- Сегодня Представляем
«У меня ВИЧ, и я живу полноценной жизнью». История бельчанки, которая 23 года назад заразилась ВИЧ
Татьяне 45 лет, и уже 23 года она живёт с ВИЧ. Она откровенно рассказала, как заразилась, рассорилась с матерью и родила здорового ребёнка. А ещё поделилась опытом, как преодолеть страх осуждения, как жить с болезнью и бороться с предрассудками.
«Если умирать, то вместе…»
— В 1996 году заболел мой муж, он лежал в больнице и сообщил мне, что заболел ВИЧ. Если коротко сказать о ВИЧ, то это состояние, при котором организм не способен сопротивляться различным инфекциям. Мы были молоды, и я сказала, что если умирать, то вместе. В итоге я сознательно, как камикадзе, решила, что буду с ним до конца. На тот момент не было лекарства, но была ужасная информация, говорили, что это чума, что люди мрут через год-два. Собственно говоря, я была готова пожить пару лет и умереть вместе с ним.
«Он умер, потому что не принимал лечение»
— Я воспитывалась в полной семье. Когда мне исполнилось 18 лет, я попала в не очень хорошую компанию, где и познакомилась со своим мужем, он употреблял наркотики и не был верен мне, так он и заразился.
Если первый год мы думали, что инфекция пришла через иглу или нечистый инструментарий, хотя он использовал только свои шприцы. То сейчас я понимаю, что он заразился половым путём. Даже знаю когда. Мы поехали на море, и он там встретил девушку, тоже потребителя, и он не пришёл вечером домой. Это было в июле, и в октябре он узнал, что инфицирован. Через два года была заражена и я.
Я считала год за годом, и мы всё жили, а спустя пять лет нашли противовирусное лечение. Но мой муж умер, потому что не принимал лечение, ведь мы тогда еще не знали о нем.
Первые годы после смерти мужа, я еще думала и анализировала, как бы сложилась моя жизнь, если бы я не пошла на этот шаг, [решив остаться с ним], если бы я не поддержала его.
«Я очень долго жила в страхе»
— Сейчас я ни от кого не скрываю свою болезнь. Но был период, когда я очень долго жила в страхе. Каждые три месяца я проходила анализы, мне говорили, что все хорошо, что я не инфицирована, но в какой-то момент я плохо себя почувствовала и попала в больницу, потом мне сообщили, что я беременна. Именно тогда я узнала, что у меня ВИЧ. В тот момент, хотя я думала, что была готова к тому, что однажды могу заразиться, на самом деле я не была к этому готова. Я очень долго проплакала, мне было очень жутко обидно.
До 2004 года лечения не было, и всем женщинам с таким диагнозом рекомендовали сделать аборт. Врачи мне сказали, что я не могу рожать с моим диагнозом, что нужно прерывать беременность, потому что я не выношу ребенка, у меня почки в тяжёлом состоянии, и, если даже выношу, он может быть болен.
Только в санэпидемстанции меня поддержал врач Бекишев. Он сказал: «Не бойся, ты родишь здорового ребенка. Несмотря на то что ты и муж инфицированы, это возможно».
«Я родила здоровую девочку»
— Я не понимала, как это возможно, но даже и не пыталась понять. Когда ты получаешь информацию, что это чума двадцатого века и что от этого умирают, ты больше ничего не способен воспринимать из-за этого страха. Но я решила оставить ребёнка и в итоге родила здоровую девочку. Несмотря на мою почечную недостаточность, этот случай стал первым в городе, когда у двух инфицированных родителей родился здоровый ребенок.
Когда я заразилась, мы жили с мыслью, что проживем пару лет и умрем. Но у меня появлялась надежда и я молила Бога: «Дай еще пожить, чтобы мой ребенок мог говорить, и его понимали мои близкие!» Я уже распределила между своими подругами, кто будет с ребёнком, чтобы его не оставили.
