- Связь Прямая
О зарплатах в полиции, вакансиях, преступлениях и жалобах: Ион Волонтир ответил на вопросы бельчан
13 октября в студии «СП» в прямом эфире глава Бельцкого инспектората полиции Ион Волонтир отвечал на вопросы редакции и бельчан. Речь шла о криминогенной ситуации в Бельцах, работе полиции и оснащении полицейских, обращениях и жалобах бельчан и т. д.
Основные вопросы, прозвучавшие в эфире, и ответы на них мы даем в текстовом варианте.
О криминогенной ситуации
— Какова криминальная ситуация в Бельцах?
— Было совершено 1168 преступлений за 9 месяцев этого года. Около 80,7 % преступлений раскрыто, то есть установлены лица, и в большинстве случаев уже окончено уголовное преследование. Основная масса преступлений — это хищение имущества. В основном это кражи телефонов, мошенничество, связанное с банковскими картами. В целом ситуация контролируемая.
Тем не менее есть и определенные моменты, которыми мы недовольны. Очень большое количество, около 400 преступлений, связано с лицами, которые находились в алкогольном опьянении или употребляли наркотики. Мы видим не совсем хорошую работу сотрудников полиции в этом направлении в профилактическом плане.
— Каков процент тяжких преступлений, которые связаны с убийствами, грабежами. И какова ситуация здесь?
— За 9 месяцев у нас на территории совершенно семь убийств. По всем убийствам установлены лица. Убийства больше бытового характера и, к сожалению, опять же говорю, что все лица, совершившие эти преступления, находились на момент совершения преступления в состоянии алкогольного опьянения.
Совершено одно разбойное нападение, 40 грабежей, 39 из которых раскрыты, 7 изнасилований, 6 преступлений сексуального характера, 26 угонов автомашин. Более 80 преступлений связаны с хулиганством.
— Если сравнивать итоги 9 месяцев с предыдущим годом, то что можно сказать о динамике, есть снижение или, наоборот, количество растет?
— Есть незначительное снижение, около 12 преступлений. Это минус 1 %. Как бы, с одной стороны, это не так много. Мы не можем говорить, что это наша заслуга, особенно если учитывать, что прошлые годы была пандемия, было определенное ограничение передвижения граждан. В этом году этого не было, соответственно в какой-то мере нам удалось сдержать преступность, однако еще есть над чем работать.
О работе и оснащении полицейских
— Изменилась ли работа бельцкой полиции в последние годы в связи с новыми технологиями. Можно ли сказать, что стало работать легче или, наоборот, стало работать сложнее?
— У меня достаточно богатый опыт работы в полиции. Если брать те времена, когда я начинал, то, конечно, работа была более сложная. Сегодня и уровень преступности более низкий, чем 10 или 15 лет назад. Новые технологии, конечно, помогают нам в восстановлении правопорядка, но и старые методы дают такие возможности. Нужно приучаться к чему-то новому и одновременно не утратить тот опыт, который уже наработан десятками лет. В определенной степени стало легче. Это касается видеокамер. Мы сегодня совместно с местными властями пытаемся внедрить проект «безопасный город». Такие проекты уже внедрены в некоторых населенных пунктах. Наша задача — изучить опыт и найти источник финансирования. Мы надеемся, что нам удастся это сделать.
— Поскольку мы уже заговорили о камерах, то можете сказать, как много этих камер в городе и каковы перспективы, чтобы город действительно был более прозрачен и более безопасен?
— Количество камер я вам сказать не могу. Их достаточно много для того, чтобы полиция была в состоянии идентифицировать людей, которые совершают преступления или правонарушения. Поэтому наш им совет — этого не делать.
Однако мы все-таки стремимся к тому, чтобы их было намного больше, чтобы мы могли систематически мониторизировать ситуацию в городе и чтобы люди могли чувствовать себя в безопасности. Пока определить временные рамки, когда это произойдет, сложно. <…> Мы надеемся на то, что нас поддержат местные власти и нам удастся внедрить этот проект.
— Когда у всех полицейских будут нагрудные видеокамеры, как это уже делается в цивилизованных странах?
