- Сами Посудите
Игры в назначения-увольнения бельцких руководителей стоили бюджету почти миллион леев
«СП» неоднократно писала о публичных лицах, уволенных со своих постов и восстановленных судом в прежней должности. Всем им выплатили немалые суммы за время вынужденного отсутствия на работе и понесённый моральный ущерб. «СП» сделала обзор своих публикаций и посчитала деньги, выплаченные из местного и государственного бюджета за ошибки при трудоустройстве и увольнении.
Муниципальные советники опустошили бюджет на полмиллиона леев
Предвыборные увольнения бельцких вице-примаров
21 января 2011 года от должности вице-примара, отвечающего за муниципальное коммунальное хозяйство и строительство, был освобождён Игорь Няга. Предложил снять своего зама, не объясняя причин, бывший примар Василий Панчук. «Это мое право выносить вопрос о назначении и увольнении, и я им пользуюсь», — заявил тогда на муниципальном Совете Василий Панчук.
Большинство в Совете, которое в то время представляли коммунисты, проголосовало единогласно. Место вице-мэра занял Октавиан Маху, ставший в скором времени и. о. примара, так как Василий Панчук после парламентских выборов 2010 года предпочёл должность депутата. Сам Игорь Няга объяснил своё увольнение «политическими интересами ПКРМ и желанием „раскрутить“ Октавиана Маху перед выборами примара» летом 2011 года.
14 марта бельцкая Апелляционная палата признала решение муниципального Совета незаконным и восстановила в должности вице-примара Игоря Нягу.
Суд также взыскал из муниципального бюджета в пользу Игоря Няги зарплату за вынужденное отсутствие на рабочем месте в течение полутора месяцев в сумме 24 000 леев, компенсацию морального ущерба (10 000 леев) и 5000 леев судебных издержек. Общая сумма составила 39 000 леев.
15 марта Игорь Няга должен был приступить к своим обязанностям. Но этого не произошло. В кабинет его не пустили.
Когда же 31 марта на заседание Совета вынесли вопрос об отмене решения муниципального Совета об увольнении, фракция ПКРМ воздержалась от голосования в полном составе. Так решение об освобождении Игоря Няги от должности осталось в силе.
Обращения отстранённого вице-примара в Генпрокуратуру и прокуратуру мун. Бельцы ни к чему не привели.
2 апреля 2015 года, также в преддверии местных выборов, уволили другого вице-примара — Александра Усатого, который курировал социальную сферу. И. о. примара Октавиан Маху мотивом для отстранения назвал неудовлетворительное проведение празднования 71-й годовщины освобождения Бельц от фашистских захватчиков. И добавил: «По закону я имею право выносить на рассмотрение Совета такой вопрос»
Александр Усатый был освобождён от должности заместителя примара 24 голосами фракции коммунистов. Представители остальных партий воздержались. На том же заседании вице-примаром назначили Светлану Алексееву.
Сам Александр Усатый назвал причиной своего увольнения «внутриполитические разногласия» и заявил о выходе из ПКРМ.
Он оспорил своё увольнение в суде, который признал 19 июня решение Совета незаконным и восстановил вице-примара в прежней должности. По решению суда Александру Усатому выплатили 24 178 леев в качестве зарплаты за 2,5 месяца, 5000 леев за моральный ущерб и 3142 лея — судебные издержки. Общая сумма составила 32 320 леев.
22 июня вице-примар приступил к своим обязанностям. Но, поскольку срок его мандата истёк (14 июня 2015 года прошли местные выборы), то новый примар Ренато Усатый предложил на эту должность выдвиженца «Нашей Партии» Лилию Савву.
Директор Центра семейных врачей судился больше года
Вячеслав Батыр 28 марта 2017 года выиграл конкурс на должность директора Центра семейных врачей (ЦСВ), который организовало Министерство здравоохранения. Результаты конкурса должен был утвердить муниципальный Совет, где большинство на этот раз было у «Нашей Партии». Однако народные избранники отказались это делать.
