- Стало Понятнее
«Можно узнать, почему коммент удален?» Редакция отвечает на претензии читателей
Фраза, вынесенная в заголовок, — это прямая цитата пользователя. И, пожалуй, это самая мягкая форма, в какой мы получали такой вопрос от комментаторов на сайте и в социальных сетях. Обычно дополняют его: «Я никого не оскорблял(а)», «А как же свобода слова?», «Какая же вы независимая пресса?» и т. д. Попробуем объяснить.
Этические принципы не действуют
Каждый раз мы отвечали, что комментарий удалён из-за нарушения правил комментирования на нашем сайте. Мы их давно сформулировали, они размещены внизу каждой страницы. В них чётко сказано, что на сайте запрещено «оскорблять кого-либо в прямой или косвенной форме, высказывать неуважение и/или хамить другим», «использовать мат или грубые выражения», «делать замечания другим участникам», «наносить урон имиджу издания и его сотрудникам», но… Кроме дизлайков обратной связи не было.
Ссылка на правила комментирования есть абсолютно на каждой странице сайта. Скриншот esp.md
Тогда решили пойти другим путём: чтобы не распространять и расширять конфликт, в том числе между посетителями сайта, снимать оскорбительные комментарии с публикации. В некоторых случаях, когда ком негатива разрастался, стали и вовсе закрывать комментарии. И это не помогло. Некоторые особенно требующие «справедливости» стали оставлять сообщения под другими статьями и засорять всё вокруг.
Ну как взрослому человеку объяснить, что нельзя обзываться? Ведь этому учат, кажется, с дошкольного возраста. И когда человек считает, что если нет мата, то нет и оскорбления, в такие моменты в голове звучит строгий голос моей детсадовской воспитательницы: «А если бы тебе такое сказали, тебе бы понравилось?» (Представьте, что это адресовано вам: «деградант», «моральный урод», «отморозки», «ушлёпок», «фуфло», «козел», «лох», «клоун», «быдло», «старые недобитые твари», «амёба ты жалкая», «какой же недалёкий менталитет» и т. д.)
Ещё одна этическая норма, придуманная не нами и не сегодня, — не плюй в колодец, из которого пьёшь. И тоже, казалось, совершенно понятная: нельзя прийти к кому-то в гости, обидеть гостей (героев статей) и хозяев («СП»), устроить дебош и возмущаться, что тебя оттуда выставили.
Однако эта универсальная норма поведения (оно же «золотое правило нравственности») — не делай другим того, чего не желаешь себе, и поступай с другими так, как хотел бы, чтобы поступали с тобой — усвоена далеко не всеми.
Ну, раз не работают этические нормы, попробуем объяснить юридическими категориями.
Свобода слова ограничена ответственностью
Одна из самых популярных реакций на удалённые или модерированные комментарии — обвинения в том, что мы ограничиваем свободу слова и что это «недостойно независимого издания».
Однако свобода и независимость — это не вседозволенность и анархия. То, что мы называем свободой слова, регулируют законы — Закон о печати (для журналистов) и Закон о свободе выражения мнений (для всех граждан).
Процитируем ст. 4 Закона о печати, которая так и называется «Свобода выражения и ограничение гласности»:
(1) Периодические издания и агентства печати публикуют по своему усмотрению любые материалы и информацию с учётом того, что осуществление этих свобод, налагающее обязанности и ответственность, сопряжено с формальностями, условиями, ограничениями и штрафными санкциями, предусмотренными законом и необходимыми в демократическом обществе в интересах национальной безопасности, территориальной целостности или общественного спокойствия, в целях защиты правопорядка и предупреждения преступности, охраны здоровья, защиты нравственности, защиты репутации или прав других лиц, предотвращения разглашения конфиденциальной информации или обеспечения авторитета и беспристрастности правосудия.
(2) Периодические издания и агентства печати обязаны использовать корректный и недискриминирующий язык, в котором равный статус и роли женщины и мужчины отражаются в одинаковой мере и рассматриваются как имеющие одинаковые ценность и достоинство, содействуя ослаблению сексистских стереотипов.
В п. 3–5 этой же статьи закона запрещается публикация любой информации, ущемляющей честь и достоинство человека по признаку пола или ограниченных возможностей «и/или содержащих явный или скрытый призыв к дискриминации, ненависти и другим действиям, нарушающим права этих лиц».
Что касается Закона о свободе выражения мнения, то, как заявлено в ст. 1, его цель не только гарантировать осуществление права на свободу выражения мнения, но и «обеспечить баланс между правом на свободу выражения мнения и защитой чести, достоинства, деловой репутации лица, его частной и семейной жизни». И здесь тоже действуют определённые ограничения (см. ст.7 и 10).
Это значит, что нельзя говорить всё, что придёт в голову. Если утверждение, которое распространяет кто-либо, не подтверждено фактами, является ложным, порочащим или позволяет установить лицо, которого оно касается, то это самое лицо может требовать извинения или опровержения информации, а также компенсации причинённого ему морального и материального вреда.
