- Слово Предоставляется
Постпред Молдовы в Совете Европы: «Идеального ДНК нет ни у кого, но это не мешает нам стремиться к лучшему»
О том, что посол Корина Кэлугэру, постоянный представитель Республики Молдова при Совете Европы, человек особенный, я слышала и до знакомства с ней. А когда впервые наши пути пересеклись, не осталось и тени сомнения в этом. Говорю это не только потому, что нас связывают Оргеев — наша малая родина; преподаватель истории, которая косвенно повлияла на нашу жизнь; Бухарестская национальная школа политических и административных знаний, которую окончили и я, и она; общие друзья и то, что ее мать, врач по профессии, лечила меня, когда я училась в школе... Она особенная потому, что является представителем увлеченного, амбициозного и требовательного молодого поколения, избравшего для себя стезю… работы «для дома». Даже несмотря на то, что с января 2016 года она делает это в Страсбурге.
О том, что собой представляет Совет Европы сегодня, какова его роль в процессе европейской интеграции нашей страны и каково восприятие Молдовы во второй европейской столице, мы беседовали в Кишиневе, куда Корина Кэлугэру приехала на каникулы, которые оказались… тоже рабочими. Потому что таковы они, люди увлеченные, самозабвенно преданные своему делу.
— Дорогая Корина, я как-то озвучила фразу, что мы еще не понимаем, чем являемся для Совета Европы — этой паневропейской организации, к которой Республика Молдова присоединилась 21 год назад. Чего не знаем мы, граждане?
— Наша страна является полноправным членом Совета Европы (СЕ), следовательно, в равной мере получает рекомендации и вносит свой вклад в политику СЕ. Когда говорим о нашем участии в СЕ, следует помнить несколько вещей. Прежде всего, речь идет о замороженном конфликте на левобережье Днестра, что немаловажно с перспективы решений ЕСПЧ (Европейского суда по правам человека) по нарушениям прав человека в этом регионе, которые могут стать прецедентом и для других подобных конфликтов. Следует признать, что исполнение решений ЕСПЧ в процессах по делам, поступающим из сепаратистского региона, блокируется, но это не освобождает нас от обеспечения прав, за соблюдение которых несет ответственность страна.
В результате, мы поставлены перед необходимостью искать альтернативные решения для урегулирования повседневных проблем, отраженных в решениях ЕСПЧ, быть более креативными. Между прочим, это все более и более популярное понятие — креативная дипломатия. Это можно считать нашей региональной ролью, которую следует осваивать по максимуму. СЕ — это более обширный клуб, нежели ЕС, и место, в котором мы можем стать более видимыми. Кстати, в Страсбурге сильнее ощущается координирование и сотрудничество между Советом Европы и Европейским союзом, что местами облегчает нам понимание и продвижение определенных тем по линии европейской интеграции, тем, которые по сути касаются и соблюдения стандартов Совета Европы.
Фото из социальных сетей
«Невозможно интегрироваться в Европейский союз без учета стандартов СЕ»
— Все же, в последние годы в Кишиневе больше говорят об ЕС и европейской интеграции и меньше о СЕ, так что порой создается впечатление, что между этими двумя структурами нет никакой связи. Насколько оправдано это восприятие?
— В политике по европейской интеграции всех государств используются стандарты СЕ, в частности, в таких сферах как независимость правосудия, предупреждение терроризма, борьба с коррупцией, отмыванием денег, образование, культура, права человека. Так что незначительная роль СЕ — это скорее восприятие... По-прежнему существуют мониторинговые доклады Совета Европы, в Национальном плане действий по внедрению Соглашения об ассоциации много ссылок на рекомендации СЕ. И потом, у нас есть План действий по поддержке демократических реформ на 2013-2016 годы — своеобразный зонт для всех проектов, реализуемых сквозь призму стандартов СЕ, около 40 % которых финансируются Европейским союзом. Также существуют общие, двухсторонние и региональные проекты, внедряемые в рамках сотрудничества СЕ-ЕС по странам Восточного партнерства. И, наконец, Совет Европы — это организация, которая посредством своих конвенций определила правовые положения современной Европы. Не может быть речи об интеграции в Европейский союз без учета стандартов Совета Европы.
— По каким из этих стандартов у нас дела обстоят лучше и по каким хуже?
