый заработок. Как директор ADR «Nord» Виталий Повонский летал штурманом и зарабатывал за границей
«СП» продолжает рубрику, в которой известные бельчане вспоминают, как заработали свои первые деньги. Наш новый гость — директор Агентства регионального развития «Север» (ADR «Nord») Виталий Повонский.
Первые деньги — в копилку
— Трудно назвать первые деньги заработанными. Собранные дома или по соседству и отмытые бутылки я сдавал, как и все дети. Деньги, которые получил тогда за это, казались мне заработанными.
Одна бутылка стоила примерно 12 копеек, в общей сложности собрал несколько рублей. Я понимал, что могу потратить эти деньги, на что захочу, но помню, что всё же решил отложить их. Мне нравилось накапливать деньги в копилке и экономить.
Летал в качестве штурмана в авиакомпании «Air Moldova»
— Я окончил Кировоградское лётное училище, поэтому считаю своим первым заработком официальную зарплату. В 1991 году (в 21 год) я начал летать в качестве штурмана на самолётах Ан-24 и Ан-26 в авиакомпании «Air Moldova». Не помню, какую зарплату получал тогда, но помню, что я больше ощущал счастье от осознания того, что я летаю. Мне это очень нравилось, и я не придавал значения зарплате. Она была приятным дополнением.
После окончания лётного училища работал штурманом в авиакомпании «Air Moldova».
Позже начался сложный период. После развала Советского Союза резко стало сокращаться количество полётов. Если раньше наша санитарная норма налёта составляла 70-100 часов в месяц, то потом мы стали налётывать 15 часов в месяц. Соответственно зарплата упала, и тогда я почувствовал, что без денег тяжело.
В тот период я поступил в Экономическую академию, изучил основы [бизнеса] и по окончании стал работать на полставки в коммерческом отделе «Air Moldova». Мне хотелось понять, почему нам не могут платить такую зарплату, как нам хотелось бы, почему нет рейсов и как это исправить. Так и стал изучать авиационный бизнес.
Контракты на предприятии «Moldaeroservice»
— В 1998 году я стал генеральным директором «Moldaeroservice». На тот момент я понимал, что предприятие является банкротом. Не было зарплат и ресурсов на лётную технику, а самое главное — не было контрактов для работы. Мы искали возможность заработать за границей. Появлялись интересные контракты. Наши пилоты работали на вертолётах Ми-2 и Ан-2 в Румынии, Египте, Турции, Алжире, Кипре, Ираке и Сингапуре.
Контракт, который я считаю по-настоящему интересным и удачным для нас, — это заработок в Ираке. Это был 2006 год — период, когда в Ираке закончилась война. Там были разрушены многие объекты, в том числе пострадала их авиатехника, которая обрабатывала поля. Американцы решили выполнить эти работы и объявили тендер для тех, у кого есть возможность обрабатывать поля на вертолётах. Информацию о том, что там будут проводиться авиационно-химические работы, мы получили поздно. Мы понимали, что можем не успеть привезти технику в срок, поэтому пришлось проявить находчивость. Мы обратились в кишинёвскую компанию «Valan» и предложили им бесплатную базировку грузовых самолётов Ил-76 в Бельцах. Взамен мы загрузили свои вертолёты, сфотографировали их внутри самолёта и отправили фото в комиссию, которая проводила тендер. Мы гарантировали начало работы в течение 72-х часов и таким образом выиграли этот контракт. Он был очень прибыльным для персонала и предприятия в целом.
Деньги накапливал и тратил на путешествия с семьёй
— В 2005 году отправили по контракту шесть вертолётов в Алжир для борьбы с саранчой. А с 2006 в течение трёх лет работали на самолёте Ан-2, в народе именуемом «кукурузником», в Сингапуре. Наши экипажи перевозили почту из Индонезии в Сингапур.
Заработки доставляли колоссальное удовольствие. Мы понимали, что, с одной стороны, получаем их из воздуха в прямом и переносном смысле, а с другой стороны — это показатель высокого профессионализма всего авиационного предприятия.
Значительных покупок на заработанные средства я не совершал. Как и в детстве, часть денег откладывал, а остальные тратил по мере необходимости и на путешествия со своей семьёй.
Справка-Пояснение
Ан-24 — турбовинтовой пассажирский самолёт для линий малой и средней протяжённости.
Ан-26 — лёгкий советский военно-транспортный самолёт. Является модификацией исходной модели Ан-24.
Ми-2 — советский многоцелевой вертолёт, применяется для выполнения множества гражданских и военных задач.
Ан-2 (разг. — «Аннушка», «Кукурузник») — используется как сельскохозяйственный, спортивный, транспортный, пассажирский самолёт.
Ил-76 — советский тяжёлый военно-транспортный самолёт.
Илона Гоменюк
Фото: Сергей Бояринцев и личный архив
Если вы хотите продолжить получать честную и объективную информацию на русском и румынском языках, поддержите «СП» финансово на Patreon!
Помогите нам создавать контент, который объективно информирует и способствует положительным изменениям в Молдове. Поддерживая нашу независимость, вы помогаете развитию честной и качественной журналистики в стране.
Кроме того, что вы поможете нам, вы получите приятные бонусы в виде просмотра нашего сайта без надоедливой рекламы, а также подарков с логотипом «СП»: сумок, кружек, футболок и не только.