- Собственной Персоной
«Здесь мне просто взорвало мозг поведение водителей». Американец рассказал «СП» о своём опыте жизни в Молдове
Американец Коннер Матис живет в Молдове уже несколько месяцев. Он переехал сюда, чтобы узнать, как живут люди в одной из постсоветских стран. И ещё ему посчастливилось познакомиться с девушкой из Дрокии, которая стала ему женой. Коннер — журналист и хочет рассказывать истории жителей Молдовы, уезжающих за границу. И так получилось, что мы теперь рассказываем историю Коннера, покинувшего свою страну. Он поделился с «СП», какой культурный шок ему пришлось испытать, почему он опасается ездить по молдавским дорогам, каким он видит менталитет людей здесь и не только.
Почему Молдова?
Коннер Матис — самый настоящий американец, он родился в Колорадо. В Штатах закончил Аризонский университет со специальности «журналистика» и работал на нескольких местных телеканалах.
Ещё на студенческой скамье Коннер понял, что его очень привлекает Восточная Европа. В Молдову он приехал впервые в 2019-м и провел здесь несколько недель, побывав также и на севере страны.
Свой отъезд из США Коннер объясняет тем, что находится на том жизненном этапе, когда хочет сделать что-то по-настоящему особенное: «Мне нужна не просто работа, мне нужен опыт, поэтому я и уехал».
«Когда я приехал сюда в 2019-м, я также посетил Румынию и Венгрию в поисках тем, о которых я мог бы писать. Поговорив с американскими журналистами из этих стран, я понял, что той самой темой является Приднестровье. Во время той поездки я встретил девушку, которая уже стала мне женой. А потом началась пандемия. Я уже не мог поехать в Приднестровье, и вот я оказался в Кишиневе».
В начале декабря 2020-го года он вернулся в Молдову, где собирается рассказывать о жизни людей, которые уехали или собираются уехать из страны, надеясь объяснить этот феномен американской публике. Для этого он также создал сайт Unbounded Transnistria («Необъятное Приднестровье»).
В Молдове американец собирается рассказывать о жизни людей, которые уехали или собираются уехать из страны. Это одна из его фотографий, сделанных здесь.
«Никто особо не говорит о Молдове, но здесь много чего происходит»
Чтобы обеспечить себе существование, Коннер преподает английский в одной из школ Кишинева. Кроме того, он сдал в аренду свой дом в Колорадо и продал машину.
Коннер говорит, что хочет узнать, каково жить в постсоветской стране.
«Никто особо не говорит о Молдове, но здесь много чего происходит, — объясняет Коннер. — Что меня больше всего поражает в Молдове, это то, что территория этой страны входила в состав Румынии, и в то же время имеет в своем составе такую территорию, как Приднестровье».
Помимо всего прочего, Коннер признается, что основной причиной побудившей его приехать именно в Молдову, а не в какую-либо другую страну, стала Татьяна, девушка из Дрокии, которая стала его супругой.
Кстати, Татьяна очень ему помогла, потому что без переводчика, говорит Коннер, он бы не выжил в Молдове.
«Чтобы сделать тут что-то, не зная румынского языка, мне бы пришлось нанимать переводчика практически каждую неделю, потому что всегда что-то может пойти не так: оплатить газ, электричество или интернет… я бы в жизни не разобрался как это сделать. Я уже не говорю о получении вида на жительство. У меня бы не было возможности сделать это, не будь моя жена переводчицей».
У Кишинева удивительная атмосфера, но город разваливается
По его словам, Кишинев — это город, находящийся где-то между 1970-ми и 2021-м, благодаря эклектичной архитектуре с красивыми зданиями XIX века и не слишком привлекательными советским многоквартирным домами.
«У Кишинева в самом деле удивительная атмосфера (вайб), но он разваливается. У вас тут невероятные здания XIX века, которые практически разваливаются, потому что их некому чинить, и помимо прочего они еще и покрыты граффити. Эти здания нужно спасать, жаль, что никому до них нет дела», — добавил Коннер.
Коннеру Кишинев кажется городом, находящимся между 1970-ми и 2021-м благодаря эклектичной архитектуре. Фото из личного архива
Более того, Коннер обратил внимание на такое же положение вещей всюду, где он побывал.
«Вижу отсутствие надлежащего ухода повсюду, но не думаю, что это происходит из-за того, что людям нет дела до своих городов, думаю, что дело в том, что люди следуют за [стереотипами, сформированными]обществом. У людей в Молдове примерно такой менталитет: “Мы бедные, денег у нас нет, никто за нас гроша ломанного не даст, тогда почему меня что-то должно волновать?”
Из-за этого повсюду мусор и граффити на стенах, но я не думаю, что люди намеренно загрязняют свой город, просто в их умах засел стереотип о том, что никому ни до чего нет дела», — делится своим мнением Коннер.
На вопрос о том, что стоило бы изменить в стране, Коннер ответил, что в первую очередь нужно улучшить инфраструктуру: нужны улучшенные тротуары, нормальные дороги, пандусы для людей с инвалидностью и т. д.
