- Семиднeвная Панорама
Угрозы Кремля, газ для Приднестровья и иск в суд: о чём говорила Санду в новом подкасте
Вчера, 19 января, на Youtube вышел новый видеоподкаст с президентом Майей Санду, который ведёт Натан Гарштя. В программе она ответила на вопросы об энергокризисе стране и гуманитарной катастрофе в Приднестровье, прокомментировала заявление Патрушева о возможности исчезновения Молдовы и рассказала о том, почему подала в суд на Анну Михалаки.
О чём будет новый видеоподкаст
Натан Гарштя, который делал подкаст об истории Молдовы, рассказал, что не раз критиковал правительство за то, что оно не рассказывают в соцсетях о тех успехах, которых удалось добиться, чтобы был баланс между негативной информацией, которая заполонила общественное пространство. Он сказал, что власти его услышали и предложили, если он считает это настолько важным, возможность задать вопросы главе государства о том, что беспокоит сейчас всех в стране.
Майя Санду написала на своей странице в «Фейсбуке», что цель этой программы — открытые дискуссии о проблемах, с которыми сталкивается страна, решениях, которые предлагают власти и шагах, которые предпринимаются. «В этом эпизоде, вместе с Натаном Гарштей, мы обсудили энергетический кризис, вызванный Кремлем, меры поддержки, предпринимаемые правительством, а также манипуляции в публичном пространстве на этой неделе», написала президент, призвав задавать вопросы в комментариях, для обсуждения в новых выпусках.
Заявление Патрушева об исчезновении Молдовы
Ведущий спросил, стоит ли молдаванам волноваться из-за недавних заявлений Николая Патрушева, советника президента России Владимира Путина, о том, что Молдова рискует исчезнуть как государство.
Санду ответила, что в последнее время мы регулярно проходим через различные формы давления, которые Россия применяет к нашей стране, ничего нового в заявлениях Патрушева нет, а нам внутри страны нужно проявлять бдительность и устойчивость, как на уровне государства, так и на уровне гражданского общества.
«Сегодня Молдова в безопасности, российская армия находится далеко от наших границ и ее будут сдерживать дальше. Это вполне естественно волноваться, пока идет война по соседству. Мы надеемся, что в этом году война закончится справедливым миром для Украины. Эти заявления свидетельствуют об агрессивной натуре Кремля, его неуважении к мировому порядку, к Молдове и молдаванам. Мы — мирная страна, мы демонстрируем это каждый день. У нас страна со свободными людьми — в Молдове не преследуют людей за критику властей, не преследуют за то, что они говорят на русском. Мы держимся за мир и за нашу свободу, и нужно не позволять манипулировать нами ложью и угрозами, которые исходят от Москвы», — ответила Майя Санду.
Почему случился энергетический кризис
Санду напомнила, что Молдова зависела от российский энергоресурсов на протяжении 30 лет: «И каждый раз, когда Молдова выбирала что-то иное, чем хотела Москва, или Кишинёв принимал решения, которые не нравились Москве, они закрывали кран, оставляя нас без тепла и света. В нашей истории достаточно таких примеров. Я в качестве президента пережила такой опыт осенью 2021 года, когда „Газпром“ урезал поставки газа, а тогда у нас не было альтернативы, поставив какие-то невыполнимые условия, включая выплату несуществующих долгов. И нам удалось отстоять, что это ненастоящий долг. Годом позже, осенью 2022 года, „Газпром“ снова сократил поставки газа, тогда на правом берегу у нас уже были альтернативные источники, нас не получилось оставить в темноте и без тепла. А сейчас мы видим, как эта ситуация распространилась на левый берег, когда „Газпром“ отказывается поставлять туда газ, игнорируя тот факт, что есть договор с Молдовой о поставках газа до 2026 года. Как следствие, очевидно, Россия создала этот гуманитарный кризис».
Санду пояснила, что для правобережной Молдовы этот кризис вылился в рост тарифов на энергоресурсы, и отметила, что правительство предлагает компенсации уязвимым семьям и бизнесу. А на левом берегу разразился настоящий гуманитарный кризис. «Там нам сложнее помочь. Компания Moldovagaz предложила купить газ для левого берега, Украина предложила поставлять уголь, но оба эти предложения были отвергнуты. Не принимается даже гуманитарная помощь, которую предлагает правительство. Мне кажется мотив в нежелании, чтобы у граждан с левого берега было хорошее отношение, чтобы они увидели помощь, потому что нарратив в том, что это Кишинёв виноват в этой проблеме. Понятно, что кремлёвская пропаганда очень сильна, мы видим, что даже на правом берегу есть люди, которые верят этой лжи», — сказала Санду, подчеркнув, что в Молдове никто не перекрывает трубу, но «Газпром» должен поставить этот газ.