Потом мы мечтали о том, чтобы нашлось лечение, и оно появилось, и с каждым годом становилось все лучше и лучше.
«Так жить и бояться не хочу»
— Вначале я пыталась скрывать свою болезнь. В то время нам давали продуктовые пакеты, средства гигиены и для этого всех нас собирали в определенном месте. Там оказывались знакомые люди и соседи. Большинство людей придумывали разные истории, люди скрывали, говорили, что у них стрептодермия, что гепатит, но не говорили открыто, что ВИЧ.
У меня была лучшая подруга, мы с ней собирались поехать в Румынию, и на тот момент у меня уже были не очень хорошие отношения с мужем из-за его потребления. Я была категорична и сказала, что, наверное, разведусь с ним. Он тогда спрятал документы, и когда пришла моя подруга, он спросил ее: «Вы так дружите с ней, а все ли ты знаешь?»
Тогда я очень испугалась, что моя подруга узнает о моем статусе.
Пережив этот страх, я сказала, что так жить и бояться не хочу. Тогда я собрала всех своих друзей и всё им рассказала, некоторым — по отдельности. В то время не было информации как сейчас, и я еще их дополнительно напугала. Но они меня поддержали, никто не отвернулся, и мы дружим до сих пор.
Все годы меня очень сильно угнетала моя мама. Она считала, что я позорю нашу семью, и она так это и не приняла.
«Недавно умер друг, который скрывал болезнь»
— Мои друзья благодарны мне за то, что они информированы. Но буквально недавно у нас умер друг, и он никому не сказал, что инфицирован. Для нас это было очень удивительно. Сейчас я понимаю, что, когда он узнал об этом диагнозе, у него было отрицание, и это происходит у многих людей. Он не хотел принимать болезнь. У некоторых людей очень высокая степень самостигматизации (самобичевания), у них появляется страх и чувство вины за то, что его могут осудить.
«Я никак не ощущаю это заболевание»
— Раньше, в самом начале лечения, мы пили очень много лекарств. Сейчас, все мое лечение — это одна таблетка в день, и живи полноценной жизнью. На самом деле это заболевание очень меня дисциплинировало, я бы никогда не ходила каждые полгода сдавать анализы. У нас есть ряд обследований, я знаю о своем состоянии здоровья и не чувствую себя больной или неполноценной. Я никак не ощущаю это заболевание.
Раньше лекарства вызывали резкое похудание, дистрофию. Сейчас остались последствия, и у меня идет неправильное распределение жиров.
Вирус — это грабитель, которого «вырубили»
— Человек, который принимает лекарства, является только носителем вируса и не может его передать, так как вирус спит (в том случае если антиретровирусная терапия эффективна и вирус полностью подавлен. — «СП»). Часто использую такой пример: если пришел грабитель к вам в дом, вы его застали и треснули. Как только он начинает просыпаться, вы, не зная его реакцию, опять его вырубаете. Преступник лежит без сознания и ждет приезда полиции. Так же и вирус, мы принимаем терапию, чтобы он не просыпался.
Новые препараты не имеют таких побочных эффектов и сильного влияния [на организм]. Пей терапию и живи себе счастливой и полноценной жизнью.
Есть надежда на то, что в будущем будут разработки, которые позволят еще упростить лечение или в целом искоренить болезнь.
Вокруг ВИЧ много домыслов и заблуждений
— Своей дочери я говорила, когда у тебя будут отношения, в первую очередь важно оставаться целомудренной и относиться к этому осторожно. Внешний вид никак не покажет, инфицирован человек или нет, поэтому нужно быть осторожными в отношениях.
Мы делали много тестирований, и я разговаривала с многими людьми и пришла к выводу, что тут важно воспитание в семьях. Родители должны говорить детям с раннего возраста о передаче ВИЧ, но как говорить детям, если не все взрослые это понимают?
