- Секреты Профессии
DJ Slavic: «Ты включаешь музыку, которая должна двигать тела»
Известный в Бельцах диджей Вячеслав Попович (DJ Slavic) рассказал «СП», каково было работать в 90-х на кассетах, о психологии танцпола и о том, что главное в работе диск-жокея. Сегодня он совмещает диджеинг с организацией фото- и видеосъёмок торжеств от студии «За углом». По его мнению, это даёт дополнительные возможности для творчества и самореализации.
«Даже мыслей не было, что буду заниматься музыкой»
—Это тот самый случай, когда не ты выбираешь профессию, а она тебя. Я программист, и никогда даже мыслей не было, что буду заниматься музыкой.
В далёком 1994 году меня попросили на неделю заменить одного диджея. Я был тесно связан с музыкой. Мой папа — настоящий меломан, поэтому дома музыка была в доступе, хотя по образованию мои родители — строители. Мама увлекалась художественной самодеятельностью, бабушка — заслуженная артистка МССР, тётя шила костюмы для представителей молдавского, так скажем, шоу-бизнеса тех лет, для известных коллективов. И вот неделю я поработал диджеем, мне понравилось, а тот человек, которого я замещал, не вернулся из отъезда. Я остался на его месте. Так всё и началось, а в этом году я уже отмечу профессиональное 25-летие.
Технологии новые, задачи — те же
— Мама сначала была против такой работы, и похвастаться я ей ничем не мог. В те времена оплата труда была копеечная. Плюс истории бывали разные, вплоть от ограбления клуба и размахивания молотком перед моим лицом. 90-е, конечно, помогли сформироваться характеру.
Мама приняла мой выбор профессии только после статьи в «СП» обо мне много лет назад.
Я полностью самоучка. В то время эта профессия только зарождалась, ещё не было соответствующего оборудования и было важно не допустить пауз в треках (между композициями). Раньше без интернета было больше романтики в работе, да и просто в прослушивании. Музыка попадала к нам на пластинках, на кассетах, а сегодня найти и выбрать файл – дело двух секунд. Ты понимал, что у тебя есть такая-то композиция и находится она на кассете, но непонятно, где именно, и, пока играет в эфире другая песня, ты что-то перематываешь, ищешь и работаешь на двух магнитофонах.
Дома у меня есть архив, с которым я раньше работал. Это полторы тысячи кассет. Весь архив за 25 лет в сохранности. Сегодня я тоже ничего не удаляю.
Однажды я нашёл интервью одного из популярных диджеев, где он сказал очень хорошую фразу: «Неважно, что и как ты делаешь за пультом. Если у тебя на танцполе есть люди, значит, ты всё делаешь правильно. Если этого нет, то заканчивай с этой профессией». Общая идея работы не поменялась: ты включаешь музыку, которая должна двигать тела.
Есть ещё две вещи, которые точно меняются. Это вес и ноги. Физически бывает порой сложно. Но за все годы я только два раза работал сидя — из-за плохого самочувствия. Когда есть движение, ты не чувствуешь усталость. На вялых мероприятиях ты устаёшь от того, что просто стоишь, не двигаясь.
«Наша публика избалована»
—Меня всегда раздражало, когда в клубе играла та же музыка, что и по радио. Я думал: «Вам действительно не хватило её за неделю по радио?» Люди не хотят впускать в себя новое. Для иностранцев играть гораздо проще. Они веселятся под любую музыку. Им важнее атмосфера происходящего. Наша публика очень избалована. В Бельцах каждый считает своим долгом подойти и попросить включить определенную музыку. Это очень напрягает в работе. Я всегда хотел быть ближе к людям, работал рядом со всеми, даже за барной стойкой, но потом переместился вглубь зала, потому что люди не дают делать своё дело.
Был случай, когда один наш хороший дискотечный друг очень сильно надоедал с одной песней. Тогда мы ещё играли на дисках. В очередной раз он ко мне подошёл и попросил: «Славик, поставь ту песню», я при нём сломал диск. Сказал: «Я запишу тебе её отдельно, слушай в машине, но здесь я её больше играть не буду».
«Не каждый может стать хорошим диджеем»
– У меня нет кумиров, для меня творческий ориентир – это люди. При желании любой человек может стать диджеем, но не каждый сможет стать хорошим диджеем. Это непросто: нужно уметь подавать материал правильно и вовремя, чтобы создать максимальный резонанс. Ну, например, часто на мероприятиях просят включить ту или иную композицию, но ты понимаешь, что если сейчас её поставить, то ты просто похоронишь всю атмосферу.
Я бы поспорил со многими современными диджеями. Сам принцип того, как они сводят треки, — очень быстрый (полторы секунды максимум, и уже играет следующий трек). Это нужно делать грамотно. У меня тоже есть желание сыграть больше треков за какой-то промежуток времени, но ложиться всё должно ровно.
