- Страницы Прошлого
Уголовное дело 1963 года. Бельчанин хочет реабилитировать имя дедушки, расстрелянного в СССР за хищения
В начале 60-х годов на бельцком спиртзаводе расследовали громкое дело о хищении в особо крупных размерах, по итогам которого 5 человек приговорили к расстрелу и ещё 16 — к тюремному заключению. В «СП» обратился Андрей Кожокарь, внук директора завода Ивана Яковлева, получившего тогда высшую меру наказания. Андрей считает, что уголовное дело и в особенности последовавшее за ним наказание было необходимо тогдашним властям, чтобы создать видимость раскрываемости таких преступлений в начавшейся тогда кампании.
Судили 21 человека, к расстрелу приговорили пятерых
15 июля 1963 года. Коллегия по уголовным делам Верховного Суда МССР огласила решение по делу в Бельцах. На скамье подсудимых находился 21 человек.
Согласно приговору, начиная с 1954-го и до марта 1962 года на бельцком спиртоводочном заводе орудовала группа расхитителей государственного имущества в особо крупных размерах. В документе говорится, что за этот период было скрыто от учёта и похищено 43 388 литров спирта и 3254 литра водки.
Из материалов дела:
«В результате применения устаревших норм естественных трат, нарушения принципов подбора, расстановки и воспитания кадров, отсутствия должного учёта материальных ценностей и контроля со стороны ревизионного аппарата управления винодельческой промышленности СНХ МССР1 за деятельностью материально-ответственных лиц, на протяжении ряда лет на бельцком спиртоводочном заводе имелись исключительно благоприятное условия для создания скрытых от учёта излишков спирта-ректификата и водки и хищения таковых в больших количествах. Общая сумма причинённого государству материального ущерба путем хищения и разбазаривания спирта, водки и другого имущества составляет 5 193 535 руб. Сумма указана в старых деньгах2».
По версии следствия, схем для сбыта неучтённого спирта было несколько. Чаще всего, его продавали через работников завода. Также отмечалось, что, кроме рабочих спиртзавода и их родственников, в хищениях принимали участия заведующие чайной в Бельцах и Теленештах, буфетчики и работники райпотребнадзора.
В деле указано, что в ходе обысков у некоторых подсудимых были изъяты золотые монеты царского времени, советские рубли и доллары. В то время хранить или распространять иностранную валюту было категорически запрещено.
Высшую меру наказания — расстрел — тогда получили директор завода, главный инженер, технолог, начальник снабжения и сбыта, начальник разливо-моечного цеха. Остальным присудили от 3 до 15 лет лишения свободы с конфискацией имущества.
Один из участников процесса до суда не дожил. Как указывается в приговоре, «В связи с настоящим делом покончил жизнь самоубийством».
Первая страница приговора Верховного суда МССР.
Колонна работников спиртзавода на демонстрации. Во главе, по центру — Иван Яковлев. Фото: семейный архив
Делегация Совета Министров МССР в городе Бельцы при вручении переходящего красного знамени коллективу спиртзавода. Фото: семейный архив
«Мера была слишком жёсткой»
По словам Андрея Кожокаря, внука расстрелянного директора бельцкого спиртзавода, уголовное дело, которое ему удалось найти спустя много лет, довольно любопытное. В частности, Андрей обратил внимание, что свидетельские показания обвиняемые давали друг на друга. Остальные свидетели отсутствуют. А о методах получения показаний у арестованных в то время известно.
«Во времена Никиты Хрущёва, когда он занимал должность первого секретаря ЦК КПСС, было нашумевшее дело с фарцовщиками3 (люди, занимавшиеся запрещённой в СССР подпольной куплей/перепродажей. — „СП“). Тогда же возникла новая волна по раскрытию расхитителей государственной собственности и вообще врагов народа. Речь идёт не об одном уголовном деле, а о десятках дел по всему Советскому Союзу.
По моему мнению, дело о хищениях на бельцком спиртзаводе могло быть, но вот последовавший приговор чрезмерно жёсткий. Прочитав его, я заметил, что свидетельские показания [подсудимые] давали один на другого. Других показаний практически нет. Учитывая, как тогда любили громкие дела, возникают подозрения, что этому расследованию искусственно придали такую значимость.
Кстати, у некоторых из подсудимых нашли золотые монеты и доллары. Понятно, зачем было хранить советские рубли, но зачем доллары в Бельцах? Здесь их негде было сбывать и менять. Да и опасно было такое хранить4. Как мне кажется, это тоже использовали для того, чтобы придать делу большой размах», — рассказал Андрей.
Андрей Кожокарь, внук директора спиртзавода Ивана Яковлева, обращает внимание на странности в деле и его исторический контекст. Фото: Сергей Бояринцев
«Я намерен реабилитировать имя своего дедушки»
Андрей Кожокарь рассказал «СП», что намерен восстановить имя своего дедушки, доказав, что заведённое против него дело, если не шито белыми нитками, то как минимум чрезмерно преувеличено.
«Много лет назад я нашёл в старых чемоданах автобиографию моего дедушки — Яковлева Ивана Ивановича. В ней, правда, ничего не сказано об уголовном деле. Но с этой бумаги я начал интересоваться судьбой деда. Кем он был? Где воевал? В итоге узнал об этой истории со спиртзаводом.
Я узнал, что мой дедушка родом из Ленинграда. В 1943 году, когда он был в армии политруком, его направили в город Пугачёв Саратовской области. Там он познакомился с моей бабушкой. Она родом из Молдовы, была эвакуирована туда в начале войны. Когда дед вернулся с войны, они поженились и переехали к ней на родину — в Бельцы.
