- Страшное Происшествие
Смерть в тюрьме, потрясшая страну
Информация о смерти в тюрьме Андрея Брагуцы, задержанного за превышение скорости, попала в прессу 29 августа и вызвала широкий общественный резонанс. В понедельник, 4 сентября, последовали первые задержания. В правоохранительных органах не исключают, что они могут быть не последними.
Превышение скорости и неадекватное поведение
Андрея Брагуцу задержали за превышение скорости и неподчинение требованию патрульных остановить машину. Позже в пресс-службе Генерального инспектората полиции представили картину происшествия: 15 августа на трассе Бельцы — Сэрэтены экипаж патрульных инспекторов с радаром выявил автомобиль марки «Фольксваген», который двигался на скорости в 110 км/ч. На требование полицейских остановиться водитель авто не отреагировал и, выехав на встречную полосу, продолжил движение, показывая в окно непристойные жесты.
Информацию о нарушителе предали в дежурную часть инспектората в Оргееве, и машина была остановлена в селе Ратуш Криулянского района. Водитель вёл себя неадекватно, поэтому его сопроводили в республиканский наркодиспансер. Сдавать кровь на анализ тот, однако, отказался. По данному факту, как пояснили в пресс-службе ведомства, возбудили уголовное дело.
Затем для установления личности водителя повезли в инспекторат патрулирования. Автомобиль должны были разместить на штрафплощадке. Андрей Брагуца, как сообщается в пресс-релизе, вёл себя агрессивно, оскорбляя патрульных, а на площадке без всякой причины ударил полицейского кулаком по лицу. После этого на него снова надели наручники. По факту «применения насилия, не опасного для жизни или здоровья, в отношении должностного лица» также было возбуждено уголовное дело.
Затем подозреваемого держали в изоляторе временного задержания тюрьмы № 13, позже перевели в тюрьму № 16 в Прункул, где он и умер 26 августа.
Нельзя привлекать к ответственности
Адвокат мужчины Дорел Казаку сообщил сайту CrimeMoldova, что в этом деле много вопросов к правоохранительным органам. По его словам, Андрей Брагуца состоял на учёте у психиатра с диагнозом «шизофрения», следовательно, не мог быть привлечён к уголовной ответственности. Болезнь с помощью терапии удавалось держать под контролем, и мужчина работал на молокозаводе в Бельцах.
«Все, кто его знал, отзываются о нём как о спокойном человеке, он не пил и не курил. 15 августа мой клиент поехал в Кишинёв по служебным делам. В Оргееве его попытались остановить за превышение скорости, и, по словам патрульных, он не остановился. Его задержали только в Кишинёве и передали полиции Чекан. Некоторые свидетели утверждают, что полицейские его спровоцировали, а родственники говорят о множественных синяках на его теле. По требованию полицейских против него было возбуждено уголовное дело за сопротивление полиции, и его поместили под предварительный арест. Десять дней спустя он умер», — рассказал адвокат.
В Генинспекторате полиции уточнили, что мужчина состоял на учёте у психиатра с ноября 2012 года с диагнозом «параноидальная шизофрения».
Почему не оказали помощь?
Мать погибшего рассказала съёмочной группе канала TV8, что её сын — молодой семейный человек 32 лет — был полон планов на будущее, мечтал открыть своё дело, а с 1 сентября должен был начать учиться в вузе. Он работал и всегда занимал ответственные должности. «Несколько месяцев назад он устроился на новую работу. Ездил в командировку в Венгрию... И должен был снова поехать. Он работал инженером-лаборантом», — рассказала Василиса Брагуца.
Мать погибшего коснулась и проблем со здоровьем сына, но отметила, что в последние годы кризисов не наблюдалось: «Всё произошло шесть лет назад, когда он испытал сильный стресс из-за работы. Но мы вместе преодолели и это. После лечения он находился под наблюдением. Когда его задержали, видимо, состояние ухудшилось...» Отец Андрея с самого начала требовал вызвать врачей для оказания сыну необходимой помощи.
Согласно свидетельству о смерти, молодой человек умер от бронхопневмонии. Однако родители не могут понять, как это заболевание могло развиться за неделю у молодого спортивного человека. Они настаивают на том, что их сын погиб из-за побоев и бесчеловечного отношения.
Перекидывание ответственности
Прокурор Иван Филимон рассказал также TV8, что, когда он пришёл предъявлять обвинение 17 августа, задержанный был в тяжёлом состоянии: «Он был вместе с другими лицами в камере и находился в неадекватном состоянии. Не знаю, как сказать, он мастурбировал. Был абсолютно невменяем, не знаю, он что-то употреблял, или из-за нервов, или неосознанно, или из-за психических отклонений. Уже позже я выяснил, что он находился в психбольнице Бельц».
22 августа мужчина попросил вызвать ему «скорую», и врачи настаивали на том, что его следует положить в психиатрическую больницу. Однако командир спецбатальона сопровождения и охраны отказал, как утверждают источники TV8, потому что некому было его сопровождать.
«Мне не сообщали, ничего подобного не было. Не было никакого требования, мне не поступало никакой информации, не было никакого указания, ничего не было», — ответил на вопрос корреспондента телеканала Александр Кирка из батальона сопровождения и охраны.
Отметим также, что после распространения СМИ информации о данном инциденте на официальном сайте Департамента пенитенциарных учреждений появился пресс-релиз, в котором факт избиения отрицался. «Мужчина был доставлен в тюрьму № 13 24 августа и в тот же день по состоянию здоровья переведен в тюрьму № 16 в Прункул, где есть тюремная больница. Утром 26 августа задержанный скончался. Против него не применялась физическая сила», — говорится, в частности, в заявлении для прессы.
