Вместо обычной странички мнений хочу предложить вам обзор последних событий, касающихся коррупции, протекционизма и конфликтов интересов в нашей стране. Некоторые из них не стали предметом широкого обсуждения в обществе или прошли незамеченными. Хотя, на мой взгляд, заслуживают гораздо большего резонанса. Лекарства от замминистраМинистр здравоохранения Андрей Усатый и глава Национальной компании медстрахования Мирча Буга стали субъектами расследования Национальной антикоррупционной комиссии по факту конфликта интересов. Предполагается, что официальные лица способствовали включению в перечень компенсируемых медикаментов препаратов, производимых фирмой, которую представляет супруга вице-министра здравоохранения Октавиана Грамы, а также предприятием, где замминистра трудился до назначения на государственный пост. Об этом случае сообщает moldovacurata.md — антикоррупционная онлайн-платформа, учреждённая Ассоциацией независимой прессы и другими неправительственными организациями.
Названный список был дополнен Минздравом 22 апреля. В него попали 12 наименований медикаментов, выпускаемых немецкой компанией «Worwag Pharma GmbH&Co.KG». Согласно резюме замминистра Грамы, он был руководителем представительства этой фирмы в Молдове в 2005—2009 годах, после чего стал заместителем министра. Теперь филиал немецкой компании в республике возглавляет двоюродная сестра г-на Грамы Анна Центи.
В том же перечне можно найти и семь наименований препаратов, предлагаемых фирмой «Bosnalijek, Pharmaceutical and Chemical Industry JSC». На сайте этой боснийской фармкомпании указано, что её молдавским представительством руководит Стелла Грама — супруга вице-министра.
Сам Октавиан Грама утверждает, что никак не связан с включением в список этих медикаментов: «Если моя супруга 14 лет работает в компании, что мне делать? Если есть хорошая аргументация относительно включения того или иного продукта в список компенсированных медикаментов, мы все равны перед законом. Министр и вице-министры не связаны с соответствующей комиссией, которую формируют люди из 12 учреждений». Министр Андрей Усатый тоже пытается оправдаться, говоря, что во главе угла при выборе подобных лекарств остаётся прозрачность и чьё-то вмешательство или лоббирование интересов исключены. К тому же, говорит он, в список включаются международные наименования лекарств, а не конкретные коммерческие, выпускаемые фармкомпаниями.
Впрочем, отмечает moldovacurata.md, чиновники кое о чём умалчивают. Специализированные комиссии действительно выдвигают международные наименования препаратов. Однако Совет по вопросам компенсированных лекарств принимает решение о том, какой конкретный препарат и чьего производства внести в перечень. Вице-председателем этого совета является Октавиан Грама. Ещё в данную структуру входят Андрей Усатый, Мирча Буга, а также руководители различных управлений Минздрава, другие люди, которые находятся в подчинении министра и его зама.
Правда, странное дело — сам Октавиана Грама почему-то не попал в поле зрения НАК, только господа Усатый и Буга.Для нанашки место найдётсяНациональная антикоррупционная комиссия отказалась рассмотреть случай экс-председателя Парламента Мариана Лупу, который назначил свою посажёную мать (нанашку) Аллу Попеску генеральным секретарем аппарата законодательного органа, пишет moldovacurata.md.
Когда Мариан Лупу был и. о. президента, Алла Попеску трудилась главой управления в аппарате главы государства, опять же будучи назначенной на пост фином. До этого госпожа Попеску возглавляла Счётную палату РМ.
НАК отказала в начале расследования этого случая, сославшись на то, что законодательство РМ не предусматривает, что нанаши и фины являются родственниками. Вице-председатель НАК Виктор Стрэтилэ указал, что закон предусматривает наличие конфликта интересов, когда замешаны (цитата из закона) «супруг (супруга), родственники по крови или посредством усыновления (родители, дети, братья, сестры, деды и бабки, внуки, племянники, дяди, тети) или свойственники (шурин, деверь, золовка, свояченица, тесть, теща, свёкор, свекровь, зять, невестка)». Здесь нельзя не вспомнить о случае, о котором «СП» сообщала: один из лидеров Либеральной партии Михай Молдовану на встрече в Бельцах открыто обвинил своих теперь уже бывших однопартийцев депутата Вадима Вакарчука и вице-премьера Татьяну Потынг в том, что тот помог своему фину стать главой Экологического агентства в Бельцах, а она продвинула нанаша на должность начальника железнодорожной станции. Оппоненты Молдовану признавали наличие таких полуродственных связей, но указывали, что аналогичная практика распространена и в столице. Поясним: хотя в данном случае указанные публичные лица не имеют прямого влияния на «экологию» и железную дорогу, однако подразумевается пресловутый алгоритм распределения должностей в почившем АЕИ — посты в разных учреждениях отходили к той или иной правящей партии по «квоте», ну а при поиске подходящих кандидатур бывало всякое.
