- Состав Преступления
На экс-главу Антикоррупционной прокуратуры Молдовы открыли новое дело — по незаконному обогащению и отмыванию денег
Генеральная прокуратура направила в суд материалы уголовного дела по обвинению бывшего главы Антикоррупционной прокуратуры (АП) в злоупотреблении служебным положением, подделке официальных документов и «вмешательстве в осуществление уголовного преследования». При этом на Виорела Мораря открыли и второе дело — о незаконном обогащении и отмывании денег. Об этом сообщила пресс-служба ведомства 12 февраля.
В чем обвиняется прокурор по первому делу
Согласно обвинительному заключению прокуратуры, в конце декабря 2016 года экс-глава Антикоррупционной прокуратуры Виорел Морарь лично получил от тогдашнего лидера демпартии, олигарха Владимира Плахотнюка жалобу, датированную 26 декабря 2016 года. В ней Плахотнюк потребовал привлечь к уголовной ответственности Вячеслава Платона за ложное заявление в правоохранительные органы Румынии.
О документе забыли до марта 2017 года. По версии следствия, чтобы скрыть свою служебную халатность и осознавая, что жалоба не соответствует требованиям закона, глава АП потребовал от подчиненного зарегистрировать заявление Плахотнюка задним числом — 28 декабря 2016-го.
Тоже задним числом (30 декабря) глава Антикоррупционной прокуратуры распорядился составить ходатайство о начале уголовного преследования в отношении Вячеслава Платона за ложный донос.
Позже с подготовленными документами Виорел Морарь получил от Генпрокуратуры (как утверждается, введя в заблуждение руководство ведомства) постановление о начале уголовного преследования в отношении Платона. Далее глава АП подписал распоряжение о формировании следственной группы, дело было официально зарегистрировано.
Руководитель АП обвиняется ещё в том, что все заявления, поданные ранее и позже Вячеславом Платоном против Плахотнюка, квалифицировались прокуратурой как ложные и клеветнические. По ним не проводилась проверка.
Та же участь постигла и дело, возбужденное румынскими прокурорами по заявлению Платона о привлечении к ответственности Плахотнюка и других лиц за ряд особо тяжких преступлений: мошенничество, шантаж, отмывание денег, незаконное приобретение акций нескольких банков и фирм в Молдове. В этом списке упоминаются следующие коммерческие структуры: «Victoriabank», «Banca de Economii», АО «Asito», АО «Victoria Asigurări», АО «Alfa Engineering».
Антикоррупционная прокуратура Молдовы получила это дело от румынских коллег 27 апреля 2018 года. Однако ничего не предпринимала. АП ограничилась лишь заслушиванием показаний Вячеслава Платона в качестве свидетеля, которые каждый раз расценивались прокурорами как ложные и клеветнические.
Следствие по делу экс-главы Антикоррупционной прокуратуры пришло к выводу, что это бездействие происходило из-за личной заинтересованности Мораря в политической поддержке и протекции со стороны бывшего лидера ДПМ. Последний был в конфликте с Вячеславом Платоном, который представлял угрозу для имиджа, репутации и рейтинга Плахотнюка и возглавляемого им политического формирования.
Экс-глава Антикоррупционной прокуратуры сейчас находится под предварительным арестом. Но в Генпрокуратуре намерены ходатайствовать в суде о продлении ареста еще на 30 дней.
Суть обвинений по второму делу
Также в Генпрокуратуре сообщили о втором уголовном деле, возбужденном в декабре 2019 года на бывшего главу Антикоррупционной прокуратуры Виорела Мораря по материалам журналистского расследования. Его подозревают в «незаконном обогащении» и «отмывании денег в особо крупных размерах с использованием служебного положения».
Следствие рассматривает время с 2013 по 2019 год. Отмывание денег, по версии следователей, происходило через членов его семьи и других близких к нему лиц. География предполагаемой преступной схемы обширна: Молдова, Польша, Германия, Великобритания, Канада, Украина.
Мать и брат прокурора Виорела Мораря основали и руководили фирмой «Irarom-Grup» («Ираром» — слово, получаемое при обратном прочтении фамилии Морарь) в период 2013-2019 годов инвестировали в деятельность средства, значительно превышающие их официальные доходы.
К примеру, за 2013—2014 годы мать прокурора получила официальные доходы в сумме около 2,5 тыс. леев, но уже в 2014-м она 9 раз пополнила банковский счет фирмы для увеличения уставного капитала на общую сумму 3,8 млн леев. В том же году фирма построила в родном селе Мораря заправку за 3,5 млн леев.
С 2015 года фирма занялась производством, транспортировкой, распределением и сбытом электроэнергии, а с 2016 по 2018-й — установкой в северной части Молдовы трех ветрогенераторов. Общая стоимость инвестиций — более 14,2 млн леев. При этом, согласно налоговым декларациям за 2016-2017 годы, фирма получила прибыль порядка 6,5 млн леев.
Следствие обвиняет Виорела Мораря в том, что после его вмешательства Административный совет НАРЭ утвердил для фирмы его родных новый тариф — 1,13 лея за кВт электроэнергии. Тогда как для остальных аналогичных предприятий НАРЭ принимало тарифы от 0,68 до 1,01 лея за кВт.
С 2013 по 2018 годы мать прокурора получила официальный доход около 113 тыс. леев, отец — 46 тыс. леев, а его брат — 786 тыс. леев. За это же время родственники прокурора, не имея иных источников дохода и не покидая страну, приобрели четыре объекта недвижимости в Кишиневе, стоимость которых превышает 179 тыс. евро.
Мама Виорела Мораря владеет 25 земельными участками и садом общей площадью 18 гектаров, двумя жилыми домами и объектом под строительство общей площадью в 192 кв. м. и стоимостью в 28 тыс. евро.
В 2015-2018 годах брат прокурора приобрел или принял в дар 87 сельскохозяйственных участков и участков под застройку общей площадью 45 га, дом на 93 кв. м и участок под застройку площадью 10 кв. м. Их рыночная стоимость на момент покупки составляла порядка 50 тыс. евро.
Сам же прокурор и его гражданская супруга по документам не владели недвижимостью, на их имена не были зарегистрированы машины.
Ранее Национальный орган по неподкупности проверил доходы и имущество Виорела Мораря, но не выявил каких-либо нарушений, хотя СИБ и Служба по предупреждению и борьбе с отмыванием денег указывала на обратное.
Генпрокуратура уведомила, что Виорел Морарь фигурирует и в других уголовных делах, и обещала вскоре сообщить о них.
Адвокат Виорела Мораря говорит, что его подзащитный отвергает все обвинения и считает происходящее преследованием со стороны Генпрокуратуры. «Виорел Морарь заявляет, что не имеет ничего общего с имуществом своих родственников, но при этом через них на него оказывается огромное давление», — сказал адвокат Василе Фолтя, которого цитирует anticoruptie.md.