Иван Яковлев со своей супругой после демобилизации, 1945 год. Фото: семейный архив
В 1947 году он был вторым секретарём горкома партии. В 1954-м его назначили директором бельцкого спиртзавода.
По тому уголовному делу он был осуждён по статье 123-1 УК МССР („Хищение государственного или общественного имущества в крупных или в особо крупных размерах“). Это была новая на тот момент статья, которая предусматривала расстрел.
Как я узнал, в 1961 году произошёл громкий случай с фарцовщиками, и Хрущёв был очень недоволен мягким приговором — 8 лет лишения свободы. Тогда власти задним числом изменили Уголовный кодекс и внесли новую статью, которая предусматривала расстрел. Я даже нашёл указ об изменении Уголовного кодекса, подписанный Брежневым, который тогда занимал должность председателя Президиума Верховного Совета СССР.
В случае с моим дедушкой произошло так же. Сейчас я продолжаю узнавать всё больше деталей об этом деле, и если оно действительно создано в ходе той кампании, как мне кажется, постараюсь восстановить его имя. Человека, конечно, не вернёшь, но его честь — можно», — отметил Андрей.
После уголовного дела спиртзавод ликвидировали
Сотрудники бельцкого архива помогли нам найти несколько документов и газетных вырезок, которые относятся к той истории.
К примеру, в статьях тогдашней городской газеты «Коммунист» о Иване Яковлеве упоминается не только как о директоре, но и как о депутате городского Совета. Сохранилось и представление прокурора Молдавской ССР за январь 1963 года в адрес исполнительного комитета Бельцкого городского Совета депутатов трудящихся с требованием отозвать депутата Яковлева в связи с открытым на него уголовным делом.
Ещё есть бумаги о том, что 1 июля 1963 года спиртзавод был ликвидирован как самостоятельное предприятие. Спиртовой цех объединили с сахарным заводом (сегодня бельчанам это предприятие известно как пищевой комбинат), а водочный цех присоединили к винно-коньячному заводу.
Представление прокуратуры об отзыве депутата Ивана Яковлева, 1963 год. Фото: Бельцкий архив
Документ о ликвидации Бельцкого спиртзавода как самостоятельного предприятия. 19 ноября 1963 года. Фото: Бельцкий архив
Справка-Пояснение
1 СНХ МССР — Совет народного хозяйства Молдавской ССР. Так назывались государственные органы территориального управления народным хозяйством СССР. Их учредили в 1957 году для реорганизации системы управления.
2 В 1961 году в СССР произошла деноминация валюты. В результате денежной реформы в номинале рублей убрали один ноль. Таким образом, 10 старых рублей соответствовали 1 новому.
3 В деле фарцовщиков фигурировали московский валютчик Ян Рокотов и его друзья Владислав Файбишенко и Дмитрий Яковлев. Они организовали сложную систему посредников для скупки иностранной валюты и зарубежных товаров у иностранных туристов. В 1960 году КГБ разоблачил их, они были арестованы и осуждены на 8 лет лишения свободы.
В 1961 году Никита Хрущёв ездил в Берлин (ГДР), где во время встречи с немецким представителем ему заявили, что такого страшного чёрного рынка, как в Москве, нет нигде в мире. Вернувшись в Москву, Хрущёв затребовал все дела по фарцовщикам и валютчикам. Одновременно развернулась кампания по борьбе с фарцовщиками. Хрущёву нужен был громкий, показательный процесс. На пленуме ЦК он зачитал «письмо» рабочих Ленинградского металлического завода, «возмущённых мягкостью приговора» к тому времени отбывавшим 8-летний срок наказания Рокотову, Файбишенко и Яковлеву. По итогу дело пересмотрели и назначили новое наказание — 15 лет тюремного заключения.
После изданного в спешном порядке указа «Об усилении уголовной ответственности за нарушение правил валютных операций» состоялся третий пересмотр дела — Рокотова, Файбишенко и Яковлева приговорили к расстрелу по закону, принятому после совершения деяния. Все кассационные жалобы были отклонены, и приговор был приведён в исполнение. Они стали одними из немногих расстрелянных по приговору суда за фарцовку и незаконные валютные операции.
4 Гражданам СССР категорически запрещалось иметь валюту. За её наличие и тем более покупку или продажу можно было получить тюремный срок и даже смертную казнь.
Советским людям, выезжающим за границу, разрешалось покупать иностранную валюту на небольшую сумму. По возвращении в страну, к примеру, из командировки, всю валюту необходимо было менять или тратить в специальном магазине.
В 1931 году для этих целей было создано всесоюзное объединение по торговле с иностранцами «Торгсин», представлявшее собой сеть магазинов. Товары в нём можно было купить только за иностранную валюту, золото, серебро, драгоценные камни и предметы старины. Позднее, в 1961 году, после некоторой модернизации сеть получила название «Берёзка».
Константин Хайретдинов
Если вы хотите продолжить получать честную и объективную информацию на русском и румынском языках, поддержите «СП» финансово на Patreon!
Помогите нам создавать контент, который объективно информирует и способствует положительным изменениям в Молдове. Поддерживая нашу независимость, вы помогаете развитию честной и качественной журналистики в стране.
Кроме того, что вы поможете нам, вы получите приятные бонусы в виде просмотра нашего сайта без надоедливой рекламы, а также подарков с логотипом «СП»: сумок, кружек, футболок и не только.