— Наиболее важными целями СЕ являются демократия, правовое государство и права человека, а Республика Молдова заявляет о своей приверженности к этим ценностям. Естественно, идеального ДНК нет ни у кого, но это не должно мешать нам стремиться к лучшим результатам в достижении названных целей. Также не следует забывать, что это постоянные стандарты, а значит постоянными являются и задачи, такие как независимость правосудия, борьба с коррупцией или свобода выражения. Следовательно, у нас разные траектории по разным разделам. На данный момент мы позиционируемся среди стран с успешным опытом по разделам предупреждения и борьбы с торговлей людьми, свободы объединений и свободы выражения мнения. По остальным сферам наши усилия оценивают, но ждут более конкретных результатов.
— Среди успешных практик Вы отметили свободу выражения мнения. Но сигналы, поступающие из сообщества кишиневской прессы, все более и более тревожные: чрезмерная концентрация средств массовой информации, политическая ангажированность и массивная пропаганда, новые попытки подчинить Кодекс телевидения и радио. Как реагирует на эти сигналы СЕ?
— Ситуация прессы в Республике Молдова постоянно находилась в поле зрения СЕ, на протяжении всего 21 года членства нашей страны в этой организации, и, думаю, останется и впредь. Действительно, в последнем мониторинговом докладе ПАСЕ констатируется прогресс по разделу свободы выражения мнения, в частности, с точки зрения роста разнообразия медийных источников. Сейчас внимание сфокусировано на предложенных изменениях в Кодекс телевидения и радио, которые вызвали столь полярные мнения, что мы считаем необходимым консультирование по этому поводу с СЕ. Для СЕ самое главное то, чтобы эти изменения не ущемляли свободу выражения, свободу журналистов, а также права граждан на информирование из предпочитаемых источников.
То же самое относится и к дискуссиям по поводу борьбы с пропагандой, которые, кстати, участились и в СЕ, исходя из нынешних реалий. Важно отбросить эмоции и опираться на мнения профессионалов и букву закона, в том числе на положения профильных международных актов, в которых участвует Республика Молдова. Только так мы сможем обеспечить демократичный процесс.
Что касается лично меня, то я надеюсь, что смогу внести свою лепту в консолидацию прессы, в том числе в силу занимаемой должности тематического координатора по вопросам информационной политики СЕ, к исполнению которой приступлю с 1 сентября 2016 г. Этот мандат предусматривает информирование и координирование вопросов, связанных со Стратегией управления Интернетом, а также продвижением стандартов и релевантных инструментов СЕ, сотрудничеством с международными структурами в области информационного общества.
23 июня 2016 года. Открытие выставки «Вера. Традиция. Страна», посвященной Республике Молдова
«Права человека начинаются в семье»
— Модны ли еще права человека в мире, который кажется все более безумным?
— Я убеждена в том, что права человека неизменно будут на повестке дня, пока существует цивилизованный мир. На уровне СЕ дискуссии по поводу прав человека множатся, поскольку речь идет как о правах европейских граждан, так и — особенно в последнее время — явлении беженцев и мигрантов. Это не только политическая, но и практическая дилемма. Страны, сталкивающиеся с этими проблемами, оказались в трудной ситуации, поскольку нельзя ущемлять права ни своих граждан, ни тех, кто бегут, спасаясь от войн в странах происхождения.
К сожалению, многие аспекты в области прав человека воспринимаются как меры или сдвиги, которые возможны только при наличии финансового благосостояния. И здесь мы подчас оказываемся в тупике — сдвигов, прогресса нет, поскольку нет финансовых ресурсов. Лично я не считаю, что это правильный подход, мы не можем все всегда сводить к отсутствию финансов. Да, есть зона, за которую несет ответственность государство. Но существует и зона, зависящая от нас самих, от граждан. Для того, чтобы объяснять окружающим тебя людям, что собой представляют права человека, не нужны миллионы. Важно с любовью и самоотдачей выполнять свою повседневную работу.
— Все же, несмотря на все воспитательно-просветительские и законодательные усилия, общество по-прежнему остается крайне нетолерантным...
— Это говорит о том, что нужно более пристальное внимание уделять воспитанию. Чтобы оно было заботой и обязанностью не только государства, но и всего общества и, в первую очередь, семьи. Ибо когда существует адекватное восприятие прав и обязанностей в семье, намного проще понять и принять разнообразие.
И здесь я имею в виду, прежде всего, отношение к людям с ограниченными возможностями, которые способны вносить весомый вклад в развитие и процветание общества. Или, к примеру, отношение к явлению детей, страдающих аутизмом. Установлено, что у этих детей обостренное информационное восприятие, соответственно, они относятся к числу тех, кто добивается больших успехов в области информационных технологий. А это значит, что нужно признавать их проблемы, но и в обязательном порядке обеспечивать их социальную интеграцию.