Президент подчеркнула, что правому берегу «Газпром» уже не может перекрыть газ, у нас альтернативные источники, наша уязвимость сейчас в поставках электроэнергии. «Мы строим линию электропередачи, которая должна быть готова к концу этого года. И тогда, электроэнергия, которая поступает из Румынии, не будет проходить сначала через левый берег, как это происходит сейчас, потому что используется линия, построенная ещё в советское время, и поставка электроэнергии контролируется Тирасполем, даже когда она идёт из Румынии. К концу года мы избавимся и от этой зависимости», — рассказала Санду.
Она отметила, что ситуация на правом берегу трудная, но решаемая, а вот на левом берегу все гораздо сложнее: «Там режим не хочет принять газ от Moldovagaz. Платёжеспособность граждан там — это реальная проблема. И на правом берегу гражданам тяжело оплачивать такие цены, они высоки, но на левом берегу у людей и зарплаты и пенсии ещё меньше, и такие платить по реальный ценам очень тяжело для них. Но нужно задать вопрос, как они оказались в такой ситуации, кто их держит в заложниках неконституционного режима, почему у людей на левом берегу меньше доходы, чем у граждан на правом берегу, и они не могут оплачивать тарифы так, чтобы у них были свет и тепло всегда. Мы теперь видим, как Россия, которая их использовала всё это время, бросила их. И мы не знаем, собираются она возобновить поставки газа, или нет».
Какие есть решения по преодолению энергокризиса
На вопрос о визите лидера непризнанного Приднестровья в Москву, и мнениях, которые прозвучали после этого о том, что следовало или нет разрешать ему ехать через Кишинев, глава государства ответила, что приоритет властей — это решение проблемы граждан левобережья. «Эскалация ситуации — это цель России. Наша цель — разрешение этого гуманитарного кризиса, как можно скорее, чтобы у людей был свет, тепло. Наша цель — не допустить дестабилизации в регионе и в стране, потому что, напомню, у нас по соседству идёт война, и любая дестабилизация, может поставить под угрозу мир в нашей стране».
Санду подчеркнула, что Кремль добивается разобщения нашего общества, пытаясь представить виноватым в случившемся Кишинёв и повлиять на отношение граждан на двух берегах друг к другу. «Нет идеальных решений. Но, это наши граждане, они проходят через очень трудный период сейчас, повторюсь, у них меньше доходы, потому что их 30 лет держат в заложниках неконституционного режима. Мы должны иметь ввиду, что именно этого хочет Россия, Кремль, чтобы мы ссорились между собой. Мы видим в последнее время повышенный интерес града левобережья к тому, что происходит на правом берегу. Мы видели и симпатию к процессу евроинтеграции, и, полагаю, это и обеспокоило Российскую Федерацию. И с помощью этого кризиса, РФ, в-первую очередь, пытается ухудшить отношение граждан с левого берега к властям Кишинёва, и во-вторую очередь, этот кризис создаёт плодородную почву для того, чтобы граждане с правого берега, задали вопросы — мы платим за все энергоресурсы, цены на которые очень высоки, к сожалению, почему мы должны что-то делать для левого берега», — считает президент.
Президент отметила, что Москва, спровоцировав энергокризис, пытается добиться того, чтобы у жителей и правого и левого берега не осталось позитивного и положительного мнения о действиях властей, потому что «ссоры и клевета — это важная часть политики Кремля».
Глава государства подчеркнула, что Молдова при поддержке внешних партнёров готова оказать помощь Приднестровью. «Мы готовы при поддержке доноров — это очень важно отметить — оказать и финансовую помощь левому берегу. Но это станет возможным после вывода российской армии и замены миротворческой миссии гражданской миссией под эгидой ООН или ЕС. Это основные условия, при которых мы можем прийти и оказать существенную помощь. Повторяю, эта помощь должна поступить от наших партнеров по развитию, потому что мы все еще находимся в сложной финансовой ситуации <... > Мы хотим, чтобы у людей на левом берегу были нормальные условия для жизни, существует контракт, который „Газпром“ не соблюдает. В этой ситуации наше предложение о помощи в силе. Но его должен принять тираспольский режим. Я не думаю, что он его примет, потому что за спиной этого режима Кремль, и решения принимает Кремль, а не те, кто в Тирасполе», — подчеркнула Санду.
Также она повторила то, о чем накануне говорил вице-премьер по реинтеграции Олег Серебрян, что Тирасполь сорвал встречу, отказавшись приехать в Кишинёв, хотя никакой опасности для них здесь нет, как минимум у них неприкосновенный статус переговорщиков, а все встречи постоянно и так проводили на левом берегу. Президент отметила, что встречу можно было бы провести хотя бы онлайн, что бы обсудить помощь, которую предлагает Кишинев: «То, что этого не произошло — очевидное доказательство, что они не хотят принимать эту помощь, и не хотят, чтобы люди в Приднестровье увидели правобережную власть в положительном свете».
