- Скажите Пожалуйста!
«Горячие» вопросы бельчан об отоплении. Текстовая версия прямого эфира «СП» c руководством АО «CET-Nord»
28 октября в студии «СП» в прямом эфире на вопросы бельчан и журналистов издания отвечали руководители АО «CET-Nord». Встреча продолжалась более часа. Приводим ответы на наиболее часто встречающиеся вопросы, связанные с централизованным отоплением. Отвечали на них и. о. генерального директора Мариан Брынза, административный директор Адриан Краснобаев и заместитель технического директора Сергей Макаров.
О начале отопительного сезона и подаче тепла в дома
— Кто просил вас так рано дать отопление? На улице тепло, в доме тепло, днём форточки открыты, ночная температура не критичная, снова всё повторяется, мы оплачиваем — вы зарабатываете.
Адриан Краснобаев: — Отопительный сезон в муниципии начинается по распоряжению примара и на основании регламента, утверждённого НАРЭ. В соответствии с ним, на протяжении трёх суток [ночная] температура воздуха не должна превышать +10 градусов.
Кроме того, дома также могут быть подключены к отоплению, независимо от погодных условий, если есть соответствующее заявление жильцов конкретного дома.
Подключение дома может быть осуществлено, если в «CET-Nord» предоставлен паспорт готовности, в котором отражены все виды работ, которые должны были быть выполнены при подготовке к отопительному сезону. Паспорта готовности предоставляют АВПК и ЖКХ. В соответствии с этим составляется график подключения домов к отоплению.
О плате за отопление…
— Почему жильцы 5 этажа (последний), полностью отключенные от отопления, оплачивают 10% от стоимости (при наличии транзитных стояков всего 2 метра) как и жильцы других этажей (у которых транзитные стояки 14 метров)?
Адриан Краснобаев: — В соответствии с Постановлением Правительства № 191 от 2002 года, люди, которые отключились от централизованного отопления, обязаны оплачивать 10 % стоимости отопления жилого помещения, независимо от того, на каком этаже проживают и [какова протяжённость стояков в самой квартире]. Жильцы обязаны покрывать расходы по обслуживанию мест общего пользования. Все трубы, как правило, находятся в подвале.
Мариан Брынза: — Жильцы домов обязаны соблюдать предусмотренные законодательством правила проживания в кондоминимуме в том числе и по содержанию сетей. Каждый из жильцов должен решать вопросы, исходя из своего долевого участия в этом доме.
— Почему в прошлый отопительный сезон, зимы практически не было, а платили как за морозную зиму?
Мариан Брынза: — Потребители, как правило не сравнивают свои платежи по сезонам. Им запоминается наибольшая сумма, которую они заплатили в сезоне. На самом деле в прошлом году платили меньше, чем в предыдущие годы.
По окончании прошлого отопительного сезона мы сделали анализ, основанный на статистических данных за последние три отопительных сезона. Он размещён на нашем сайте.
Когда мы сравниваем два сезона с примерно одинаковой температурой и одинаковой продолжительностью (2017-2018 и 2018-2019), то видим, что средняя температура по сезонам — +2,8 oC. В связи с тем, что были предприняты некоторые технические регулировки и установлено 169 индивидуальных теплопунктов, общий суммарный счёт потребления тепловой энергии по городу был ниже (в сезоне 2018-2019) на 10,8 млн леев. В следующем сезоне (2019-2020), когда средняя температура была +4,4 oC, общий суммарный счёт по городу уменьшился на 42,4 млн леев.
Все данные есть на нашем сайте. С ними можно познакомиться. Если есть конкретные вопросы, мы готовы на них ответить адресно.
— Почему отопление на «БАМе» дороже, чем в других микрорайонах?
— Почему мы, жители двухэтажки в центре, платим 1300–1500 леев за 37 кв.м?
Мариан Брынза: — Действительно есть большая разница в стоимости отопления разных домов, хотя тариф одинаковый и теплоноситель поставляется по тем же параметрам всем категориям потребителей.
По Сучавы, 14, например, стоимость обогрева 1 кв. метра составляла в прошлом году 14 леев. В среднем по городу стоимость была 22 лея. В то же время были и дома, где для обогрева 1 кв. м люди платили 32 лея. Это всё зависит от энергоэффективности дома. Если в доме отсутствуют двери в подъездах, разбиты стёкла, не утеплены помещения, то стоимость отопления сразу будет дороже. Кроме того, играет роль и какой дом, панельный или котельцовый, и т.д. Имеет значение и количество отключённых в доме квартир. От всего этого зависит количество потреблённой энергии и её стоимость.
Чтобы ответить точнее на этот вопрос, нужно иметь конкретные адреса и конкретные суммы, которые жильцы оплатили за тепло.