— В последние годы кишиневские власти несколько раз поднимали вопрос об отмене мониторинга нашей страны со стороны Парламентской ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ). В то же время все больше молдаван склоняются к необходимости «железной руки», которая придет и наведет порядок там, где это не удается нынешним властям. На чьей стороне правда?
— И Совет Европы, и Европейский союз являются нашими партнерами. Они не приказывают, а дают советы, способные помочь нам в созидании демократического государства, в котором каждый гражданин чувствовал бы себя комфортно. В какой мере учитываем и следуем этим советам — это уже наша проблема. Необходимая внутренняя дисциплина не может быть продиктована внешним фактором.
Никто не станет любить нас только за то, что мы красивые. В политике, как в бизнесе: имеешь результаты — имеешь и международное признание. Нет результатов — нет и признания. Думаю, что мы уже слишком долго ждем, чтобы кто-то пришел и навел порядок в нашем огороде. Порядок должны навести мы сами. Вдобавок, миоритический дух подчас мешает нам видеть и ценить то, что имеем. Международные партнеры не могут, но и не хотят навязывать нам свою точку зрения, поскольку в конечном итоге это выбор нашего гражданина, где ему быть и чего он хочет. Поэтому они и предпочитают идти по пути рекомендаций — довольно жестких и критичных рекомендаций, но таких, которые следует учитывать. «Имеющий уши, да услышит...» — так говорят мудрые книги.
Сорина Штефырцэ
Ступени Подъёма
Профессиональный дипломат, Корина Кэлугэру занимала разные должности в Министерстве иностранных дел и европейской интеграции (МИДЕИ) Республики Молдова, куда поступила на работу после окончания Молдавского госуниверситета, будучи лиценциатом в области права, а также экономики, банков и фондовых бирж. В том университете окончила и магистратуру в области права, затем последовала учеба в Бухаресте и Женеве по вопросам безопасности.
В 2007-2010 гг. была секретарем, позже советником в Постоянном Представительстве Республики Молдова при штаб-квартире ООН в Женеве. Участвовала в деятельности по сотрудничеству Республики Молдова с ООН, ОБСЕ, СЕ, ЕС, рабочей группе по либерализации визового режима с ЕС, а также в координировании работы по внедрению в национальные системы международных и региональных стандартов в области прав человека. Сейчас также занимается вопросами соблюдения прав человека, но только в Страсбурге, где является самым молодым послом при Совете Европы.
Своевременное Послесловие
Спустя 25 лет история может предоставить нам шанс открыть новую, более светлую страницу
— Что бы я сказала моим согражданам по случаю 25-летия независимости страны? Сказала бы, что 25 лет это не много, но и не мало. Это всего лишь четверть века, а слово «век» наводит на мысль о традициях и о том, что остается в истории. Думаю, что за эти 25 лет у нас было предостаточно усвоенных уроков и ошибок, лишений и упущенных возможностей. Впредь нужно иметь больше смелости и достоинства, только таким образом нашей истории еще могут ПРЕДОСТАВИТЬ шанс вписать новую страницу, более светлую, достойную и заслуженную всеми нами, теми, кто уже испытал слишком много страданий. Это и есть кредо, которым живу изо дня в день, — лучшее будущее для моей страны.
Оптимизм мне внушает та поддержка, которую по-прежнему нам оказывают наши европейские партнеры, поддержка, которую очень часто не осознают граждане моей страны. И снова мы возвращаемся к дискуссии о степени мобилизации критической массы в нашей стране. Не только парламента, правительства и гражданского общества, а всех людей. Только таким образом у нас есть шанс добиться успеха, и я уверена, что еще не все потеряно. Это правда, что видно и ощущается определенное отчаяние людей. Но мы должны знать, что никто не придет вместо нас строить нашу жизнь и страну. Только мы сами можем это сделать. Нужно только верить и трудиться.
Статья реализована Ассоциацией независимой прессы (API) при финансовой поддержке National Endowment for Democracy (NED). Читайте «Объектив Европа» на сайте www.api.md
Если вы хотите продолжить получать честную и объективную информацию на русском и румынском языках, поддержите «СП» финансово на Patreon!
Помогите нам создавать контент, который объективно информирует и способствует положительным изменениям в Молдове. Поддерживая нашу независимость, вы помогаете развитию честной и качественной журналистики в стране.
Кроме того, что вы поможете нам, вы получите приятные бонусы в виде просмотра нашего сайта без надоедливой рекламы, а также подарков с логотипом «СП»: сумок, кружек, футболок и не только.