- Семейная Пара
Пара бельчан, проживших вместе 65 лет: «Мы познакомились в Сибири»
В начале ноября бельцкая чета Свитенко отметит «железную свадьбу» — 65-летие совместной жизни. В преддверии знаменательной даты «СП» встретилась с Ниной Константиновной и Константином Ивановичем, чтобы узнать секреты семейного долголетия.
Депортация из Молдовы
Молодые люди познакомились в далёком 1951 году в городе Бодайбо Иркутской области, куда их вместе с родными депортировали из Молдовы в 1949 году. На момент высылки Нине было 15, а Константину — 17 лет.
«Когда пришли за нами, дома были только я и сестрёнка. Папа работал в соседнем селе, а мама поехала его навестить и отвезти гостинцев. Мы никому не говорили, где родители, поэтому депортировали только меня и сестру, которой тогда было всего 15 лет. Высылали нас 6 июля 1949 года. Эту дату помню всю жизнь», — поясняет Константин Свитенко.
А Нину Константиновну выслали вместе с родителями и старшей сестрой: «Те, кто пришёл за нами, наверное, специально подгадали момент, когда все ученики и студенты закончат учебный год и будут дома, чтобы всю семью депортировать. Так получилось и у нас: старшая сестра окончила второй курс мединститута, была дома на каникулах, я только закончила седьмой класс...»
Оказавшись конце августа 1949 года в сибирском городе Бодайбо, который тогда находился в 1,5 тыс км от ближайшей железной дороги, наши герои и их семьи стали привыкать к новой жизни.
«Вместе с нами в Сибири оказалось много других семей из Молдавии. Мы старались держаться ближе друг к другу, ведь нас объединяло одно — мы депортированные, нас вынудили жить вдали от родных, вдали от родного дома. Поэтому мы старались общаться со своими, как говорится, не терять связи с земляками. Вместе устраивали праздники, говорили на родном языке. Как-то так, в общем круге знакомых мы и познакомились с Константином», — рассказывает Нина Свитенко.
Константин Иванович признаётся, что впервые увидел будущую супругу во время пересылки: «Это было в городке Усолье. Нину встретил во время переправы к Бодайбо на пароходе. Увидел её, но не познакомился. Не до этого было тогда... Гораздо позже выяснилось, что там, в Молдавии, наши с Ниной родители были шапочно знакомы друг с другом».
Новое место — новая жизнь
Уже на новом месте Нина поступила в вечернюю школу в 8-й класс: днём она работала на золотодобывающем предприятии «Лензолото», а вечером училась. Константина устроили в районное управление электростанции токарем. К 17 годам у него уже был большой опыт (работал с 13 лет на «Сельмаше» в Бельцах) и 4-й разряд. Вечерами он тоже учился в школе.
Знакомство молодых людей произошло в пасхальные праздники, которые, несмотря на строгие запреты коммунистической власти, люди всё-таки отмечали в Сибири.
«Мы наконец-то с Ниной лично познакомились. Сперва просто дружили, ходили вместе на танцы, отмечали с друзьями праздники. Со временем стал захаживать к ним домой. Так и пришли к решению создать семью», — вспоминает Константин Иванович.
Сначала свадьба — потом загс и венчание
Пожениться решили в ноябре 1953 года: невесте было 19, жениху — 21 год. «В те годы расписаться можно было и без предварительного заявления. Достаточно было прийти в загс и там на месте в тот же день стать мужем и женой. Мы выбрали дату 7 ноября», — рассказывает Нина Свитенко.
Однако, придя в загс 7 ноября, молодые люди наткнулись на закрытые двери — праздничный день всё-таки (годовщина Октябрьской революции), сотрудники отдыхали. А дома молодых ждали гости и праздничный стол.
«Так не расписанными и вернулись домой. Отгуляли свадьбу. К слову, она была небольшой, всего человек 20, но очень весёлой. Одеты мы были, как и положено молодожёнам: я в белом платье с фатой, он — в костюме. Специально к свадьбе мама наготовила еды, наварила бражки. Напиток получился крепкий, игристый, как шампанское, большая часть гостей с непривычки быстро "накушались"», — с улыбкой вспоминает Нина Константиновна.
Официально молодые вступили в брак 12 ноября. Помимо регистрации в загсе, они решили обвенчаться в церкви. «Венчание проходило ночью, чтобы никто об этом не узнал и не сообщил "куда надо". Пришли к батюшке, а он спрашивает: "Кольца для венчания есть?" Откуда у нас кольца, если даже в загс мы пришли без колец?! Батюшка не растерялся, растопил свечку, слепил из воска две полоски, намотал их нам на пальцы. Вот в таких восковых кольцах мы и венчались», — добавляет Константин Иванович.
Со свадьбы молодожёны собрали целых 150 рублей. По их словам, в те годы это был один оклад рабочего: «Что на них можно было купить? Да сами посудите, если литр молока стоил там тогда 6 рублей. Очень дорогая жизнь была там».
За зятем ухаживала тёща
Первое время молодые жили с родителями Нины. Они к тому времени в Бодайбо купили небольшой домик.
«Как такового совместного быта с мужем в первые годы после свадьбы у нас не было, потому что я постоянно училась, дома практически не бывала. Мне было не до готовки-стирки-уборки. Безусловно, я всё это умела делать, но мне просто не хватало времени. Так что, честно признаюсь, моя мама кормила и ухаживала за своим зятем — моим мужем», — признаётся Нина Константиновна, супруг в это время кивает головой, подтверждая её слова.
В 1954 году, когда власти сняли с молодых людей запрет на поселение только в пределах Бодайбо, семья Свитенко переехала ближе к Иркутску. К тому времени там уже проживал отец Константина, который приехал вслед за депортированными детьми, когда получил на это разрешение.