— У нас такой проект есть, такая перспектива, конечно, есть. Вопрос ставится и Генеральным инспекторатом полиции. Конечно, в первую очередь мы, сотрудники полиции, заинтересованы в этом. При наличии этих камер мы сможем показать, что мы действуем в рамках законодательства и наши действия не превышают наших полномочий. Одновременно нам будет легче документировать, скажем, незаконные действия определенных граждан. Однако все упирается в финансирование. Я знаю, что есть стремление к этому, а значит, будет решение в этом вопросе.
— Насколько актуальна проблема коррупции в рядах муниципальной полиции и как с ней борется руководство комиссариата?
— По моему мнению, а также исходя из статистики, незаконные действия со стороны полицейских идут на спад. <…> Существуют соответствующие службы при МВД, полиции, Центре антикоррупции, которые успешно выявляют эти случаи. Очень важно и осознание гражданами, что нет необходимости идти незаконным путем. Можно все решать законным путем. По моему мнению, в какой-то степени граждане понемножку начинают это понимать.
— Когда полицейских будут оснащать тазерами (электрошокерами) и насколько это вообще нужно, на ваш взгляд?
— Должен быть хороший анализ происходящего. Есть ли у нас на сегодняшний день необходимость в этих электрошокерах? Полицейские справляются, они имеют право применять физическую силу, спецсредства и огнестрельное оружие. <…>
— В каких случаях полицейский имеет право применять табельное оружие?
— Все эти случаи зафиксированы в законодательствe: при групповом нападении, вооруженном нападении, для защиты своей жизни или жизни и здоровья других граждан и др.
О кадрах
— Есть ли нехватка сотрудников в Бельцком инспекторате полиции и что делается для привлечения молодых полицейских?
— На сегодняшний день у нас 13 вакансий. Это не так много. Это допустимый предел. Мы, конечно, в поиске сотрудников, потому что, хотим мы этого или нет, происходит смена поколений. Мы должны успеть обучить молодых сотрудников, поэтому, конечно, мы всегда за то, чтобы к нам приходили молодые, чтобы мы имели возможность их обучать, а они пополнили ряды уже будучи реальными профессионалами.
— Как выучиться на офицера полиции?
— Более подробную информацию можно получить в отделе кадров. Мы всегда приглашаем. В принципе необходимо поступить в Академию полиции. Есть определенные требования. Это вопросы, связанные со здоровьем и физическим, и умственным, нужно пройти определенные психологические тесты, проверку неподкупности и др. Важно иметь желание.
— Какая зарплата в полиции, есть ли какие-то льготы?
— Зарплата зависит от должности, выслуги лет. Средняя зарплата — 7500 леев. С одной стороны, как бы много, если соизмерять с другими гражданами. Но это очень мало по сравнению с уровнем вложенного труда. Быть полицейским — не только работа на зарплату, это еще и самопожертвование, ненормированная работа часто в выходные и праздники и др. То есть это достаточно сложная работа, и здесь без определенного патриотизма, только из интереса финансового обеспечения может не получиться. Я знаю, что со стороны руководства Генерального инспектората и Министерства внутренних дел предпринимаются попытки для повышения заработной платы, повышения привлекательности профессии для молодежи, потому что с такой зарплатой тяжело прожить в нынешних условиях. В то же время мы прекрасно знаем, в каком состоянии находится наша страна, об энергетическом и других кризисах.
Что касается льгот, то их практически нет. Можно использовать общественный транспорт при передвижении в служебных целях. Возможен выход на пенсию через 25 лет службы. <…>
— Вопрос читательницы Ирины: раньше, когда у нас менялся участковый, он приходил по квартирам знакомиться, оставлял свой телефон. Теперь уже давно никто не приходит, хотя участковые меняются. Почему? Изменились требования или забыли об этих?
— Такой вопрос не совсем приятен для меня, потому что гражданин имеет право знать своего участкового. Участковый, если он сознательный, должен знать людей, проживающих на обслуживаемой территории, способных на правонарушения и преступления. Он должен посещать дома граждан, чтобы они его знали, чтобы он знал, что эти люди ему доверяют. Тогда у него есть возможность контролировать ситуацию и предотвратить преступление на своей территории. Мы постараемся эту ошибку исправить.
