- Собственной Персоной
Более полувека рядом с самолётами. Бельчанка 51 год трудится на аэродроме
Вера Семёновна Кисловская уже 51 год работает кладовщицей на бельцком аэродроме. За эти годы ей ни разу не захотелось сменить работу, она никогда не выходила на больничный и знает всё об устройстве вертолётов и самолётов.
В отпуск вышла только через два года
Вера Семёновна Кисловская родилась в 1946 году в селе Ильичёвка Флорештского района. В родном селе окончила восемь классов. Вышла замуж за бельчанина и переехала в город.
Когда её дочери Галине исполнилось два года, встал вопрос о поиске работы.
― На аэродроме работал слесарем мой кум. Он рассказал, что есть место в «инструменталке» (складе инструментов ― «СП»). Спросил: «Пойдёшь работать?». «Пойду», ― говорю и пришла. Это был 1968 год. Меня взяли на работу комплектовщицей, дочке дали место в детском садике. С этого момента я ни разу не брала ни одного больничного, как бы плохо себя не чувствовала. Если болела дочка, отвозила её в деревню к маме, а сама шла на работу. Я очень любила свою работу, хоть зарплата и была всегда маленькой. Я первый раз в отпуск вышла только через два года после того, как начала работать. Мне тогда в отделе кадров сказали, что обязательно надо идти в отпуск, ― вспоминает наша собеседница.
Через несколько лет Вера Семёновна стала кладовщиком. Сейчас она заведует расходной кладовой и отвечает не только за инструменты, но и за запчасти для самолётов Ан-2 и вертолётов Ми-2, которые выдаёт по необходимости техникам.
― Я знаю наизусть всё о запчастях Ан-2 и Ми-2 от шурупчика и гайки до винта, а также весь инструмент.
Всё, с чем приходилось работать, Вера Семёновна изучала сама, никаких специальных курсов не было.
― Надо просто включать мозги и иметь интерес. Я знаю, ключ какого диаметра куда идёт, какая краска, растворитель, масло и т. д., мне даже говорить об этом не надо. Также без того, чтоб посмотреть в записи, знаю, что у меня на какой полке лежит, и сколько чего осталось.
Вера Кисловская на аэродроме в 70-е гг. На заднем фоне видны самолёты.
1987 год. Фотография Веры Кисловской для доски почёта. Фото из личного архива
Работали в две смены
Сейчас Вера Семёновна здесь работает одна. Но в советское время тут трудилась большая группа подготовки к производству (ГПП). Ежедневно с бельцкого аэродрома вылетали по 15 бортов, надо было подготовить запчасти, выдать необходимый инструмент.
― Бывало, что вечером прилетят несколько самолётов. Подходит техник: «Домой вовремя хочешь уйти? Бери рукавицы, будешь привязывать самолёты, потому что дежурного по стоянке нет». И что? Привяжу, натяжку сделаю и вперёд! Было много самолётов. Большинство занималось химработами, но были и пассажирские, которые летали в Кишинёв, Атаки, Сороки, Каменку и другие места. Как-то я сама летела с нашего аэродрома на Украину в Николаев.
Сейчас с бельцкого аэродрома летает мало техники, но в советское время, по воспоминаниям нашей собеседницы, приходилось работать в две смены: первая заступала в 5 утра и трудилась до 17.00, а вторая ― с 10.00 до 22.00.
Через несколько лет работы на аэродроме нашей собеседнице велели получить полное среднее образование.
― Вызвали в отдел кадров и сказали, что я должна окончить вечернюю школу. Школа тогда находилась на перекрёстке ул. Сорокской и Киевской. Закончила 10 классов и продолжила работать. В школу ходила вместе с мужем. Во-первых, вдвоём веселее, а, во-вторых, мы жили со свекровью. Что бы она сказала, что я одна каждый вечер куда-то ухожу? Из-за этого и в художественной самодеятельности на работе не участвовала. Сейчас жалею об этом. Я любила быть среди людей. Надо было во всём участвовать.
Самым сложным периодом в своей работе Вера Семёновна назвала 90-е годы, когда зарплату выдавали продуктами. Сотрудникам аэродрома выдавали её сахаром и подсолнечным маслом. На склад завезли большие мешки и бочки, и кладовщик должна была развешивать и разливать каждому сотруднику столько, сколько ему было положено.
― Такая заморока была. С сахаром ещё было проще, а измерять и разливать масло ― очень сложно. Но и с этим справились, ― вспоминает она.
Вера Семёновна продолжала работать и когда дочь с зятем оставили ей на попечение внука и внучку, так как уехали работать в Россию. При этом бабушкина забота не ограничивалась только уходом за ними, она была активным членом родительского комитета и в садике, и в школе.
По словам Веры Семёновны, ей никогда не хотелось поменять работу.
― Ещё до устройства на аэродром мне предложили работать посудомойкой в гостинице. Я один день помыла рюмки и поняла, что это не моё. Написали в приказе ― «уволить не приступившую к работе». Ну и ладно.
Коллектив аэродрома в 2003 году. Фото из личного архива
«Мне доверяют»
Работа кладовщика очень ответственная, и Вера Семёновна всю жизнь относилась к ней серьёзно.
― Я не боюсь никаких проверок или инвентаризаций. Проверяйте всё досконально, у меня полный порядок. У меня на складе до сих пор есть винтики и гаечки с советских времён. Я благодарна руководству, что мне полностью доверяют и считают меня честным человеком. Замечаний в мою сторону никогда не было.
Вера Семёновна говорит, что одна из причин, по которой она любит свою работу ― очень хороший дружный коллектив, состоящий из грамотных специалистов, которые никогда не откажут в помощи.
У Веры Семёновны на стеллажах полный порядок.
— Проверяйте всё досконально, у меня полный порядок, — говорит наша героиня.
Наталья Петрусевич
Если вы хотите продолжить получать честную и объективную информацию на русском и румынском языках, поддержите «СП» финансово на Patreon!
Помогите нам создавать контент, который объективно информирует и способствует положительным изменениям в Молдове. Поддерживая нашу независимость, вы помогаете развитию честной и качественной журналистики в стране.
Кроме того, что вы поможете нам, вы получите приятные бонусы в виде просмотра нашего сайта без надоедливой рекламы, а также подарков с логотипом «СП»: сумок, кружек, футболок и не только.