- Строгая Проверка
Ревизоры: ДРСУ за три года «похоронило» 2 млн леев
В марте этого года Финансовая инспекция представила отчёт проверки на муниципальном предприятии ДРСУ за период с 2016 по 2019 год. Судя по отчёту, предприятию был нанесён крупный ущерб. Прежние и нынешние руководители ДРСУ с выводами инспекторов не согласны.
За это время на предприятии сменились четыре руководителя:
1. Василий Синенко (до 15.09.2016);
2. Сергей Пчела (16.09.2016 — 15.02.2018);
3. Анатолий Пасичняк (16.02.2018 — 19.03.2018);
4. Юрий Хмарный (с 20.03.2018).
В обшей сложности инспекторы выявили 26 нарушений, в результате которых предприятию был нанесён ущерб почти в два миллиона леев. Кроме того, это привело к нецелесообразным тратам более 200 тыс. леев. В итоге пострадал не только бюджет ДРСУ, но и муниципальный бюджет, так как из-за махинаций доходы МП снизились, соответственно, снизились и поступления в бюджет Бельц.
«СП» разбиралась в самих значимых, на наш взгляд, нарушениях.
Финансовая проверка охватила период с 2016 по 2019 год. За это время в ДРСУ сменились четыре руководителя (один из них возглавлял предприятие всего месяц). Все они с выводами инспекторов не согласны.
Большие потери и неправомерные доходы
Львиная доля потерь пришлась на сферу ритуальных услуг (копание могил, которым среди прочего занимается ДРСУ). Согласно одному из отчётов админсовета за 2016 год, в 2015-м было оказано 1120 ритуальных услуг, из которых в кассу МП были оплачены всего 548. То есть в казне предприятия не оказалось платы за 572 услуги на сумму 1,3 млн леев.
В 2016 году тогдашний директор предприятия Сергей Пчела направил запрос в Национальный инспекторат по расследованиям для выявления виновных в нанесении ущерба. Но в то же время, отмечают финансовые инспекторы, им во время проверки не предоставили ответ следователей (и неизвестно, был ли он), а руководство МП не предприняло никаких мер для выявления виновных.
Помимо этого, согласно закону, за ритуальные услуги не платится НДС, однако ДРСУ включало в эти услуги НДС и таким образом за период 2016–2018 гг. получило в качестве возмещения из муниципального бюджета более 800 тыс. леев, которые ему не полагались.
Ещё один интересный момент: в 2019 году во время инвентаризации автопарка ДРСУ было обнаружено, что пять единиц техники на общую сумму более 600 тыс. леев фигурируют только на бумаге.
Из них три машины (экскаватор, трактор и поливомоечная) были разобраны на запчасти, и от них остались лишь каркасы. Виновного в этом установить сложно. Игорь Чобану, ответственный за автопарк на период проверки, сказал инспекторам, что в его распоряжение эти машины не поступали, а бывший до него главный механик скончался.
Мини-погрузчик был передан на ремонт (по документам — легально), но инспекторы не смогли удостовериться, что он существует и находится в рабочем состоянии.
Ещё на одну машину, автогрейдер, был наложен арест. Самое интересное — эта машина принадлежит ДРСУ лишь формально, в реальности же она никогда не поступала в распоряжение ДРСУ, и предприятие не предприняло ничего, чтобы снять с машины арест. Более того, в 2016 году на эту машину было списано 712 литров топлива (7,6 тыс. леев) без накладных.
Также в 2016 году незаконно были списаны более чем на 70 тыс. леев стройматериалы (впоследствии проданные экономическим агентам) и 10 тыс. леев — на запчасти для автопарка предприятия.
Необоснованные затраты
В 2016 году в бухгалтерской отчётности ДРСУ числятся затраты в 7 тыс. леев на приём делегаций, хотя никаких подтверждающих документов о визитах каких-либо делегаций нет.
Помимо этого уже в 2018 году за счёт ДРСУ были оплачены мобильные звонки в роуминге более чем на 5 тыс. леев, хотя предприятие не имеет права оплачивать такие услуги. В том же году без законного основания в число затрат МП были включены дорожные штрафы, полученные сотрудниками ДРСУ, почти 12 тыс. леев.
В этот же список можно включить и премии, выплаченные в декабре 2018 года на общую сумму в 58,5 тыс. леев. Тогдашний директор ДРСУ Юрий Хмарный получил из них 270 леев. Проблема в том, что эти выплаты были произведены без директивы вышестоящего органа (мунсовета Бельц).
Также в период 2016–2018 годов необоснованно было списано топливо почти на 50 тыс. леев.
Подозрительное сотрудничество с экономическими агентами
В отчёте финансовой инспекции зафиксирован факт конфликта интересов, возникшего во время исполнения тендеров по ремонту дорог, выигранных ДРСУ. Так, в 2017 году из-за того, что ДРСУ не успевало выполнить в срок ремонт улиц Карачобану и Белякова, МП решила передать субподряд ООО «Marsharcon». Тогда с фирмой был заключён контракт на 965 тыс. леев. При этом после завершения работ от фирмы поступила налоговая накладная на сумму чуть более 1 млн леев.