— Вопрос читательницы Киры. Расскажите свою биографию, как становятся комиссаром, проводится конкурс или кто-то назначает?
— Скажу только пару слов. Начинал свою карьеру в звании старшего сержанта в должности младшего инспектора уголовного розыска. Сегодня шеф полиции в звании полковника. Сейчас это называется карьерный рост. На самом деле всю жизнь трудился, заметили, оценили, наверное, в какой-то степени оценили профессионализм. Я также окончил Академию полиции. У меня высшее юридическое образование в области оперативной работы.
О правонарушениях
— Вопрос читательницы Ana Trincanu: в городе происходят частые кражи муниципальных цветов, деревьев, украшений. Как полицейские разрабатывают план по защите этих участков? Сотрудничают ли они с БИО? Допустим ситуацию, что БИО решило посадить 100 новых деревьев, сообщается ли о таких вещах в полицию, чтобы усилить охрану? Если нет, тогда что вы можете посоветовать, чтобы не воровали свежепосаженные муниципальные деревья и кусты?
— Ничего нового нет, к большому сожалению. Воспитание людей в определенной степени касается полиции, оно касается всего общества. Общество у нас такое, какое есть. Мы все вместе должны на это реагировать, не только полиция. Мы стремимся к тому, чтобы у нас был безопасный город, чтобы он мониторизировался видеокамерами, но маловероятно, что никто не видит, как эти люди выкапывают цветы, деревья, ломают скамейки и разрушают урны. К сожалению, граждане не сообщают в полицию об этом и, соответственно, полиция не может реагировать сразу. Реагируем уже постфактум. Естественно, существует проблема найти того, кто это сделал. <…> Невозможно поставить у каждой клумбы полицейского. Мы должны предпринимать конкретные усилия вместе с гражданами. Это не делает кто-то чужой. Это делают наши дети, наши граждане и на наших глазах. Мы проходим мимо безразлично и не сообщаем в соответствующие органы, которые могли бы предпринять меры, чтобы данный феномен в какой-то степени уменьшился.
— Ana Trincanu: почему десятки лет под театром собираются подростки, которые курят там и пьют до неадекватного состояния, и полиция до сих пор не решила этот вопрос? Придите, пожалуйста, в штатском на целый день, посидите там и посмотрите, что там происходит.
— Соглашусь, что то, что происходит под театром и не только, ненормально. Мы должны понимать, что прежде всего это вопрос воспитания этих детей. Это же не чужие дети, наши. И такое происходит не только там, но и во дворах тоже. К большому сожалению, у нас достаточно либеральный закон. Даже совершаемые несовершеннолетними преступления на сегодняшний день не позволяют изолировать этих лиц моментально, поэтому возникают рецидивы. Те меры, которые мы принимаем к родителям по плохому воспитанию детей, тоже не всегда действенные. Хотя их привлекают к ответственности, налагают штраф, но это неэффективно.
Наверное, это упущение с нашей стороны. Мы будем анализировать эти вопросы, будем стараться изменить эту ситуацию.
— Была информация о том, что был задержан человек, который нарисовал букву Z, символ используемый Россией в войне с Украиной. Были и другие случаи. Как наказаны эти люди?
— Я не буду раскрывать подробности. Скажу, что по данному факту заведено уголовное дело, ведется расследование. Есть определенные наработки. Пока дело не окончено, поэтому более подробно я, к сожалению, сказать не могу.
Об обращениях и жалобах
— Вопрос читателя. Уважаемый комиссар, к вам обращаются жители дома по бульвару Ларисы, 10. Речь идет о том, что на протяжении восьми месяцев с утра до ночи собираются несовершеннолетние в беседках, курят, выпивает алкоголь. Как сами, так и со взрослыми. Несколько раз был патруль уже при накаленной ситуации, поругали, пальчиком погрозили, и на этом все закончилось. Выйти из дома невозможно, детей приходится встречать во дворе.
— Мы проанализируем ситуацию. Я не готов говорить конкретно. Но думаю, что если были бы частые обращения, то руководство инспектора обратило бы на это внимание. Думаю, что даже если такое происходит, то нужно говорить о патрулировании, хотя не уверен, что путем патрулирования это можно решить. Еще раз говорю, что иногда коллективное воздействие и общественное порицание всеми гражданами влияет больше, чем какие-то репрессивные меры. Тем не менее я согласен с гражданами, что их покой и права должны оберегаться законом и сотрудниками полиции.
