- Серьёзная Проблема
«Ребёнок сильно плакал и боялся»: в бельцком лицее установлен факт насилия над учеником
В «СП» обратилась бельчанка, мама третьеклассника, который учился в лицее им. Дмитрия Кантемира. Она рассказала, что ее сын подвергался насилию со стороны учительницы, так же, как и некоторые другие дети. В феврале этого года произошел случай, после которого мальчика перевели в другой лицей, а учительница вынуждена была уволиться. Родители обратились сначала в администрацию лицея, Управление образования, а затем в правоохранительные органы. «СП» также разбиралась в ситуации и выслушала аргументы основных участников конфликта.
«Учительница так рассердилась, что ударила ребенка»
Мама третьеклассника Яна рассказала корреспонденту «СП», что случаи, когда учитель обижал ребенка, происходили и во втором классе. Ребенок жаловался, что его бьет учительница, но она не верила и не знала, что делать.
— Мы пришли в эту школу во втором классе. Несколько раз замечали, что ребенок приходит из школы подавленный, но он не рассказывал всех подробностей, хотя мы догадывались, что что-то происходит не так. Он стал говорить, что его бьет учительница. Я не могла в это поверить, и мне неудобно было обращаться с этим вопросом к ней.
В сентябре этого года он пришел из школы с поцарапанной рукой и сказал, что его поцарапала учительница. Я стала выяснять, но учительница сказала, что это произошло случайно и она случайно поцарапала его ногтем. После этого случая ребенок закрылся и перестал мне рассказывать, но постоянно не хотел идти в школу, говорил, что ему не нравится учиться.
23 февраля произошел случай, мимо которого пройти уже было нельзя. В этот день учительница ударила ребенка сначала головой об доску, потом об парту. Он отвечал у доски и не смог ответить правильно. Потом учительница решила проверить домашнее задание. Оно было выполнено, но там были ошибки. Учительница так рассердилась, что ударила ребенка. Свидетелями были все дети класса. Они рассказали своим родителям. Когда он пришел из школы, то ничего нам не сказал. 24 февраля мне сообщили об этом родители других учеников. Они рассказали, что он очень сильно плакал, у него была истерика, и дети его успокаивали. Потом он рассказал, что очень сильно плакал, у него онемели руки и он очень боялся.
Я не знаю, что при этом делала учительница, потому что нам так и не удалось получить видеозапись этого дня. В классе есть видеокамеры, но это нам не помогло. Мы обратились к директору с просьбой, чтобы нам показали этот день. Директор сказала, что она все покажет, и сейчас идет расследование, просмотр более ранних чисел, потому что надо посмотреть все инциденты. Потом директор сказала, что посмотрела видеозапись, и что «там ничего не было». Потом сообщила нам, что это видео она скинула на флешку, но флешка по какой-то причине не открывается. Никто не может открыть. На сервере запись тоже не сохранилась, на это место стали записываться другие дни. Запись этого дня мы так и не увидели. Это позволяет говорить о том, что ее скрыли умышленно, — уверена мама пострадавшего мальчика.
Она также рассказала, что ее сын был не единственной жертвой насилия этой учительницы. Директору написали заявление трое родителей.
— Учительница говорит, что она не трогала ребенка. Психологи в классе работали с детьми. Дети говорили, что учительница злая, говорила им плохие слова. Мальчик, который тоже пострадал, сказал, что его тоже били об доску и парту. Он учится в этом классе, как и мы, с прошлого года, приехал из России. Пожаловались трое родителей, у директора три заявления, но есть и другие родители, — уверяет наша собеседница.
Яна перевела ребенка в другую школу и сразу увидела, что ребенок изменился в лучшую сторону.
— Даже если мой сын в чем-то и виноват, есть же другие методы. Можно было вызвать меня, пожаловаться, пригласить к директору, а не вымещать злобу на ребенке.
В новой школе мой сын чувствует себя как на курорте. Он с удовольствием идет в школу. У него хорошие результаты. В дневнике одни поощрения. Второй пострадавший мальчик и его родители тоже очень довольны, что перешли в другую школу. Учитель очень хорошо относится ко всем детям, и к нашим в том числе, — радуется мама мальчика.
Родители мальчика обратились с заявлением в прокуратуру и готовы доказывать свою правоту.
— Четыре дня подряд с нами работали психологи. У ребенка брали показания в присутствии психолога на камеру. <...> Родители из нашего бывшего класса звонят и просят забрать заявление. Но я не хочу этого делать, потому что такой человек не должен работать с детьми. Директор скрыла от нас видео. Директор спасла учителя и свою репутацию. Она тянула 10 дней, пока видео удалилось с сервера. Я не верю, что эта ситуация в школе рассматривалась объективно, — считает мама третьеклассника.
«Конечно, ничего этого не было»
Мы поговорили с учительницей, которую обвиняют в насилии над ребенком. Она оказалась педагогом со стажем. В лицее им. Дмитрия Кантемира она работает седьмой год. Елена Васильевна отрицает случаи насилия и говорит, что глубоко переживает случившееся.
— Что я могу опровергнуть, чтобы вы мне поверили? Конечно, ничего этого не было. Родители моего класса написали письмо в мою поддержку, подписался весь класс. Я могу показать фотографию, каким ребенок уходил из школы в этот день. Я фотографировала группу ребят. Каким бы ребенок ни был, но нет причин, чтобы его обижать, — считает учительница.