«Ничего необычного со мной не случалось»
Коннер говорит, что негативного опыта, связанного с Молдовой, у него до сих пор не было: «Откровенно говоря, ничего необычного со мной не случалось. Я знал, на что подписываюсь, когда приехал сюда».
Несмотря на это, он часто становился свидетелем того, как люди вступали в конфликт на языковой почве.
«Меня здесь хорошо принимают, но я замечаю, что люди не особо доверяют друг другу, особенно из-за русско-румынских разногласий. Замечаю это в супермаркетах. Покупатель говорит на румынском, кассирша отвечает на русском, и всё заканчивается конфликтом. Такое происходит почти каждый день».
Коннер говорит, что подобные инциденты происходят и в его родном штате, но там, как правило, конфликты возникают из-за большого социального неравенства между бедными и богатыми.
Увлекаясь фотографией, Коннер делится визуальными впечатлениями о Молдове в своём инстаграме.
Первый культурный шок — белье, которое сушится на балконах
Кое-что Коннера всё же выбило из колеи. С самого начала, ему показалось очень странным, что жильцы многоквартирных домов сушат белье на улице или на балконе.
Коннер не видел такого нигде — ни в США, ни в Западной Европе. Поэтому его первой серьезной покупкой в Молдове была стиральная машина с функцией сушки белья.
Движение на дорогах Молдовы — кошмар для американца
Другим культурным шоком, возможно, самым большим, было дорожное движение в Молдове. Коннер признается, что ему очень не хватает его машины. В США он никогда не пользовался общественным транспортом, поэтому отсутствие авто для него серьёзная проблема.
Но в Молдове Коннеру пришлось привыкнуть к общественному транспорту.
«Иногда работает, иногда нет. Ждешь 20 минут, на холоде, и никогда не знаешь [приедет ли автобус]. Не знаешь, пока не увидишь его на остановке. Это меняет всю рутину. Просыпаешься и планируешь весь свой день на основе того, что придется поехать в магазин, потому что это занимает, как правило, 40 минут. Я уже не говорю о том, каково это, если живешь за пределами Кишинева. На машине бы справился за 20 минут, а вот на автобусе приходится тратить целый час».
Несмотря на это, он предпочитает пользоваться именно общественным транспортом после своего опыта вождения на дорогах Молдовы.
«Мне нравится водить. Поэтому я арендовал машину и проехал на ней несколько раз по Молдове. Было забавно и весьма непросто. Я проехал весь юг и центр США. И здесь, в Европе, я водил машину во Франции, даже в Париже. Каждый раз, когда веду машину в чужой стране соблюдаю лимит скорости, еду посередине полосы и спокойно смотрю на то, что кто-то хочет меня обогнать.
[В Молдове] мне просто взорвало мозг то, что водители обгоняют тебя на поворотах, в тумане, на покрытой изморосью дороге и нарушая двойную сплошную полосу. В США никто бы о таком и не подумал. Все соблюдают правила дорожного движения. Никто не обгоняет вас в туман или даже при сильном ветре и т. д., а здесь это нормальное явление. Нервничаю всякий раз, когда сажусь за руль [здесь] и стараюсь себя успокоить, говоря себе: “Спокойно, Коннер, пусть обгоняют, я не хочу сегодня умирать”».
Ещё одно фотографическое наблюдение Коннера в его инстаграме.
Молдова — страна для спокойной старости
Сейчас Коннер не знает, сколько времени проведет в Молдове, но он уверен в том, что хочет вернуться в Штаты. Он собирается написать серию хороших материалов, которые позволят ему устроиться на престижную работу в крупных СМИ в США.
«Хочу написать достаточно материалов для того, чтобы устроиться в одну из больших газет Америки или журнал. Вот так: “Посмотрите, что я сделал, теперь возьмите меня в штат!” Но сначала нужно это сделать».
Несмотря на это, Коннер допускает мысль о жизни в Молдове в старости: «Могу себе представить себя в 65 лет, будучи здесь на пенсии. Я купил бы дом, участок и вел бы здесь размеренную, небогатую жизнь, спокойное существование. Но мне пока не 65».
Юрий Ротару
Читайте также:
«Здесь нужна уверенность в себе». Как бельчанка уехала в Австрию и стала фотомоделью
«Израиль легко мне дался». Бельчанка Галина Маламант рассказывает о своей жизни до и после отъезда
Если вы хотите продолжить получать честную и объективную информацию на русском и румынском языках, поддержите «СП» финансово на Patreon!
Помогите нам создавать контент, который объективно информирует и способствует положительным изменениям в Молдове. Поддерживая нашу независимость, вы помогаете развитию честной и качественной журналистики в стране.
Кроме того, что вы поможете нам, вы получите приятные бонусы в виде просмотра нашего сайта без надоедливой рекламы, а также подарков с логотипом «СП»: сумок, кружек, футболок и не только.