(К слову, у самого господина Молдовану тоже есть проблемы с репутацией: Гражданская инициатива за чистый Парламент перед выборами 2009 года включила его в т. н. «черный список», поскольку он жертвовал ЛП суммы гораздо большие, чем зарабатывал официально, согласно своей декларации о доходах. Он трудился в публичной системе здравоохранения, был депутатом и вице-премьером, при этом он и его жена имеют доли в нескольких фирмах и живут в роскошном доме, оцениваемом в 6 млн леев, пишет газета «Ziarul de Garda».)
Ещё один случай, вспоминающийся в этом контексте (о нём уже писали журналисты «СП» и других СМИ): примар Бельц Василий Панчук назначил директором муниципального предприятия «Гостиница ''Бэлць''» свою дочь. Случай может и должен рассматриваться в свете Закона о конфликте интересов, однако НАК пока не высказалась по этой ситуации.
Примечательно, что в подобных историях аргументация чиновников и народных избранников (независимо от политической принадлежности) сходна и выглядит примерно так: «Мой сын (дочь, муж, жена, нанаш, фин, шурин...) — профессионал, не первый год работает в этой сфере, обладает достаточным опытом, репутация его безупречна». Видимо, поэтому такого рода назначения проходят без конкурсов на замещение должности.«Золотые» детки судей и вечеринка прокуроровРасследовательское издание «Ziarul de Garda» обнародовало интересные факты о будущих судьях — выпускниках Национального института юстиции. Из 10 кандидатов, ожидающих решения Коллегии по отбору судей, пятеро — дети или племянники действующих вершителей правосудия. Но самое интересное, что молодые люди, которым по 25—27 лет, владеют дорогущими домами и автомобилями, крупными банковскими счетами и даже... фирмами в США.
К примеру, Мария Козма, племянница председателя Высшей судебной палаты Михая Поалелунджь, работает и. о. главы секретариата суда столичного сектора Рышкановка. Возглавляет судебную инстанцию Олег Мельничук — фин господина Поалелунджь. У Марии Козмы есть счета в «Victoriabank» на сумму 850 тысяч леев.
Ещё один претендент на пост судьи — Корнелиу Крецу, сын бывшего вице-председателя Апелляционной палаты Кишинева Георге Крецу, подозреваемого в убийстве человека во время охоты в заповеднике «Padurea Domneasca». Корнелиу водит Mercedes-ML320 2008 года выпуска (номера K KK 666), записанный на его дядю Захарию Крецу. Новоиспечённый выпускник института юстиции — учредитель транспортной компании «CRC Transport LLC» в штате Алабама (США).
Среди персонажей, на которых обратили внимание репортёры «Ziarul de garda», 26-летний Пётр Харманюк, окончивший институт юстиции со средним баллом 9,46. «Он сын судьи Апелляционной палаты Бельц Валерия Харманюка, который вынес ряд неоднозначных решений, когда работал ещё судьёй Экономической апелляционной палаты», — пишет издание.
Пётр Харманюк — владелец дома с мансардой в пригороде Кишинева Ставчены, оценивается недвижимость в 7 млн леев. Участок под застройку сын судьи приобрёл, когда ему было 18 лет. На молодого человека записаны и три машины: BMW 730D (2005 г. в.), BMW X5 и Toyota RAV-4 (2002 г. в.).
Завершая этот обзор, не могу не отметить и историю с прокурорами. В понедельник, 29 июля, стало известно, что Высший совет прокуроров (ВСП) применил санкции в отношении двух сотрудников Генпрокуратуры. В должности понижен прокурор по особо важным делам секции уголовного преследования Лилиан Кочу, а его коллеге Серджиу Рошу объявлен выговор. Прокуроры поплатились за досуг в компании проституток, пишет kommersant.md.
На этот случай в конце 2012 года обратила внимание газета «Ziarul de Garda», сообщившая, что на съёмной квартире в столице вместе отдыхали два прокурора, несколько бизнесменов, а компанию им составляли девушки, в том числе несовершеннолетняя. Когда дамы удалились, в квартиру ворвались трое неизвестных с оружием и отобрали у прокуроров и бизнесменов два мобильных телефона BlackBerry и Vertu стоимостью 10 тыс. леев и 200 тыс. леев соответственно. Потерпевшие вызвали полицию, и история получила огласку
Дальнейшая проверка показала, что три девушки пришли «предположительно для оказания сексуальных услуг». Но самое главное — один из собутыльников прокуроров проходил потерпевшим по уголовному делу, которым тогда занимался Лилиан Кочу... Этот прокурор теперь дожидается перевода на другую должность, а его коллега отделался выговором, ибо оказался на квартире «случайно».Руслан МИХАЛЕВСКИЙmihalevski@esp.md
Поделиться в соцсетях:
Комментарии(0)