- Старейшины Предприятия
«Сумка почтальона может весить до 10 кг»
«СП» открывает новую рубрику «Старейшины Предприятия» — о людях, проработавших много лет на одном и том же месте. Сегодня у нас в гостях почтальон почтового отделения № 21 ГП «Poșta Moldovei» с 36-летним стажем Евгения Васильевна Бородатая.
«Пришла временно... на 36 лет»
— Евгения Васильевна, как Вы пришли в профессию?
— После окончания железнодорожного интерната (ныне железнодорожный колледж. — «СП») пришло время устраиваться на работу. У меня проблемы со зрением, поэтому мне было трудно куда-то устроиться, практически никуда не брали. Некоторое время была техничкой в городском Дворце культуры.
В один прекрасный день моя соседка, которая работала на бельцкой почте в 21-м почтовом отделении, посоветовала устроиться почтальоном, тогда у них как раз появилась временная свободная вакансия. Пришла временно, а работаю здесь уже 36 лет — с 4 сентября 1979 года. Мне было тогда 18 лет.
— С какими трудностями столкнулись в первые дни своей работы?
— Да не было у меня никаких трудностей. Было только желание работать, иметь собственные деньги и ни от кого не зависеть.
Коллектив тогда был большой, и все приняли меня тепло. Представляете, когда-то в нашем отделении работали около 30 почтальонов, которые обслуживали центральную часть города. Мне всегда везло с начальством, к каждому из руководителей можно было обратиться со своей проблемой, и они помогали, чем могли. И сегодня так же: наше начальство всегда идёт навстречу сотрудникам.
Хотя, знаете, были трудности, впрочем, они есть и сейчас — это бродячие собаки и плохие дороги. Я за годы работы была много раз покусана собаками, как говорится, кусана-перекусана. Правда, научилась с ними ладить: стараюсь с ними разговаривать, как с людьми, или дать им чего-то съестного.
Собаки, живущие при частных домах, тоже доставляют проблем: обычно хозяева привязывают их у входа во двор, где расположен почтовый ящик. Придёшь с почтой, а собака на тебя бросается.
А дороги... Да вы сами про них всё знаете. Вот если бы у нас все дороги были такими же, как новая дорога на улице Тестемицану, тогда нам было бы легче работать.
«Люди меня ждут»
— Чем же Вас привлекла работа почтальона?
— Мне очень нравилось и нравится по сей день общение с людьми, чего в моей работе предостаточно. По натуре я очень мягкий человек, наверное, поэтому у меня редко бывают конфликты с клиентами.
Люблю приносить людям в дом радостные вести. Правда, сегодня радостных извещений всё меньше и меньше, всё больше производственной переписки, квитанции за коммунальные услуги. Раньше было больше личной переписки, много настоящих писем в настоящих конвертах, парни писали девушкам, дети — родителям. Сегодня, к сожалению, таких писем крайне мало, всё через Интернет.
Бывало, идёшь по улице и ещё издалека, завидев получателя письма, кричишь: «Тётя Маша, вам письмо!» Тётя Маша радуется весточке от родных, и я с ней тоже. Много лет проработав на одном участке, успеваешь узнать всех жителей, на моих глазах выросло уже несколько поколений детей. Можно даже сказать, что почтальон стал членом семьи для тех, кто живёт на его участке.
— Никогда не возникало желание сменить профессию?
— Бывало и не раз. Но я продолжаю ходить на работу, потому что люди меня ждут. Ведь они настолько ко мне привыкли и, если я какое-то время не буду к ним приходить, начинают за меня переживать, волнуются. Сейчас перешла на новый участок, так жители с прежнего участка при встрече со мной в городе постоянно спрашивают: «Почему ты нас покинула? Почему не приходишь?»
Мне повезло: за годы работы я никогда не сталкивалась с агрессией со стороны тех, кому приносила почту. Понимаю, что люди будут относиться к тебе так же, как ты к ним относишься. Отношусь к своим клиентам так, как хотела бы, чтобы относились ко мне. Прихожу к ним всегда с улыбкой, с добрым словом, даже если в этот момент душа моя плачет.
«Случаи бывали разные»
— За долгие работы почтальоном наверняка у Вас были какие-то случаи, которые особенно запомнились? Расскажите о них.
— Помню, был случай в микрорайоне Молодово, на моём предыдущем участке. Меня тогда атаковали индюки. Они бросились на меня, а я бежала от них сломя голову. Спустя какое-то время в том же районе на меня кидались петухи. До сих пор старожилы об этом вспоминают.
Был ещё случай, он не забавный, но мне запомнился. Девушка переписывалась с молодым человеком. Она с родителями проживала в доме, состоящем из двух квартир. Я, как обычно, пришла с корреспонденцией. Меня на пороге встретил папа той самой девушки. Он взял у меня из рук письмо и обещал передать дочери. На следующий день меня встретила уже сама девушка. Она стала меня ругать за то, что я кинула письмо не в тот почтовый адрес, а также за то, что оно было распечатано. Я попросила её позвать папу, он и сказал всю правду, что письмо от меня получил... Оказывается, родители читали переписку своей дочери, а потом вскрытое письмо кидали в соседский ящик. После этого случая никаких проблем с доставкой писем этому адресату у меня уже не было.
Однажды мне пришлось стать донором для своей клиентки. Как обычно, пришла на свой участок. Встретила сына одной из своих клиенток. Он был чем-то опечален. Спросила, что случилось. Оказалось, его маму должны прооперировать на сердце, очень нужны были доноры с IV положительной группой крови, а у меня как раз такая группа. Я, естественно, согласилась помочь. Операция прошла благополучно.
«Не я выбрала работу, а работа меня»
— Евгения Васильевна, скажите, есть ли разница между почтальонами вашего поколения и современными?
— Конечно, есть. Сейчас на работу приходит молодёжь, не знающая топографию, они не могут сориентироваться на местности, плохо знают языки, не умеют общаться с клиентами, особенно с людьми преклонного возраста. Уточню, к счастью, не все молодые почтальоны такие.
Чтобы работать почтальоном, надо иметь крепкие, сильные ноги, светлую голову и хорошую память, быть внимательным в мелочах, чтобы не делать ошибок и не попадать впросак. И, наконец, надо быть физически выносливым, ведь иногда сумка почтальона, которую он носит на себе, может весить более 8—9 кг.
Современные молодые люди, к сожалению, сегодня долго не задерживаются на почте.
— Представьте, что у Вас есть возможность повернуть время назад. Вы бы вновь выбрали профессию почтальона?
— Даже зная, насколько тяжела моя профессия, из всех вариантов я бы выбрала именно её!
Я бы вернулась в свою профессию, где можно общаться с людьми, где это самое общение даёт тебе некий позитив в жизни, энергию. Так уж получилось, что не я выбрала работу, а работа меня.
Виктория Воронцова
Если вы хотите продолжить получать честную и объективную информацию на русском и румынском языках, поддержите «СП» финансово на Patreon!
Помогите нам создавать контент, который объективно информирует и способствует положительным изменениям в Молдове. Поддерживая нашу независимость, вы помогаете развитию честной и качественной журналистики в стране.
Кроме того, что вы поможете нам, вы получите приятные бонусы в виде просмотра нашего сайта без надоедливой рекламы, а также подарков с логотипом «СП»: сумок, кружек, футболок и не только.