Важно, что директор ООО «Marsharcon» Борис Маркоч в момент подписания контракта, будучи муниципальным советником, входил в состав административного совета ДРСУ. Кроме того, по мнению авторов отчёта, неясно, по каким критериям была выбрана именно эта фирма. По тому же сценарию в 2018 году ДРСУ передало тоже ООО «Marsharcon» ремонт участка дороги по ул. Штефана чел Маре.
Ещё одна подозрительная сделка была заключена между ДРСУ и бельцким ООО «Eves» (владелец и директор Игорь Папуша). В 2017 году ДРСУ закупило у этой фирмы 875 тонн песка. По документам, ООО «Eves» и доставило этот песок в Бельцы. Однако в документации ДРСУ не указаны точки отправки и выгрузки песка, транспортные средства, на которых он перевозился, а также отсутствуют путевые листы. Странно и то, что ООО «Eves» не выписало накладные на каждую поездку, а внесло почти все 900 тонн песка в накладные за три поездки. Поэтому специалисты усомнились в подлинности представленных документов.
Помимо этого в 2017 году ДРСУ взяло в аренду у ООО «Nirom Roz» из Калараша (директор и владелец Николай Розембак) оборудование по укладке асфальта. Аренда на год стоила ДРСУ 271 тыс. леев. Финансовая инспекция отмечает, что эта аренда нецелесообразна, так как на балансе ДРСУ числится новое оборудование для укладки асфальта, 2016 года выпуска и стоимостью в 2 млн леев.
В 2018 году ДРСУ взяло в аренду у румынской фирмы ООО «Pavra Com» три спецавто. Фирма занимается мусорными услугами в Ботошанах и в других населённых пунктах одноимённого уезда. Аренда каждой машины стоит 2 тыс. евро ежемесячно. Инспекторы обратили внимание, что документы, связанные с оценкой объёма работ, произведённого на арендованных авто, подписаны в одностороннем порядке, то есть только ДРСУ, без согласия фирмы арендатора. К тому же обнаружены несколько накладных на оплату аренды, которые не были отражены в документах бухгалтерии.
Финансовая инспекция представила результаты проверки местным властям и госканцелярии в конце марта этого года. После их оглашения в апреле этого года был разработан план мероприятий по устранению замечаний финансовой проверки.
Василий Синенко: «Тогда были другие тарифы»
Бывший директор ДРСУ Василий Синенко заявил «СП», что отмеченная в отчёте недостача в размере 1,3 млн леев за неоплаченные ритуальные услуги не отражает реального положения дел. На самом деле эти услуги не были оказаны, потому что люди сами копали могилы.
— Дело в том, что, согласно законодательству РМ о кладбищах, людям разрешалось самостоятельно выполнять захоронения. Расценки тогда были совсем другие, гораздо ниже. Они были утверждены муниципальным Советом. Потом они [новое руководство ДРСУ] просто себе взяли и подняли расценки, даже не утвердив их в муниципальном Совете, и запретили людям всё делать самостоятельно. Поэтому оно так и пошло, хотя закон о кладбищах не запрещает этого делать. Получается, что они [фининспекторы] мерили ситуацию 2015 года своими сегодняшними мерками.
Сергей Пчела: «Ко мне никаких вопросов нет»
Сергей Пчела сообщил «СП», что с отчётом ознакомлен. По его словам, за период его руководства проверка не выявила ни одного правонарушения.
Он подтвердил, что направил в следственные органы документы по оказанным при его предшественнике ритуальным услугам, из-за которых предприятие недосчиталось крупной суммы денег: «Всё это было установлено, задокументировано и направлено в следственные органы. На какой стадии это всё сейчас — не знаю».
О включении НДС в стоимость ритуальных услуг для получения из городского бюджета большей суммы денег собеседник говорит, что этого не могло быть.
«Этого не может быть. За ритуальные услуги платили физические лица, а НДС нельзя получать от физических лиц, только от юридических», — отметил Сергей Пчела.
«Что касается запчастей на 10 тысяч леев, то они были списаны правильно. А стройматериалы на 70 тысяч леев были проданы официально, нормально, но это было не при мне, а ещё при Синенко».
Передача в 2017 году некоторых обязанностей по ремонту улиц Карачобану и Белякова ООО «Marsharcon», по словам собеседника, была личным решением Ренато Усатого.
«Он сказал: чтобы успеть, давайте отдадим им этот субподряд. Меня тогда вызвал [вице-примар] Шеремет, была комиссия, в которой были [советники] Басистый и Григоришин. Они тогда приняли такое решение. Я не хотел отдавать, потому что мы успевали, но они настояли», — сказал Пчела.