Нина Константиновна училась в машиностроительном техникуме, её муж работал токарем на машиностроительном заводе. Трудоустроившись, Константин Свитенко очень быстро получил своё жильё: «Квартирка была небольшая, комнатка метров в 20, разделённая пополам перегородкой, в большом деревянном бараке. Спустя время эту комнатушку поменяли на отдельную квартиру с удобствами в доме».
К тому времени в семье уже появился первенец — дочь Алла.
Закончив обучение, Нина устроилась конструктором в институт по проектированию транспорта.
«Теперь пришла моя очередь заниматься бытом, семьёй, ребёнком. Времени по-прежнему не хватало, приходилось разрываться между работой и семьёй. Дочку отдали в детский сад, но возить её туда приходилось на автобусе, в Иркутске расстояния большие», — поясняет героиня.
Супруги признаются, что бытовые обязанности они всегда делили на двоих. Вместе Нина и Константин пережили и смерть своего первенца — дочери Аллочки.
Нина и Константин через год после свадьбы.
Разрешили вернуться, но не в Бельцы
В Молдову семья смогла вернуться лишь в 1958 году: «Нам разрешили вернуться на родину, но без права поселения в том городе, откуда нас подняли. Другими словами, в Бельцах мы жить не могли. Но об этом мы узнали, только вернувшись в город. Приехали в дом к родителям Нины, которым разрешили уехать из Иркутска на два года раньше нас. А утром уже пришёл милиционер и заявил, что мы не имеем права здесь жить, нам дали сутки на то, чтобы покинуть город...»
Константин не стал спорить с сотрудником милиции, он уехал в Черновцы к родственникам супруги. Там устроился на завод, получил местную прописку. Нина осталась у своих родителей — она была в положении и деваться ей было некуда.
Первая квартира через 20 лет брака
Спустя время семья воссоединилась. Первое время жили на съёмных квартирах, потом родители Нины купили для молодой семьи небольшой домик. В тот же год у них появилась дочь Елена. Позже они с ребёнком переехали в новый дом родителей Нины, где жили вместе с семьёй старшей сестры.
В 1963 году появился на свет сын Виталий.
Спустя 11 лет супруги Свитенко с детьми получили кооперативную трёхкомнатную квартиру на 8-мквартале. Потом, когда младший сын женился, большую квартиру родители оставили ему, а сами купили себе двухкомнатную в соседнем доме.
Вся жизнь в труде
Константин Иванович проработал на электротехническом заводе токарем 35 лет. Его супруга тут тоже много лет трудилась инженером.
«Мы жили сами и растили детей в очень тяжёлое время. Помню, родился Виталик, а мне нечем его кормить: молока у меня нет, а в магазинах ничего не купишь. Если встанешь рано утром и займёшь очередь у магазина, возможно, тебе повезёт — ты принесёшь домой молоко. Хлеба белого не было, только гороховый. Одним словом, мы выживали, умудрялись ещё и детей растить. Откуда брали силы? Не знаю, скорей всего, тут помогла генетика предков, которые тоже жили не в самые простые времена», — объясняет Нина Свитенко.
Константин Иванович продолжал трудиться до 2015 года, в его трудовой книжке 73 года стажа. Правда, последние годы он работал уже на АО «Metreut».
«Пришёл директор предприятия ко мне и говорит, мол, пошли ко мне работать токарем. Проработаешь год-два, сколько сможешь. И я пошёл, проработал там 22 года», — смеётся он.
Уместно будет добавить, что Константин Свитенко и сегодня, в свои 86 лет, продолжает работать: его зовут на помощь друзья и знакомые, которым нужны услуги первоклассного токаря. И он никогда никому не отказывает в помощи. «Если буду сидеть дома и на диване — зачахну». Помимо этого он самостоятельно обрабатывает два дачных участка, где выращивает ягоды, овощи и фрукты для своей семьи.
У четы Свитенко трое внуков — Роман, Наталья и Инна и уже двое правнуков — Мария и Макар.
Никакой спешки
— Не развестись, не разбежаться, пережить вместе все радости, горе и тяготы семейной жизни нам помогали терпение и труд. Другими словами, нам просто некогда было выяснять отношения и ругаться, мы постоянно работали, всегда были заняты делом.
А ещё я всю жизнь следовала маминому совету: «В любой ситуации никогда не принимай никаких решений вечером. Дождись утра». И знаете, это правило работало и работает по сей день. У нас всё бывало: и ссорились, и мирились, и сталкивались с проблемами, и не знали порой выхода из тупиковой, на первый взгляд, ситуации, но мы всё прошли, всё преодолели.
Бывало, поругаемся, каждый сидит в своём уголочке, но никаких скоропалительных решений я не принимала, да и муж мой тоже. Немного остынем, смотрим, а уже и не помним, из-за чего возник конфликт. Сейчас же, к сожалению, молодёжь пасует перед любыми сложностями в семейной жизни и предпочитает разбежаться, чем пытаться уберечь семью, — делится секретами долгой семейной жизни Нина Свитенко.
— Действительно, было в нашей жизни всё, ну, погыркаемся сейчас, а через минуту уже снова помирились. Но никогда не возникало желания подать на развод, — поддерживает супругу Константин Иванович.
Виктория Воронцова
Если вы хотите продолжить получать честную и объективную информацию на русском и румынском языках, поддержите «СП» финансово на Patreon!
Помогите нам создавать контент, который объективно информирует и способствует положительным изменениям в Молдове. Поддерживая нашу независимость, вы помогаете развитию честной и качественной журналистики в стране.
Кроме того, что вы поможете нам, вы получите приятные бонусы в виде просмотра нашего сайта без надоедливой рекламы, а также подарков с логотипом «СП»: сумок, кружек, футболок и не только.