Это заблуждение, когда говорят, что можно заразиться ВИЧ-инфекцией у стоматолога. Также невозможно заразиться инфекцией, когда делаешь маникюр.
Болезнь может передаваться только тремя путями: при незащищенном половом контакте, через кровь и от матери к ребёнку.
На самом деле проблема в том, что каждый человек считает, что это касается кого угодно, но только не его, потому что он из хорошей семьи, у него образование, личная гигиена, он не ведёт беспорядочный образ жизни, не употребляет наркотики и не меняет половых партнёров. Здесь есть доверие к себе, но не факт, что ваш партнер когда-то, полгода-год назад, не имел какую-то случайную связь.
Болезнь протекает так незаметно, что ее можно выявить только уже на поздней стадии, потому что здесь нет таких симптомов, как, например, у гриппа. Человек может жить-жить, и через пять или семь лет ему может стать плохо. Самое большое заблуждение людей, что их это не коснётся. Очень важно проходить тестирование на ВИЧ, хотя бы два раза в год, тем более что оно бесплатное.
Хотя сейчас очень много информации, но количество новых заражений не уменьшается (около 900 заражается каждый год в Молдове). Главная причина именно в этом: люди думают, что это касается только наркоманов, тех кто занимается проституцией или гей-сообществ.
А на самом деле сейчас большинство зараженных— это обыватели, у которых нет зависимостей или беспорядочного образа жизни, в основном эти люди просто имели какие-то неосторожные отношения.
Статистические Показатели
По информации центра «Viața cu speranță», с 1987 года в Молдове зарегистрирован 14 331 случай заражения ВИЧ, из них 1052 — в Бельцах.
«Сейчас я помогаю другим инфицированным»
— На данный момент я являюсь бенефициаром центра Viața cu speranță в городе Бельцы, где консультирую людей и довожу их до лечения. Центр предоставляет услуги снижения вреда, тестирования, консультирования, помощь психолога, также проводит различные тренинги и встречи.
Справка-Пояснение
Центр Viața cu speranță — это государственное социальное учреждение, которое предоставляет комплексные услуги специального ухода людям, живущим с ВИЧ, и их семьям на уровне региона в рамках дневных программ.
В стране есть четыре таких центра и каждому, кто обращается за помощью, предлагают индивидуальное лечение. Так как ВИЧ — это такая болезнь, которая может годами о себе не говорить, то, чтобы не допустить снижения уровня здоровья и иммунитета, мы мотивируем людей сразу перейти на лечение. По сравнению с другими странами лечение ВИЧ в Молдове всегда было абсолютно бесплатным.
Давид Амоаший
Справка-Пояснение
Что такое ВИЧ и СПИД?
ВИЧ — это вирус иммунодефицита человека, который заражает клетки иммунной системы человека, разрушая их или нарушая их работу. Результатом заражения становится иммунодефицит.
ВИЧ-инфекция приводит к постепенному истощению и ослаблению иммунной системы. При этом человек становится более уязвимым для инфекционных заболеваний и некоторых видов рака, и у него может развиться СПИД
СПИД — синдром приобретенного иммунодефицита — это комплекс симптомов и инфекций, связанных с приобретенным дефицитом иммунной системы. Установлено, что причиной СПИДа является заражение ВИЧ.
Термин «СПИД» применяется к последним стадиям развития ВИЧ-инфекции.
Без лечения у большинства людей, зараженных ВИЧ, симптомы СПИДа появляются через 8–10 лет.
Если вы хотите продолжить получать честную и объективную информацию на русском и румынском языках, поддержите «СП» финансово на Patreon!
Помогите нам создавать контент, который объективно информирует и способствует положительным изменениям в Молдове. Поддерживая нашу независимость, вы помогаете развитию честной и качественной журналистики в стране.
Кроме того, что вы поможете нам, вы получите приятные бонусы в виде просмотра нашего сайта без надоедливой рекламы, а также подарков с логотипом «СП»: сумок, кружек, футболок и не только.