- Семидневная Панорама
Вступило в силу эмбарго Запада на российский экспорт нефтепродуктов
В воскресенье, 5 февраля, спустя чуть менее года со дня вторжения России в Украину, Запад ввёл практически полное эмбарго на российский нефтяной экспорт. Однако запрет, затронувший главный источник доходов Кремля, не обошёлся без исключений, главное из которых — потолок цен на нефть. К тому же у России был почти целый год, чтобы подготовиться и наладить продажу нефти и нефтепродуктов в обход западных санкций, пишет Русская служба Би-би-си.
Эмбарго не касается поставок России в третьи страны, и поскольку из него сделаны серьёзные исключения, оно не приведёт к резкому падению российского экспорта и скачку цен на нефть. Однако это, как надеется Запад, ограничит цену российского сырья и поступления в бюджет, из которого Владимир Путин финансирует вторжение в соседнюю страну.
«Я не предвижу серьёзных потрясений», — заявил перед вступлением эмбарго в силу Фатих Бироль, глава Международного энергетического агентства (IEA), на прогнозы которого опираются крупнейшие промышленно развитые страны Запада.
По оценкам IEA, из-за эмбарго Кремль недосчитается около 1 трлн долларов экспортных доходов к 2030 году, а доля России на мировом энергетическом рынке сократится до 13% с 20%. Потерянные для Кремля рынки займут США и страны Ближнего Востока.
Нефтяное эмбарго заколотит последнюю крупную брешь в санкционном заборе, который Запад выстраивает вокруг России в надежде ограничить военную машину Путина в деньгах и технологиях, и тем самым помочь Украине отбиться от агрессора. Однако в отличие от финансовых и персональных санкций, на нефтяные ушёл почти год.
США, Великобритания и союзники ещё прошлой весной объявили, что отказываются от российской нефти. Все, кроме главного импортера — Евросоюза. Он слишком сильно зависел от российского сырья. Поэтому в мае 27 стран ЕС договорились ввести эмбарго с двумя отсрочками, чтобы не подорвать свою и без того хрупкую экономику.
Цель эмбарго — подорвать возможности Кремля финансировать войну. Последствия российского удара по Краматорску 2 февраля 2023 года. Фото: Reuters
С 5 декабря ЕС отказался от закупок нефти, а с этого воскресенья, 5 февраля, перестал покупать нефтепродукты.
Из нефтяного эмбарго было сделано исключение для поставок по трубопроводу «Дружба» — ЕС запретил только морской импорт. Но главное исключение касается как нефтяного, так и нефтепродуктового эмбарго. Это — потолок цен.
Зачем нужен потолок
Потолок цен на нефть — это послабление санкций. Его лоббировали американцы, чтобы не допустить обвала российского экспорта, всплеска мировых цен на нефть и усугубления главной текущей проблемы западной экономики — инфляции.
Дело в том, что помимо отказа покупать для себя, ЕС запретил своим компаниям вообще иметь дело с российским сырьём, поставляемым морем куда бы то ни было. Россия лишилась доступа к европейским танкерам, страховке, финансированию и трейдингу, альтернативу которым быстро найти невозможно.
Потолок же отменяет это ограничение для сырья и продуктов, которые Россия продает в третьи страны дешевле оговоренной цены. Сейчас потолок установлен на уровне $60 за баррель нефти, $100 — для дорогих нефтепродуктов, вроде авиакеросина и дизтоплива, и $45 — для дешёвых, вроде мазута.
Под исключением подписались члены «Большой семерки», то есть США, Великобритания, Германия, Франция, Италия, Канада и Япония, а также присоединившиеся к ним остальные страны ЕС и Австралия.
Нефтяной потолок вступил в силу 5 декабря вместе с европейским эмбарго. Однако применять его пока не пришлось, поскольку российская нефть сорта Urals стоила с тех пор дешевле.
Правда, Запад договорился пересматривать его раз в 2 месяца и устанавливать на 5% ниже текущей рыночной цены. Первый пересмотр должен был состояться как раз на днях, но США уговорили союзников отложить его до середины марта, чтобы посмотреть, чем обернётся эмбарго на нефтепродукты.