Говорят, что нужно выпить, чтобы чувствовать себя увереннее за пультом. А как ты можешь себя вообще неуверенно чувствовать за своим оборудованием? Я не работаю нетрезвым, всегда сохраняю трезвость ума. Пьяным работать невозможно, себе не позволяю и другим не советую. Ты, конечно, можешь отдавать себе контроль, но физически это всё же нагружает. Оборудование стоит денег, можно просто что-то спалить. Девочка-диджей к нам приехала однажды. Играла, а звук в зале резко пропал. Она стоит, глаза квадратные, не понимает, в чем дело. Оказалось, ногтями зацепила то, что не надо.
«От музыки зависит многое»
— Всегда нужно чувствовать происходящее в зале и никогда не нагнетать. От музыки зависит многое. Если ты видишь настроение людей и не можешь в нём сориентироваться, могут возникнуть проблемы. Самая большая из проблем в работе — это пьяные люди. Надо чётко понимать: если к тебе подходит пьяный человек и что-то очень сильно от тебя требует, то лучше это сделай. Наперекор своим убеждениям и интересам, потому можно и схлопотать, конечно. Бывало, что на моих глазах людей просто уничтожали, случались серьёзные конфликты. Ты это видишь и ничего не можешь поделать. Раньше, если в зале происходило что-то подобное, я выключал музыку.
Потом меня убедили – так делать нельзя, ты ещё больше акцентируешь внимание на происшествии. Если происходит нечто подобное, сразу включай медляк, моментально снимает напряжение в атмосфере. Однажды мне стало любопытно, и я поставил трек «The Prodigy» — получилось эпично.
Психология танцпола тоже существует. Если ты будешь в течение часа играть с одной и той же скоростью один и тот же формат, люди устанут. Направление треков обязательно должно меняться. Должна быть волна, некий подъём. Ты можешь играть на одной скорости, но меняй мелодику треков. В одном ритме люди не могут постоянно находиться.
Когда вы только приходите в клуб, пульс, допустим, 60 ударов в минуту. Постепенно вы начинаете двигаться, сначала просто дёргаете ногой, что-то пьёте – пульс учащается. Если частота пульса не совпадает примерно в половину с частотой музыки, то никто не танцует. Мужчины чувствуют больше низкочастотные звуки, басы. Женщинам важна верхняя частота.
Один перерыв в работе за 25 лет
— У меня на глазах в Бельцах выросло не одно поколение. Очень многие уехали. За 25 лет у меня был всего один перерыв в работе на три месяца. Тогда закрыли дискотеку, начали что-то менять, перестраивать и на время ремонта я сидел дома.
Самое интересное, что при всех возможностях брать себе полноценный отпуск, как все нормальные люди, у меня был только один двухнедельный официальный отгул. Куда-то ехать отдыхать – это не моё. Работать и работать, музыка – это всё. Мой рекорд – это полторы тысячи человек на дискотеке. Это было во Дворце культуры «Реут», там было заведение «Стрела», потом «Лагуна».
Рекордное количество бельчан на дискотеке, где играл DJ Slavic, — 1500 человек.
Я сова. Ещё до того, как стать диджеем, я был любителем поспать. Сегодня я совмещаю эту профессию со съёмкой торжеств. Возвращаемся обычно со съёмок в офис в 5 утра. Пока всё расставим, подготовим, зальём материал на сервер, на сон, грубо говоря, останется полтора часа. В 8 утра другая съёмка. Этого времени мне достаточно, чтобы потом себя нормально чувствовать весь день. Нашей команде легче работать ночью. Днём поступают звонки, кто-то заходит – это отвлекает. Люди, которые не спят по ночам, по некоторым версиям, меньше стареют. Соответственно, пока ты бодрствуешь, процесс старения не идёт.
У меня есть чёткая позиция. Если когда-то мне придётся выбирать между личными отношениями и моей профессией, я выберу работу. На протяжении жизни у нас завязываются различные отношениями с людьми, заканчиваются они всегда либо хорошо, либо не очень (такова жизнь — это любовь, эмоции), а профессия не предаст тебя никогда. Она меня кормит, содержит, даёт возможность развиваться. Основной заработок мне всегда давала музыка. Конечно, все деньги мира не заработать. Я хочу от работы получать удовольствие и создавать качество.
Для Вячеслава Поповича и его команды важно от работы получать удовольствие и проявлять креативность.
Занятие съёмкой видео и фото – это ещё одна возможность как-то творчески себя реализовать. Мы не делаем всё исключительно ради денег. Нам важно проявить свою креативность. У нашей команды есть все технические возможности для творчества, почему бы ими не воспользоваться?
Татьяна Дубравина
Фото из архива В. Поповича
Если вы хотите продолжить получать честную и объективную информацию на русском и румынском языках, поддержите «СП» финансово на Patreon!
Помогите нам создавать контент, который объективно информирует и способствует положительным изменениям в Молдове. Поддерживая нашу независимость, вы помогаете развитию честной и качественной журналистики в стране.
Кроме того, что вы поможете нам, вы получите приятные бонусы в виде просмотра нашего сайта без надоедливой рекламы, а также подарков с логотипом «СП»: сумок, кружек, футболок и не только.