Кроме того, «гарантии свободы выражения мнения не распространяются на призывы к ненависти или насилию» (ст.3). Буквально на днях некто оставил несколько комментариев, разжигающих ненависть по отношению к женщине и её семье, а когда их закрыли, обругал «СП» и написал: «Почему удаляете хорошие (!) комментарии?»
А теперь что касается нашей независимости. Независимая пресса — пресса, которая не зависит финансово ни от политиков, ни от бизнеса. Благодаря этому никто не может на нас влиять и определять, о чём нам можно писать, а о чём — нет. Единственно, чему служит независимое СМИ, — интересам общества. А в интересах цивилизованного общества — информировать, обеспечивать верховенство закона и следовать профессиональным стандартам журналистики.
В этом смысле ответственное независимое СМИ не вбрасывает дезинформацию и не распространяет слухи, а проверяет факты и ищет доказательства. В конфликтных ситуациях — предоставляет слово всем сторонам. Учитывая, что комментарии в основном анонимны, а издание несёт ответственность за всё, что размещено на её площадках, мы обязаны следить за соблюдением закона и деонтологических норм и в комментариях.
Однако, настаиваем: если у вас есть какая-либо информация о тех или иных нарушениях и вы можете это подтвердить, просим обращаться в редакцию (ул. Стрыйская, 1 а, тел. 0231 6-77-30). При этом, если вы считаете, что вам угрожает опасность, мы гарантируем вашу анонимность.
А за «козла» можно и ответить
Вышеупомянутые законы установили нормы, а Кодекс о правонарушениях — ответственность за их неисполнение.
Так, за оскорбление (ст. 69) полагается штраф от 450 до 900 леев или неоплачиваемый труд в пользу общества на срок от 10 до 20 часов. Если же оскорбление нанесено через СМИ, то штраф ещё выше — от 600 до 1200 леев, а бесплатный труд дольше — от 15 до 30 часов.
Размер материального и морального ущерба, в случае обращения ущемлённого лица в суд, определяет инстанция.
При этом в законодательстве установлено следующее определение: «Оскорбление — устное, письменное или несловесное выражение, намеренно унижающее лицо и не соответствующее общепринятым в демократическом обществе нормам поведения». Помимо тех примеров, которые мы уже привели, добавим, что недопустимо обыгрывание с целью унизить фамилий, физических данных, национальности, языка, пола. Тут мы даже цитировать удалённые выражения не будем.
Предусмотрено также наказание за клевету (ст. 70), т. е. распространение заведомо ложной информации, позорящей другое лицо.
Физическое лицо за клевету может получить от 2400 до 3600 леев штрафа или неоплачиваемого труда в пользу общества на срок от 20 до 60 часов, а должностное лицо — от 3600 до 7500 леев штрафа с лишением права занимать определённые должности или права осуществлять определённую деятельность на срок от 3 месяцев до 1 года.
Примеры из самых мягких: «пристроили всех своих», «пьяные на службе руки распускают», «используют подставных игроков».
Если при этом прозвучит обвинение в совершении преступления, то размер штрафа для обычного гражданина составит от 3000 до 4500 леев или от 40 до 60 часов бесплатного труда, а для должностного лица — от 4500 до 9000 леев с лишением права занимать определенные должности или права осуществлять определенную деятельность на срок от 6 месяцев до 1 года.
Примеры: «Судья — вор и коррупционер, таких в Китае расстреливают…», «вор и жулик», «банда взяточников», «бандит из 90-х», «довёл до смерти родственника…» и т. д.
Надеемся, теперь действительно всем Станет Понятнее, почему их сообщения на сайте модерировали или удаляли. Естественно, если на самом деле есть желание понять. На всякий случай перед тем, как отправить комментарий, попробуйте провести СамоПроверку: прочитайте всё, что вы хотите сказать о ком-то, так, будто это адресовано лично вам. Не обидно? Готовы ответить за каждое слово? Публикуйте.
И последнее. Комментарии к этой статье будут закрыты. Ибо, как сказано в наших правилах, «решения администрации сайта являются окончательными, обжалованию и обсуждению в комментариях не подлежат». Однако, если у вас остались ещё вопросы, на которые вы не увидели ответа, пишите нам на е-mail (citatel@esp.md). И мы ответим вам лично или публично.
Марина Бзовая
Наши журналисты каждый день работают для вас и пишут новости, проводят расследования, знакомят вас с жизнью города и страны. Оформите подписку на Patreon, чтобы поддержать издание и авторов, которым вы доверяете. Каждый полученный донат расширяет возможности издания работать для вас. Вы становитесь не только патроном, но и полноценным участником команды “СП”, рассказываете о жизни в Молдове вместе с нами.
Оформить подписку можно по ссылке: patreon.com/espmd