Мы можем сделать энергетический аудит конкретного дома и указать основные проблемы. Их устранение позволит снизить энергопотребление и соответственно оплату.
— Можно ли установить себе в квартире (или на каждую батарею) личный теплосчетчик? Если да, то где такой можно приобрести? И какова процедура? Если нет, то почему?
Сергей Макаров: — В данный момент отсутствует законодательная база в РМ и технические условия для того, чтобы осуществить проект подобного рода (т.е. при нынешней системе подачи тепла установить теплосчётчик на квартиру или на каждую батарею невозможно).
О возможности снижения тарифа
— Нас волнует один вопрос, когда уменьшите плату за отопление?
— А если и эта зима будет тёплой и понизятся тарифы на газ, скажется ли это на тарифах на тепло?
Мариан Брынза: — Что касается снижения тарифа, то хочу отметить, что тариф устанавливается Национальным агентством по энергетике по методологии. Она опубликована в «Monitorul Oficial». В предыдущие годы АО «CET-Nord» приобретал газ на 1000 леев дороже, чем это предусматривалось в тарифе. От этого сформировалась задолженность перед «Молдовагаз», которая к началу 2018 года составила 260 млн леев. Поэтому НАРЭ при формировании тарифов на последующее время должно учитывать те отрицательные отклонения, которые есть.
Об отключении от централизованного отопления
Могу ли я отключиться от центрального отопления самостоятельно, а потом поставить в известность «Чет-Норд»?
Адриан Краснобаев: — Для отключения от централизованного отопления существуют определённые условия.
Нужно получить технические условия от поставщика и согласие всех жильцов дома. Это необходимо потому, что процент отключенных квартир напрямую связан со стоимостью отопления. Чем больше отключено квартир, тем больше приходится платить оставшимся.
Необходимо также иметь проект отключения.
Если человек хочет отключиться от централизованного отопления, он пишет нам заявление. Мы объясняем процедуру и условия, которые должны быть выполнены. Если условия выполняются, то мы выдаём акт об отключении.
Если человек не соблюдал условия и отключился самостоятельно, то мы составляем акт о самовольном отключении и направляем его в административную комиссию при примарии. Эти люди подвергаются санкциям.
Те, кто решается на самовольное отключение, должны иметь в виду, что в этом случае им не удастся установить автономное отопление, потому что при получении проекта они должны иметь документ, что легально отключены от центрального отопления. Может получиться так, что от центрального отопления отключились, а к другому не подключились, и зимой жильцы этой квартиры будут замерзать. Это самый большой риск.
Мариан Брынза: — Несанкционированное отключение ухудшает положение незащищённых слоёв населения, поскольку именно они будут платить больше.
Если даже человек оплатил штраф за самовольное отключение, мы выдадим сертификат об отключении, но в нём будет написано, что отключение произведено незаконно. В мае прошлого года в законодательство внесли изменения о том, что при несоблюдении правил отключения поставщик природного газа не имеет права выдавать разрешительные документы для подключения к распределительным сетям (т.е. вы не получите разрешение на установку автономного отопления).
О переходе на отопление с горизонтальной подачей
— Знаю, что несколько домов в виде эксперимента, переделали под отопление с горизонтальной подачей и у каждого потребителя свой тепломер. Почему это не делается во всём городе?
Мариан Брынза: — Тепловые пункты были внедрены 2 года назад. Для того, чтобы эти тепловые пункты показали свою эффективность, нужно создавать [внутридомовую] сеть. На законодательном уровне сети принадлежат управляющему жилищным фондом. И мы не можем включить в наши инвестиции реконструкцию внутридомовых сетей.
Нам удалось внедрить два проекта (два дома), в которых использовали средства «CET-Nord», хотя НАРЭ не приняла это в качестве инвестиций. Мы это сделали для того, чтобы доказать, что теплопункты покажут свою эффективность только с реконструкцией сетей именно горизонтального расположения, которые решают основные проблемы: устанавливается индивидуальный тепловой счётчик, есть возможность подать в квартиры горячую воду и др.
Чтобы перейти на отопление с горизонтальной подачей, прежде всего, необходимо письменное согласие всех жильцов, проживающих в доме, подключенных к централизованному отоплению. После этого изготавливается проект, и мы за счёт предприятия начинаем устанавливать внутридомовые магистральные сети и даём возможность каждой квартире подключиться, как к теплоснабжению, так и к подаче горячей воды.
Затраты на проектирование примерно составляют порядка 300 леев с каждой квартиры. За счёт потребителей устанавливаются теплосчётчики. В совокупности эти затраты составят не более 3 тыс. леев. Кроме этого, внутри своей квартиры необходимо переделать отопление по принципу автономного отопления на двухтрубную систему. Здесь затраты у всех будут разными. Если не менять радиаторы, то они существенно сократятся.