В сделке с «Eves» ничего незаконного собеседник не видит. Напротив, соглашение с этой фирмой было более выгодным для предприятия и города, чем предложения от других фирм.
«Это глупости (данные об этой сделке, отражённые в отчёте), которые кто-то придумал. ДРСУ работало с этим предприятием и при Синенко. Тогда они брали по 1,35 лея за перевозку тонны песка на километр. При мне эта цена уменьшилась до 1,30 лея. Они не продавали песок, а только перевозили его. ДРСУ платило напрямую карьеру. Эта компания была выбрана не мной, была комиссия из пяти человек, которая выбирала по принципу самой низкой цены. Григоришин кричит, что там какие-то мои интересы, когда меня даже не было в этой комиссии», — сказал собеседник.
Аренда техники у ООО «Nirom Roz» из Калараша, по словам Сергея Пчелы, была необходима, так как новая техника, указанная в отчёте, была закуплена только осенью 2017 года, а до тех пор предприятию нужно было арендовать оборудование для ремонта дорог.
«В бухгалтерии есть все документы. Это был взаимозачёт. Мы им дали когда-то асфальт, а они нам предоставили технику. Примария же закупила технику только в конце года, когда ремонтировать дороги уже было нельзя», — заметил Пчела.
Отражённую в отчёте информацию о якобы необоснованном списании топлива на 50 тысяч леев собеседник считает не соответствующей действительности.
«Это бред. Не могло такого быть. В комиссии по списанию было пять человек, среди которых главный бухгалтер, главный механик, главный инженер. Там пол-литра бензина никуда нельзя было списать», — отметил Сергей Пчела.
Юрий Хмарный: «Инспекторы не слушали объяснений»
Нынешний администратор не согласен с тем, что выдача премий сотрудникам предприятия без согласования с муниципальным Советом было незаконным.
«Премии выдавались людям перед Новым годом. Предприятие вышло с прибылью 8 млн леев. Никто не может запретить выдать премию рабочим. Они получили всего по 230 леев на руки. Нет такого правила, что на это должен дать согласие муниципальный Совет. Директор имеет право выдавать премию. Выдача материальной помощи должна согласовываться с админсоветом. Я [проверяющим] говорил об этом, но они просто писали всё, что видели», — сказал Юрий Хмарный.
Аренду двух мусоровозов из Ботошан собеседник считает целесообразной: если раньше вывоз мусора только с Новых Бельц (откуда его вывозили на тракторах) обходился предприятию в 152 тысячи леев в месяц, то с помощью арендованного мусоровоза стоит в три с лишним раза меньше.
Односторонне подписанные документы он объяснил так: «Мы убедили наших партнёров, чтобы они брали оплату по факту выполненных работ. Мы сделали даже лучше, чем было: если машина несколько дней не работает, за те дни мы не платим. Получилось выгоднее — в пределах 90 евро в сутки». Поэтому сначала документы подписывают в ДРСУ, а потом отправляют их в Румынию. Отчёты за январь-февраль, которые обнаружили фининспекторы, просто ещё ждали отправки.
Об оплаченных за счёт предприятия штрафах и звонках в роуминге Юрий Хмарный говорит, что ответственные лица (к примеру, роуминг включался во время поездок за границу у главного бухгалтера и главного инженера предприятия) будут возмещать суммы из собственных средств.
О критериях выбора ООО «Marsharcon» для ремонта участков улицы Штефана чел Маре он сказал, что это единственное в городе предприятие, способное делать бетонные дороги, тем более что большую часть стоимости работ фирма произвела за свой счёт.
«Так как мы не специалисты в области строительства бетонных дорог, а единственные специалисты в этой области находятся в этой фирме, я сказал об этом публично на муниципальном Совете. И ни один из советников не сказал тогда, что это неправильно. Согласно правилам ремонта дорог в нашей стране, укладка верхнего слоя бетона является не капитальным ремонтом дороги, а текущим (т. е., по мнению Юрия Хмарного, не требует проведения тендера). Оплата была произведена только за этот верхний слой. Нижние слои, щебень и т. д. оплачивала компания "Marsharcon" из своих средств на одном участке, и предприятий "Knauf" и "Drobmetal" — на втором. Это было коллективное спасение этих кусков дороги, которые составляют меньше 5 % улицы Штефана чел Маре. Национальный антикоррупционный центр трижды проверял этот момент и каждый раз приходил к выводу, что всё там сделано правильно», — сказал Юрий Хмарный.
Юрий Ротару, Сергей Паскарь
Если вы хотите продолжить получать честную и объективную информацию на русском и румынском языках, поддержите «СП» финансово на Patreon!
Помогите нам создавать контент, который объективно информирует и способствует положительным изменениям в Молдове. Поддерживая нашу независимость, вы помогаете развитию честной и качественной журналистики в стране.
Кроме того, что вы поможете нам, вы получите приятные бонусы в виде просмотра нашего сайта без надоедливой рекламы, а также подарков с логотипом «СП»: сумок, кружек, футболок и не только.