На вопрос корреспондента «СП», откуда появился конфликт, Елена Васильевна ответила, что «в этом мне нужно разобраться».
Она рассказала, что любит свою работу и отдавала ей много сил.
— Я отдавалась работе, уходила позже всех учителей из школы. <...> Когда вы отдаетесь работе и вас потом незаслуженно в чем-то обвиняют, у вас, без сомнения, будет стресс. <...> От стресса обостряются хронические заболевания. У меня работа всегда была на первом плане. Я за многие годы не брала больничный. Падала от усталости и приходила на работу. Сейчас у меня обострились хронические заболевания. После таких обвинений я не смогла больше работать в школе, — объяснила причину своего увольнения Елена Васильевна.
«Это было как гром среди ясного неба»
Директор лицея Анжела Мурзак сообщила «СП», что для нее случившееся стало «громом среди ясного неба», и она не ожидала, что такое может произойти в лицее, и в этом классе в частности. Руководитель учебного учреждения характеризует учительницу только с положительной стороны и говорит о том, что ее класс первый в рейтинге по учебе в начальной школе. После случившегося было проведено служебное расследование.
— Это было как гром среди ясного неба. Родители были у меня. Они говорили, что такое случается не первый раз, но они не приходили и не жаловались. <...> Мы начали расследование. В тот же день была создана комиссия, которая начала работу. <...> Одним из пунктов расследования было анонимное анкетирование. В двух анкетах детей было написано, что был факт насилия. Была и анкета с родителями. Тоже было два подтвержденных случая жесткого обращения. <...> Для нас эти результаты были неожиданными. По рейтингу успеваемости этого года ее класс был лучшим среди классов начального звена. Самые хорошие показатели по олимпиаде, сильный класс. Никаких жалоб никогда не поступало. Получается, что в одном человеке есть разные черты. С одной стороны, хороший учитель, с другой стороны — вот такое. <...> Елена Васильевна отреагировала очень болезненно. Она очень переживает. Она ушла на больничный, для нее это был очень большой стресс. Позже она подала заявление об увольнении по собственному желанию. <...> Мы не могли ее наказать, потому что она уволилась. Иначе бы она не оставалась работать в системе образования. Так мы и написали в Управление образования и передали в министерство. С другой стороны, у нас есть письмо за подписью 25 родителей, которые хотели бы, чтобы их учитель вернулся. Они очень высоко оценивают ее профессиональные качества, — пояснила Анжела Мурзак.
Руководитель лицея объяснила, почему родители не смогли увидеть видеозапись от 23 февраля.
— Родители пришли и попросили видео. Я дала задание завучу по воспитательной работе и психологу посмотреть весь тот день. Они посмотрели и сказали, что «там ничего нет» . Если там ничего нет, то я решила, что не нужно делать видеозапись. Теперь я понимаю, что была не права и ее нужно было сделать. <...> У нас сервер не мощный и не держит большое количество информации, поэтому нет возможности вернуться к записям того дня, — признаётся директор лицея.
Анжела Мурзак сообщила, что сейчас в этом классе работает другой учитель, который вышел из декретного отпуска. Случаем насилия занимаются правоохранительные органы.
— В классе преподает учитель, которого мы пригласили из декретного отпуска. Она должна была выйти в сентябре. Учитель старается. Класс очень хороший, сильный. Думаем, что удастся сохранить этот уровень и дальше. Поскольку родители обратились в правоохранительные органы, то разбирательство продолжается, но уже на другом уровне.
Я считаю, что невозможно, чтобы учитель поднял руку на ребенка. Столько проводится тренингов. Даже если где-то есть несовместимость характеров, есть другие методы. Учитель не должен психологически, не говоря уже физически воздействовать на ученика, — высказала свою позицию Анжела Мурзак.
Наш Telegram t.me/gazetasp
«Любое насилие — это ненормально»
Начальник Управления образования, молодёжи и спорта бельцкой примарии Александр Рошка подтвердил, что комиссия в результате расследования пришла к выводу, что факт насилия над ребенком был. Управление образования организовало перевод двух учеников из этого класса в другую школу.
— Было заявление о насилии со стороны учителя от мамы ученика третьего класса директору лицея. Была создана комиссия, в которую вошел и работник Управления образования. В результате расследования факт насилия был подтвержден, но учителя невозможно было привлечь к ответственности, так как учитель уволился в период проверки. Сначала она была на больничном, потом уволилась. Но было и коллективное письмо в поддержку этого учителя. Это письмо находилось на рассмотрении у директора школы.
У меня в кабинете была мама одного из учеников. Она обратилась с просьбой о переводе двух мальчиков в другую школу. Мы эту просьбу выполнили и организовали перевод.
Подобные случаи, безусловно, не допустимы. Каким бы ни был ребенок, любое насилие — это ненормально. К каждому ребенку нужно найти подход, чтобы он выполнял те задания, которые дает учитель, выполнял программу. Это основная задача учителя, — считает Александр Рошка.
Нелли Ланская
Читайте также:
Если вы хотите продолжить получать честную и объективную информацию на русском и румынском языках, поддержите «СП» финансово на Patreon!
Помогите нам создавать контент, который объективно информирует и способствует положительным изменениям в Молдове. Поддерживая нашу независимость, вы помогаете развитию честной и качественной журналистики в стране.
Кроме того, что вы поможете нам, вы получите приятные бонусы в виде просмотра нашего сайта без надоедливой рекламы, а также подарков с логотипом «СП»: сумок, кружек, футболок и не только.