— Нет конкретного адреса, но Антонина Марчан вместе с жителями квартала жалуется на то, что она несколько раз обращалась в полицию по поводу беспорядка, который происходит у них в блоке. «Соседи употребляют спиртные напитки, собираются вместе бывшие заключенные, нарушают покой. У нас люди с различными заболеваниями, пенсионеры, которые плачут. Мы просим вашего содействия, чтобы помочь нам».
— Я думаю, что необходимо обратиться с заявлением в полицию, где указать адрес для того, чтобы принять действенные меры. <…> Если будет такое заявление, конечно, мы будем стараться изменить ситуацию.
— Есть еще одна жалоба от бельчанки по поводу барахолки, которая находится в центре Бельц, в районе бывшего кинотеатра «Патрия». Она говорит о том, что несколько лет назад там применялись достаточно строгие меры к тем, кто торговал цветами. А сейчас эта торговля на земле в центре города стала обычным явлением и вполне легальной. Почему не предпринимаются меры?
— Я думаю, что гражданам не понравилось бы, если бы сотрудники полиции применили силовые меры. Некоторые из-за определенных экономических трудностей вынуждены выйти продавать цветы или какие-то другие вещи. Конечно, нам не нравится то, что происходит. Мы не можем допустить, чтобы весь центр города превратился в сплошной рынок. Это ненормально. Для того, чтобы решить эту проблему, мы обратились в «Объединение рынков» и попросили рассмотреть возможность предоставить этим людям какие-то торговые места. Причем желательно, чтобы эти торговые места были все-таки бесплатными. В основном это пожилые граждане. Их товар не очень ходовой. На нем они не смогут заработать и оплатить это место. Совместно с местными властями мы ищем решение этого вопроса. Когда мы его найдем, обратимся к этим гражданам. Предварительный разговор уже был. <…> В случае если мы сможем предоставить торговые места, но они не покинут места торговли, тогда у нас будет моральное право наказывать тех, кто не подчинился законным требованиям. <…>
— Есть еще один вопрос, который тоже связан с обращениями граждан. Куда можно обратиться, кроме телефона 112, если видишь явное нарушение закона? Не все знают, где находятся опорные пункты своего участкового. Почему не популяризируется эта информация?
— На 112 очень легко дозвониться, потому что они работают круглосуточно. Есть возможность обратиться прямо в комиссариат с любым заявлением. Можно обратиться в участок. Обещаю, что на каждом секторе будут телефоны участковых инспекторов и дни приема граждан.
О приеме граждан
— Читатель Николай: когда у вас прием граждан? Мне сказали, что во вторник с 14 часов, но, когда я пришел, мне сказали, что вас нет. Дежурный полицейский сказал, что вы уехали в экстренном порядке. Так когда вы принимаете людей или наши проблемы отошли на второй план?
— Приемный день действительно во вторник с 14.00. К сожалению, не всегда все можно запланировать, тем более в полиции. <…> Я приношу извинения, если гражданин пришел ко мне и мне не удалось его принять. По-видимому, была такая ситуация, что понадобился срочный выезд. <…> Я готов принять в любой день в большинстве случаев, когда граждане обращаются, независимо от дня недели. Я стараюсь их принимать, если у меня есть такая возможность.
Нелли Ланская
Весь эфир можно посмотреть здесь: Глава инспектората полиции Бельц Ион Волонтир отвечает на вопросы бельчан: прямой эфир
Смотрите также:
Как не стать жертвой интернет-мошенников: видеоинструкция
Если вы хотите продолжить получать честную и объективную информацию на русском и румынском языках, поддержите «СП» финансово на Patreon!
Помогите нам создавать контент, который объективно информирует и способствует положительным изменениям в Молдове. Поддерживая нашу независимость, вы помогаете развитию честной и качественной журналистики в стране.
Кроме того, что вы поможете нам, вы получите приятные бонусы в виде просмотра нашего сайта без надоедливой рекламы, а также подарков с логотипом «СП»: сумок, кружек, футболок и не только.