Добиваться признания местными властями результатов конкурса Вячеславу Батыру пришлось через суд.
10 января 2018 года первая инстанция признала нарушение закона и потребовала утвердить истца руководителем ЦСВ с 28 марта 2017 г. Также суд присудил выплатить ему из муниципального бюджета 190 000 леев материального ущерба, 10 000 леев морального ущерба и 5000 леев судебных издержек. Общая сумма составила 205 000 леев.
Вопрос неоднократно рассматривался на заседании муниципального Совета. Но большинство советников воздерживались от голосования, объясняя это тем, что своё решение ещё не вынесла Высшая судебная палата.
Только 31 июля Вячеслав Батыр был утверждён в должности директора Центра семейных врачей.
Директор МП ДРСУ не может приступить к обязанностям
В феврале 2018 года с поста директора муниципального предприятия ДРСУ распоряжением и. о. примара Николая Григоришина был уволен Сергей Пчела.
4 марта этого года бельцкий суд постановил отменить распоряжение примара об увольнении, восстановить Сергея Пчелу на работе и выплатить ему 205 600 леев в качестве заработной платы, 20 000 леев за моральный ущерб и 5 000 леев судебных издержек. Общая сумма составила 230 600 леев.
На заседании Совета 27 марта должны были обсуждать восстановление Сергея Пчелы в должности, но вопрос так и не был включён в повестку дня и остался нерешённым. Судебные разбирательства продолжаются.
Таким образом, в общей сложности за увольнение нескольких руководителей муниципальный бюджет потерял 506 920 леев.
Госбюджет не досчитается около 400 тысяч леев
Начальник кадастрового офиса вернул должность через 2,5 года
Андрей Кетрарь, бывший начальник кадастрового офиса (МБТИ), был уволен с должности в августе 2010 года по сокращению штатов. Он опротестовал приказ директора госпредприятия «Cadastru» о расторжении трудового договора.
Разбирательства по иску длились два с половиной года. Высшая судебная палата 6 февраля 2013 года вынесла окончательное решение в пользу Андрея Кетраря, установив нарушение трудового законодательства при его увольнении.
Андрей Кетрарь был восстановлен в должности начальника кадастрового офиса и 7 февраля приступил к работе. ГП «Cadastru» обязали выплатить ему полагающуюся зарплату с 2010 года, моральную компенсацию и возмещение судебных издержек — в общей сложности более 100 тысяч леев.
На старую должность через 7 лет
В апреле 2009 года Октавиан Маху лишился должности начальника Территориального управления административного контроля Бельц. Правительство уволило его в связи с ликвидацией структуры.
Октавиан Маху обжаловал своё увольнение и выиграл во всех судебных инстанциях. 4 марта 2011 года он был восстановлен в должности, которая к тому времени не существовала.
Функции Территориального управления административного контроля стало исполнять Территориальное бюро Государственной канцелярии. Его руководителем был назначен Анатолий Харченко.
Согласно решению суда, Октавиану Маху выплатили компенсацию свыше 200 000 леев за время вынужденного отсутствия на работе и в качестве возмещения морального ущерба.
24 февраля 2016 года Октавиана Маху назначили начальником Бельцкого территориального бюро Государственной канцелярии вместо Анатолия Харченко.
Замначальника Территориального бюро Госканцелярии возвращался дважды
Николай Ункуцэ, заместитель начальника Территориального бюро Государственной канцелярии, был уволен 9 октября 2015 года без объяснения причин. Сам Николай Ункуцэ расценивает это как «внутрипартийный конфликт и несогласие с позицией некоторых партийных лидеров».
Тогда же он обратился в Буюканский суд Кишинёва. 8 февраля 2016 года суд постановил восстановить его в должности и выплатить в его пользу зарплату за 4 месяца — 29 386 леев, моральный ущерб 7346 леев и 7346 леев компенсации при восстановлении в должности. 16 февраля 2016 года Николай Ункуцэ приступил к работе.
4 мая 2016 года его снова уволили, так как кишинёвская Апелляционная палата отменила решение первой судебной инстанции. Высшая судебная палата 2 февраля 2017 года, в свою очередь, отменила решение Апелляционной палаты и оставила в силе решение Буюканского суда. Николай Ункуцэ 3 февраля 2017 года снова приступил к работе. В судебных инстанциях рассматривается вопрос о выплате за вынужденное отсутствие на рабочем месте суммы, превышающей 80 000 леев.
«Политические интересы обходятся дорого»
Чем обусловлены такие увольнения и почему никто из чиновников, принимавших незаконные решения, не был привлечён к ответственности? С таким вопросом «СП» обратилась к эксперту Центра анализа и предотвращения коррупции юристу Марианне Калугиной.
По её мнению, следует исходить из того, что право на труд является одним из самых важных конституционных прав. Если оно нарушено, то лицу, которое посчитало себя пострадавшим и обратилось в суд, должны быть, исходя из решения суда, выплачены заработная плата за время отсутствия на рабочем месте, а также моральный ущерб.
«В любом случае увольнение работника — это один из рисков учреждения. Здесь нужно исходить из принципа равновесия интересов. С одной стороны, есть интерес, чтобы на государственных должностях были люди, которые соответствовали бы определённым требованиям. С другой — они имеют право на защиту своих прав. Поэтому работодатель должен быть внимательным, ориентироваться на принципы закона и объективности и понимать, что его решение может быть обжаловано».
Проблема состоит в том, считает эксперт, что как при назначении, так и при снятии с должности власти нередко руководствуются политическими интересами. При этом забывают, что существуют определённые процедуры при принятии решений, в том числе и об увольнении. «Я вас уверяю, что если пройти по самим решениям, то в большинстве случаев там элементарно не были соблюдены процедуры увольнения. А значит, есть прецедент для их оспаривания».
«У нас есть определённые составы преступления, которые можно вменить этим руководителям. Но, насколько я понимаю, этим всерьёз никто не занимался. Если решение принимается по политическим мотивам (а это бывает довольно часто), то в итоге получается, что политические интересы обходятся дорого», — говорит эксперт.
При этом есть возможность привлечь к ответственности людей, которые приняли незаконное решение. Но сделать это может только лицо, попавшее под увольнение. В таком случае истец должен потребовать возмещения морального ущерба не за счёт учреждения, а за счёт того лица, которое его уволило.
Согласно Параграфу
Из Трудового кодекса РМ
Ст. 89 (3). После вынесения решения судебной инстанции о восстановлении работника на работе работодатель обязан незамедлительно издать приказ о восстановлении, который доводится до сведения работника под расписку в течение трех рабочих дней со дня издания.
Ст. 90. При восстановлении на работе работника, незаконно переведенного на другую работу или незаконно освобожденного от работы, работодатель обязан возместить ему нанесенный ущерб.
Возмещение включает: a) обязательную компенсацию за весь период вынужденного отсутствия на работе в размере не менее средней заработной платы работника за этот период;
b) возмещение дополнительных расходов, связанных с обжалованием перевода на другую работу или освобождения от работы (консультация специалистов, судебные расходы и др.);
c) возмещение причиненного работнику морального ущерба.
Размер суммы возмещения морального ущерба определяется судебной инстанцией с учетом оценки действий работодателя, но не может быть меньше среднемесячной заработной платы работника.
Нелли Ланская
Уведомление о возможном конфликте интересов. Автор приходится супругой Николаю Ункуцэ.
Если вы хотите продолжить получать честную и объективную информацию на русском и румынском языках, поддержите «СП» финансово на Patreon!
Помогите нам создавать контент, который объективно информирует и способствует положительным изменениям в Молдове. Поддерживая нашу независимость, вы помогаете развитию честной и качественной журналистики в стране.
Кроме того, что вы поможете нам, вы получите приятные бонусы в виде просмотра нашего сайта без надоедливой рекламы, а также подарков с логотипом «СП»: сумок, кружек, футболок и не только.