Ситуация в Зоне безопасности
По словам Санду, безусловно, нужно было раньше что-то предпринимать в селах и на правом и на левом берегу, которые относятся к Зоне безопасности, но оставались подключены к приднестровским источникам энергии. Сейчас, решением Комиссии по ЧС, была предпринята попытка начать подключение и молдавским источникам, но люди отреагировали отрицательно. Президент отметила, что в курсе, недовольства жителей, которые привыкли платить гораздо меньше: «Это естественно, хотеть платить меньше, но люди должны осознать, что нельзя доверять тем, кто обманывал их всё это время, я имею ввиду Российскую Федерацию, и тем, кто сейчас отказался от поставок газа. Сколько времени люди могу оставаться без электричества и без тепла? Мы подключим эти населённые пункты к электросетям, и это выбор людей, если они захотят использовать эту электроэнергию или не захотят. Но для нас важно, чтобы работали школы, детские сады — их потребление электричества финансируется государством. Эта ситуация не может длится бесконечно, когда поставляется бесплатный газ для этих населенных пунктов. У нас должна быть альтернатива, и мы должны понять, что не можем доверять России, которая сейчас бросила людей в очень тяжелой ситуации. И совершенно неясно, если она возобновит поставки газа».
Также президент снова прокомментировала заявление, которое сделал Красносельский, после визита в Москву, о том, что газ в регионе скоро будет. Она отметила, что неясно, почему «Газпром» не предлагает использовать компанию Moldovagaz, в которой он является мажоритарным акционером, и которая по закону имеет право на поставки газа, а ищет непрозрачные варианты с другими поставщиками, что противоречит законодательству Молдовы. Такое поведение с «фейковыми предложениями» она назвала частью пропаганды.
На кого Майя Санду подала в суд и почему
Помимо глобальных для нашей страны вопросов, ведущий, отметив, что президент персона публичная, а потому вызывающая повышенный интерес, задал вопрос о судебном процессе, о котором много пишут в публичном пространстве, где Санду является истцом.
Майя Санду отметила, что, можно свободно критиковать то, что она делает, как президент, но когда речь идёт о личных моментах, она как и все граждане страны, имеет право защищать свои честь и достоинство в суде, а люди должны нести ответственность за клевету.
«Любой может критиковать мою деятельность, мои решения, то, что я говорю. Это и есть свобода слова. Но когда порочат вас или вашу семью, вы, как и любой гражданин, вне зависимости от должности, которую вы занимаете, имеете право призвать этих людей к ответу. Поэтому я считаю, особенно в наше время, когда дезинформация наводнила страну и достигла уже максимума, люди должны нести ответственность за свои слова. Одно дело просто сказать, что вы не согласны с моей политикой в той или иной области, и совсем другое — обвинять в чем-то мою семью. И если вы выдвинули какие-то обвинения, то должны быть в состоянии подкрепить свои слова доказательствами. Если нет, то важно сделать заявление и опровергнуть свои слова. Это судебный процесс и президент может обратиться в суд, как и любой другой гражданин», — заявила Санду.
Она также напомнила, что для нее это не будет первым судебным процессом: «Я обращалась в суд, когда меня обвинили в коррупции, в том, что я взяла деньги, и я не считаю, что согласись я с такими обвинениями, это означало бы свободу слова, что можно просто выступить с ложными заявлениями, что кто-то взял деньги. Я выиграла это дело. Я обратилась в суд, когда во время предвыборной кампании 2016 года на меня нападали представители церкви. И тоже выиграла. Сейчас я обратилась в суд из-за ложных обвинений в адрес моей семьи. Мне кажется я не часто обращалась в суд, учитывая сколько было очерняющей меня информации или критики в мой адрес. Но есть разница между критикой, и чем-то иным», — напомнила она.
Поясним, речь идет о публикации гражданки Анны Михалаки в «Фейсбуке», где она написала, что раньше она поддерживала Майю Санду и Партию «Действие и солидарность» (ПДС) в её первом мандате, «не желая верить, что она унаследовала гены своего дедушки Миля (Михаила) Санду». Михалаки утверждает, что Михаил Санду был «доносчиком, то есть предателем или стукачом», а жители села боялись его, «так как могли стать жертвами депортации молдаван в Сибирь», и что «он осквернил сельскую церковь».
Майя Санду обратилась в суд с иском, в котором потребовала, чтобы Анна Михалаки публично принесла публичные извинения с немедленным опровержением информации, касающейся Санду и её дедушки Михаила Санду, на её личной странице в «Фейсбуке», с которой она публиковала клеветническую информацию. Кроме извинений президент требует 50 тысяч леев в качестве компенсации за моральный ущерб.
Сергей Сташевский
Читайте также:
- Красносельский призвал Санду разрешить поставки газа: что ему ответили
- Энергокризис, шантаж Кремля и визит Красносельского в Москву: о чём говорила Санду 14 января