Но источники телеканала TV8 на условиях сохранения анонимности сообщили, что в изоляторе временного содержания мужчину избивали в камере. Потом перевели в одиночку. Его состояние ухудшалось, он разделся и лежал голым на цементном полу.
Министерства в это время перекладывали вину друг на друга. Глава МВД Александр Жиздан сообщил телеканалу, что случай смерти молодого человека, вызвавший столько вопросов, не входит в компетенцию МВД: «С этим делом должно разобраться Министерство юстиции, так как Департамент пенитенциарных учреждений является подразделением данного министерства, а не МВД».
«Ведётся расследование, но я не знаю всех деталей, чтобы комментировать что-либо. В целом, в случае, когда погибает человек, не министерство должно отвечать на вопросы, в обязательном порядке должна вмешаться прокуратура», — сообщил в свою очередь замминистра юстиции Николай Ешану.
«Больной», «наркоман»... и не только
На третий день не утихающего скандала портал deschide.md распространил видео задержания, в котором Андрей Брагуца материт полицейских, прыгает по кабинету, плюет на пол, кричит, в конце концов бьёт полицейского по лицу, за что получает удары сразу от нескольких правоохранителей. Неспециалисту понятно, что молодой мужчина явно не в себе. Однако многие издания подхватили и распространили видеозапись.
Новостные материалы, подчёркивавшие «чрезвычайно агрессивное поведение» задержанного по отношению к полицейским, всколыхнули соцсети и онлайн порталы различных изданий. Подавляющее большинство комментаторов не скупилось на негативные оценки типа «придурок», «псих», «урод», «наркоман» и т. п. и расценивало произошедшее как должное («собаке собачья смерть»), а редкие замечания об ужасе ситуации, в которой психически нездорового человека не передают в руки медиков, а просто забивают до смерти, тонули в потоке ненависти. Казалось, это видео должно свидетельствовать о правомерности действий правоохранителей. Факт смерти человека, находящегося под охраной государства, отодвигался на второй план.
Прокуратура начала расследование
30 августа МВД, однако, заявило о проведении внутреннего расследования. 1 сентября стало известно, что нескольких сотрудников пенитенциарной системы и полиции отстранили от должностей до конца расследования.
На брифинге, который 4 сентября для представителей СМИ организовала Генпрокуратура, генеральный прокурор Эдуард Харунжен сообщил о том, что накануне по факту пыток, приведших к смерти Андрея Брагуцы — молодого мужчины из города Бируинцы, работавшего в Бельцах, — было возбуждено уголовное дело.
В рамках дела задержали троих полицейских — сотрудников изолятора предварительного содержания из Кишинёва. В течение трёх суток они будут находиться в СИЗО Национального центра по борьбе с коррупцией. Также задержаны (были освобождены из-под стражи после смерти жертвы) двое заключённых, которые избивали мужчину. Ещё двоим заключённым, находившимся в камере, когда избивали Андрея, также будет предъявлено обвинение.
Прокуроры выясняют законность действий сотрудников пенитенциарной системы и медучреждений, судей и прокуроров, в том числе Ивана Филимона. Проверяются «каждая минута, каждый час» нахождения Брагуцы в камере. По словам Эдуарда Хорунжена, изъяты более 250 часов видеосъемки.
Прокурор Ион Каракуян, руководитель отдела Генеральной прокуратуры по борьбе с пытками, пояснил, что задержанные полицейские в ночь, когда избивали Андрея, находились на дежурстве, но не вмешались и не остановили нападавших, а лишь делали замечания из-за двери.
Всё произошло в ночь с 15 на 16 августа. В течение более чем полутора часов сокамерники неоднократно избивали Андрея Брагуцу. Били кулаками и ногами, в том числе по груди и голове.
«Жертва просила о помощи стуком в дверь, обращаясь к охранникам. Просили и другие заключённые», — рассказал Ион Каракуян, слова которого приводит ziarulnational.md.
В свидетельстве о смерти Брагуцы указано, что причиной смерти послужила бронхопневмония. Прокурорам предстоит выяснить, где именно он заболел, хотя у следствия не вызывает сомнения, что болезнь развилась, пока Андрей находился в камере. Если судебно-медицинская экспертиза не даст исчерпывающих ответов на имеющиеся вопросы, правоохранители намерены прибегнуть к эксгумации тела погибшего. Этого, к слову, требуют и родители погибшего.
Прокуроры заявили, что сотрудники полиции и пенитенциарной системы нарушили процедуру и не сообщили в Генпрокуратуру о смерти человека, поэтому и расследование началось с опозданием.
За расследованием этого резонансного дела наблюдают правозащитники. А целый ряд НПО выступили с обращением к министерствам и ведомствам с требованием беспристрастного и объективного расследования преступления. Они также заявили о необходимости регулярного представления общественности его результатов.
Вячеслав Долгов
Материал опубликован в № 34 (1189) «СП» от 06.09.2017.
Читайте также:
Работник бельцкого предприятия погиб в тюрьме. Ему был 31 год
В деле о гибели в тюрьме появились первые задержанные
Что говорят адвокаты и правозащитники о смерти в тюрьме
Если вы хотите продолжить получать честную и объективную информацию на русском и румынском языках, поддержите «СП» финансово на Patreon!
Помогите нам создавать контент, который объективно информирует и способствует положительным изменениям в Молдове. Поддерживая нашу независимость, вы помогаете развитию честной и качественной журналистики в стране.
Кроме того, что вы поможете нам, вы получите приятные бонусы в виде просмотра нашего сайта без надоедливой рекламы, а также подарков с логотипом «СП»: сумок, кружек, футболок и не только.