- Сигнал Поступил
Заведующий моргом в ответ на возмущение бельчанина: зарплата есть, нет рук
Бельчанин Сергей Толстолыченко на своей странице в фейсбуке рассказал, как стал свидетелем «печальной и ужасной картины» в морге во время приёма покойников, где работала одна санитарка. Он предположил, что дело в плохой оплате труда. Заведующий моргом Евгений Чобану прокомментировал для «СП» ситуацию и объяснил, как на это повлияла пандемия.
«Ситуация зашла в тупик»
Как написал Сергей Толстолыченко, увиденное в бельцком морге его возмутило.
«Ситуация была такова: у меня умер тесть, пришлось забирать его из морга для захоронения. Но в то время, когда я подъехал, перед нами подъехала машина, которая транспортировала умерших от COVID-19 из отделения для больных с этим вирусом. Ну и вот, в машине один водитель, а на приём и разгрузку выходит женщина лет 55, которая должна разгружать этих погибших. <…> Женщина просто физически не смогла бы это сделать. Водитель возмущался, что это не его дело разгружать», — описывает увиденное Сергей Толстолыченко.
По его словам, из разговора с санитаркой он узнал, что на приёме она одна и что в морге никто не хочет работать из-за плохой оплаты. Когда же они спросили, почему не платят и есть ли какие-то надбавки, она «в ответ просто печально махнула рукой».
«Конечно, мы с ребятами помогли разгрузить двух покойников. Но это не дело. Здесь должны быть работники <…> с хорошими физическими данными. Пожалуйста, кто ответственный за это учреждение, позаботьтесь о том, чтобы там должным образом был [организован] приём покойников», — обратился к руководству больницы бельчанин.
Хочу обратиться к глав врачу муниципальной больницы города Бельц. Мне пришлось увидеть очень печальную и ужасную картину...
Опубликовано Сергеем Толстолыченко Суббота, 5 декабря 2020 г.
«Большой физической силы здесь не нужно»
Заведующий отделением патологической анатомии (в народе, морг) Бельцкой клинической больницы Евгений Чобану считает, что дело не в оплате труда и физической силе. И сначала объяснил, как сюда поступают покойники.
Умершие в Бельцкой клинической больнице из отделений поступают в морг через тоннель. Их привозят на специальных тележках санитарки отделений, где умер пациент. Здесь их перекладывают на тележки такого же размера и высоты и перевозят в специальные помещения.
На специализированных машинах в морг доставляют покойников из отделений больницы в районе «Терминала» (там сейчас размещается ковид-центр) и инфекционной больницы.
— Умерших также перевозят на каталке, которая поднимается до уровня машины. Покойники находятся в специальных мешках, у которых есть ручки. Их затягивают на каталки. Большой физической силы здесь не нужно, — говорит Евгений Чобану.
По поводу описанного случая заведующий моргом сказал, что машину нужно было срочно отпускать, а водитель решил «проявить характер». Обычно водители помогают санитарам, хотя это и не входит в их обязанности. В тот момент, по информации врача, свободна была только одна санитарка.
При этом он заметил, что «посторонним не нужно было помогать. Их не просили. Они сами взяли на себя ответственность, в том числе и за то, что будет в дальнейшем, так как выгружали умерших от COVID-19».
«Штат сотрудников укомплектован наполовину»
Что касается нехватки персонала Евгений Чобану сказал, что в период пандемии работы у сотрудников морга прибавилось, а штат укомплектован лишь наполовину.
— В сфере медицины в принципе не хватает работников. Наша работа очень специфическая. По штатному расписанию у нас 8 докторов, а работают только четыре. Предусмотрено 9 санитаров. Заполнено только 5 мест. Из них 2 ночных дежурных и трое работают днём. Одна из санитарок уже месяц находится на больничном, лечится от пневмонии.
Вчера к нам пришёл устраиваться молодой человек. Мы очень обрадовались, но сегодня он не вышел. Мы готовы принять на работу тех, кто захочет. Для этого не обязательно иметь специальное образование. Мы проведём инструктаж и определим обязанности. Только нужно знать, что ставка санитара — это не просто уборка, но и помощь врачу во время вскрытия, необходимые процедуры с умершим по подготовке к захоронению (мытьё, бальзамирование) и др. — уточнил Евгений Чобану.
«Прежде всего нужно обратиться в морг»
Евгений Чобану напомнил, что, когда семья теряет близкого человека, прежде всего нужно обратиться в морг, чтобы вовремя решить вопросы со вскрытием, получить документы (справку о смерти) и только потом идти в организации, которые организуют захоронения.
— Бывают такие случаи, когда родственники приходят и говорят, что договорились на отпевание, похороны на определённое время, а сами еще не решили основные вопросы, связанные с выдачей тела умершего. Люди должны знать, что, когда звонит доктор, что пациент умер, не нужно сначала идти покупать гроб, заказывать место для захоронений и др., а потом приходить к нам.
Умерший человек поступает к нам через два часа после смерти. Если причиной смерти стал COVID-19, то покойника привозят раньше.
Во всех случаях необходимо время, чтобы оформить всю необходимую документацию, как врачам в отделениях, в которых лечился умерший, так и врачам морга. Мы стараемся делать так, чтобы близкие могли получить необходимые документы в течение дня. Но многое зависит и от того, когда они к нам обращаются. Только после их обращения мы проводим вскрытие и готовим документацию.
Прежде всего, мы работаем с теми, кто уже был у нас, и в порядке общей очереди с теми, кто приходит.
Если человек умирает от ковида, то здесь есть некоторые особенности. Труп помещают в мешок. Мы не переодеваем умершего. Если родственники хотят, то одежду можем положить в гроб поверх мешка. Перед тем, как закрыть гроб, мы показываем умершего близким, открываем лицо. Даём возможность сфотографировать при желании. Затем закрываем гроб и выдаём покойного, — проинформировал Евгений Чобану.В бельцком морге есть специальное помещение, где родные и близкие могут проститься с покойным.
Количество смертей возросло
Заместитель главного врача БКБ Алла Кондря сообщила для «СП», что количество летальных исходов по сравнению с прошлым годом увеличилось. Если за 10 месяцев 2019 года в больнице умерли 551 человек, то за этот же период в 2020 году — 628 человек.
При этом она добавила, что этот рост смертности связан с COVID-19.
— К нам в ковид-центр привозят самых тяжёлых больных со всего севера республики. Многие из них уже были интубированы. Мы боремся до последнего и делаем всё возможное, но, к сожалению, не всегда можем помочь больному. Поэтому сейчас количество смертей в районах сокращается, а в Бельцах увеличивается за счёт тех, кто поступил в тяжелейшем состоянии к нам в больницу. Раньше в больничный морг поступали в пределах 40 умерших в месяц, сейчас в некоторые месяцы их может быть свыше 100, — отметила Алла Кондря.Если до пандемии в морг привозили около 40 умерших в месяц, то сейчас в некоторые месяцы их количество доходит до 100.
Нелли Ланская
Фото: Юрий Гагарин
Если вы хотите продолжить получать честную и объективную информацию на русском и румынском языках, поддержите «СП» финансово на Patreon!
Помогите нам создавать контент, который объективно информирует и способствует положительным изменениям в Молдове. Поддерживая нашу независимость, вы помогаете развитию честной и качественной журналистики в стране.
Кроме того, что вы поможете нам, вы получите приятные бонусы в виде просмотра нашего сайта без надоедливой рекламы, а также подарков с логотипом «СП»: сумок, кружек, футболок и не только.