Но при переходе на отопление с горизонтальной подачей есть много плюсов. Каждый из жильцов может регулировать температуру в своей квартире, отключать, если отсутствует, или даже руководить процессом издалека с помощью новых технологий.
На сегодняшний день большая часть людей, отапливающих свои квартиры по системе горизонтальной подачи тепла, подключились также к услуге подачи горячей воды.
По каждому индивидуальному пункту цена на горячую воду формируется отдельно. Всё зависит от потребления. Для обогрева 1 м3 воды затраты доходят до 50 леев. При использовании бойлера стоимость куба составляет около 120 леев. Плюс обслуживание, замена или ремонт бойлера.
Здесь есть перспектива, и мы видим, как расширить количество участников проекта за счёт тех домов, где установлены тепловые пункты. При создании разветвленной сети можно будет работать над её усовершенствованием и удешевлением услуги.
Об обслуживании внутридомовых систем теплоснабжения
— В интервью «СП» примар сказал, что ведёт переговоры, чтобы услуга по обслуживанию внутридомовых сетей теплоснабжения перешла от ЖКХ к «CET-Nord». На какой стадии находится решение этого вопроса? Как будут начисляться суммы за эту услугу и как жильцы смогут контролировать проведение этих работ?
Мариан Брынза: — Мы обратились к примару в связи с тем, что мы должны нести ответственность за качественную поставку тепла конечному потребителю. Между поставщиком услуг и конечным потребителем сегодня есть посредник — ещё один поставщик услуг по обслуживанию домовой сети, который не всегда выполняет её качественно.
Мы предложили тариф в 50 банов за 1 кв. метр. Сейчас эта услуга выполняется за 69 банов. У нас есть соответствующий квалифицированный персонал, и мы считаем, что сможем обеспечить эту услугу более качественно. Мы готовы начать в любой момент, но ждём ответа и решения муниципального Совета.
О директоре и кадровых перестановках на предприятии
— Вас откомандировали на этот пост из Центра по борьбе с коррупцией по запросу Минэкономики. У вас был опыт работы в энергетике ранее? Какую задачу перед вами поставили, назначив на этот пост? Вы считаете, вам ее удалось выполнить?
Мариан Брынза: — В 2018 году я был откомандирован на АО «CET-Nord» из Центра по борьбе с коррупцией по запросу Министерства экономики, потом по истечении двух лет был продлён срок ещё на два года по запросу Агентства публичной собственности.
Моя задача состоит в том, чтобы поправить финансово-экономическое положение предприятия, выйти на необходимый уровень, чтобы поставлять качественную услугу потребителю.
В марте 2018 года, когда я приступил к выполнению обязанностей, счета предприятия были заблокированы, общий долг перед «Молдовагаз» был 260 млн леев. Были также проблемы по внедрению первой фазы проекта модернизации. Совместно со всеми работниками предприятия нам удалось наладить процесс, внедрить этот проект, вернуть 80 млн леев долгов. До конца года мы вернём ещё 5 млн леев. Останется 170 млн леев. Мы находимся на стадии решения вопроса по возврату всего долга, его реструктуризации.
Конечная цель — приступить к развитию предприятия и сделать нашу услугу конкурентоспособной на рынке этих услуг. Мы стали намного прозрачней и готовы принять конструктивную критику, чтобы исключить те недоработки, которые у нас ещё есть.
— Действительно, [после моего назначения] кадровые перестановки были. Мы провели специализированный анализ совместно с фирмой, которая имеет опыт в этом. В прошлом году мы провели реструктуризацию предприятия. Все данные по новой структуре, другим показателям нашей работы находятся у нас на сайте. Мы стали более прозрачными. Это сделано для того, чтобы любой желающий смог познакомиться с интересующей его информацией.
Административный штат не вырос. Мы должны обеспечивать компетентными специалистами все отрасли развития. Мы сейчас делаем карту оптимизации процессов. Возможно, будет изменено штатное расписание. Параллельно мы внедряем в этом году пять международных стандартов, которые также должны быть обеспечены оптимальным количеством специалистов.
Нелли Ланская
Смотрите также:
Руководство АО «CET-Nord» отвечает на вопросы «СП» и читателей. Прямой эфир
Если вы хотите продолжить получать честную и объективную информацию на русском и румынском языках, поддержите «СП» финансово на Patreon!
Помогите нам создавать контент, который объективно информирует и способствует положительным изменениям в Молдове. Поддерживая нашу независимость, вы помогаете развитию честной и качественной журналистики в стране.
Кроме того, что вы поможете нам, вы получите приятные бонусы в виде просмотра нашего сайта без надоедливой рекламы, а также подарков с логотипом «СП»: сумок, кружек, футболок и не только.