Будет ли пробит потолок цен на нефтепродукты, сразу ясно не станет. По данным Bloomberg, текущие цены на дизель в Европе — около $120, что выше потолка в $100. Однако ценообразование на этом рынке намного запутаннее, чем на нефтяном, ввиду множества разных сортов продуктов, а сделки и контракты не всегда прозрачны.
Для американцев цены на бензин — вопрос политический. Белый дом добился послабления европейского эмбарго, чтобы не допустить скачка мировых цен. Фото: bbc.com/Getty Images
В целом на Россию приходится 15% мирового рынка дизтоплива, и 80% до недавнего времени она поставляла в Европу, по данным Goldman Sachs. До войны половину всего дизтоплива Европа импортировала из России, следует из статистики S&P Global. Поэтому отказ Европы покупать продукт у России приведёт к перераспределению потоков на мировом рынке, что в любом случае чревато ростом цен и перебоями.
Как только накопленные запасы в Европе истощатся, ей придётся заменить 500-700 тысяч баррелей в сутки. Все альтернативы за океаном, а транспортировка из США, Индии или стран Ближнего Востока обойдётся дороже, чем из соседней России.
России же перенаправить нефтепродукты будет сложнее, чем нефть, ввиду дефицита танкеров. К тому же, если Индия и Китай с радостью покупают нефть со скидкой, то нефтепродукты они сами производят в достатке.
Глава IEA Бироль не переживает по этому поводу.
«Некоторые сложности переходного периода неизбежны. Однако мировые маршруты поставок нефтепродуктов будут активно перекраиваться, а во второй половине года планируется ввод в строй значительных нефтеперерабатывающих мощностей», — сказал он.
Как ответит Россия
Запад уверен, что потолок цен на нефть работает, хотя цены на рынке ниже им установленных.
В эмбарго много дыр. Для Болгарии сделали исключение из запрета на морской импорт. Нефтехранилище "Лукойла" в порту под Бургасом. Фото: AFP
Многие покупатели и страховщики на Западе отвернулись от российской нефти, даже если она продаётся ниже потолка, поскольку санкции — новый инструмент, и оценить риски сделок с российским сырьём очень сложно. В результате Россия вынуждена давать оставшимся смелым покупателям скидку. В результате её нефть пользуется повышенным спросом в Азии, включая Китай, и особенно — в Индии.
«В первую очередь выигрывают страны с низким и средним уровнем доходов. Скидки помогают им защититься от роста цен на мировом энергетическом рынке, вызванного агрессией Путина против Украины», — сказала глава Минфина США Джанет Йеллен в минувшую пятницу, комментируя новый потолок цен.
«Новые ограничения сыграют важнейшую роль в усилиях нашей международной коалиции, направленных на подрыв возможностей России вести преступную войну. Вкупе с финансовыми санкциями они поставят Путина перед выбором: тратить деньги на войну или пустить их на поддержку дряхлеющей экономики», — сказала Йеллен.
По оценкам финского исследовательского центра CREA, Россия уже теряет около €160 млн в день от нефтяного эмбарго и потолка, а после вступления в это воскресенье в силу эмбарго на нефтепродукты сумма ежедневных потерь вырастет ещё на €120 млн.
Кремль устами пресс-секретаря Дмитрия Пескова называет эти расчёты фантазией. Он обещает ответить на нефтепродуктовый потолок так же, как на нефтяной, против которого Путин подписал указ о контрмерах.
Указ странный, отмечает Татьяна Митрова из американского Центра стратегических и международных исследований (CSIS).
«Он просто запрещает упоминать о потолке в контрактах. Но ЕС и не требует включать упоминание о потолке в контракты. «Поэтому мне этот документ кажется довольно бессмысленным, — сказала она. — И вторая странность этого указа: контрмеры вводятся всего на пять месяцев. Я думаю, что это, скорее всего, временное решение. Российские власти оставили себе пространство для манёвра. Возможно, это время до лета требуется для обкатки собственных сервисов — от транспорта до страхования, после чего последует более жесткий ответ», — заявила Татьяна Митрова.
Читайте также: