- Секреты Профессии
«Это тот случай, когда работа позволяет увидеть мир»: бельчанка работает бортпроводницей в российской авиакомпании
Анастасия Дарий родом из Бельц, но уже более 10 лет живёт в Москве. Несколько лет назад девушка начала карьеру в сфере авиации в одной из крупнейших авиакомпаний России. Анастасия рассказала «СП» о тонкостях профессии бортпроводницы, о тщательной подготовке, сложностях и преимуществах этой работы, о том, как пандемия повлияла на авиасообщения, об униформе и отношении к пассажирам.
Решила выйти из зоны комфорта и поработать в авиации
— Я переехала в Москву сразу после окончания лицея им. Гоголя в Бельцах, около 13 лет назад. Переехала в другую страну, потому что у меня была цель поступить там в университет и получить высшее образование. На тот момент жизни мне было интересно попробовать себя в журналистике или маркетинге.
Выбор всё же пал на факультет журналистики, так как там обширная учебная программа, включающая в себя не только журналистику, но и литературу, иностранные языки и многие другие предметы из сферы маркетинга. Я вспоминаю с теплотой студенческую пору, университет дал мне отличную базу и много самых разных навыков, которые позволили мне в будущем пробовать себя в самых разных профессиях. Я успела поработать и в журналистике, и в диджитал-маркетинге и даже несколько лет работала в сфере ресторанного бизнеса.
Около трёх лет назад мне захотелось попробовать себя в абсолютно новой сфере — в авиации. Я из тех людей, кому периодически необходимо сталкиваться с чем-то новым и выходить из зоны комфорта. Переход в авиацию оказался проще, чем я думала. Я отправила резюме, прошла собеседование и медицинскую комиссию, затем попала в штат одной из крупнейших авиакомпаний России.
Три года назад Анастасия решила выйти из зоны комфорта и попробовать себя в непривычной сфере — авиации.
К сожалению, называть нашу авиакомпанию или показывать логотип имеют право только её амбассадоры. На данный момент я им не являюсь, поэтому не имею права даже публиковать снимки в социальных сетях. У нас это строго отслеживается. В некоторых авиакомпаниях лояльно к этому относятся, но у нас всё строже. Но, несмотря на то, что я не публикую снимки в униформе в социальных сетях, я с удовольствием рассказываю знакомым и близким о своей профессии.
Несколько месяцев подготовки перед первым полётом
— Я прекрасно понимала, куда я иду, и что это довольно тяжёлая, стрессовая работа. Перед тем как прийти в эту сферу, я общалась с действующими бортпроводниками и имела полное представление о данной работе, без лишних иллюзий. Поэтому могу сказать, что мои ожидания совпали с реальностью. Правда, мы никак не ожидали пандемию и то, что придётся полетать долгое время исключительно по городам России.
Когда новые сотрудники оказываются в штате авиакомпании, то, разумеется, перед тем, как начать летать, они обязаны несколько месяцев посвятить учёбе. Учёба включала в себя теоретическую часть и, конечно же, практическую. Мы много времени уделяли аварийно-спасательным процедурам. Отрабатывали действия в аварийных ситуациях, тушили пожары в ангаре и учились оказывать первую медицинскую помощь. Только после успешной сдачи всех экзаменов, нас допускали к своим первым полётам.
Также у каждой авиакомпании есть свои критерии отбора. Где-то берут с ростом не менее 170 см, где-то достаточно дотянуться рукой до отметки на высоте 212 см. Ещё различаются требования к уровню английского языка. Кому-то достаточно владения английским на уровне «intermediate» (средний уровень), а кто-то требует «advanced» (продвинутый).
Вес и внешность не имеют особого значения, достаточно выглядеть презентабельно и ухоженно. Возраст — тоже весьма условный критерий. Есть авиакомпании, которые берут и после 30 лет. Самое сложное — это пройти медкомиссию и получить заветное заключение врачей «годен к работе бортпроводником». Нужно обладать крепким здоровьем, чтобы иметь возможность работать в авиации.
Мой первый рейс был в Мурманск, и он выдался очень волнительным, так как новички должны получить допуск от проверяющего инструктора. Только после этого возможны самостоятельные полёты. К счастью, всё прошло замечательно, инструкторы и старшие бортпроводники всегда стараются помогать новичкам во всех ситуациях.
Оказываем повышенное внимание пассажирам с аэрофобией
— Многие спрашивают, есть ли определённая иерархия среди старых и новых бортпроводников. Я бы не называла это иерархией, а скорее бы назвала простым распределением обязанностей в зависимости от стажа. Распределением обязанностей занимается старший бортпроводник на каждом брифинге перед рейсом. Но нет такого, что кто-то работает меньше, а кто-то перерабатывает. Зоны ответственности всегда распределяются равномерно.
К слову, рейсы нам ставят абсолютно случайно, в зависимости от нашего уровня английского языка и типов самолёта. Чем больше у бортпроводника допусков на разные типы самолётов, тем шире география его полётов. Летаем мы всегда разными экипажами.
Бортпроводникам совершенно не страшно летать. Для нас самолёт — это обычная рутина, я не знаю ни одного бортпроводника, который страдает аэрофобией. А вот боящихся пассажиров много. Мы стараемся с такими пассажирами поговорить, разрядить обстановку, напоить чаем, предложить отвлечься на какой-нибудь фильм, музыку или книгу. Можем также предложить успокоительное, но часто в этом нет необходимости. Ну и, конечно, стараемся держать таких пассажиров в поле зрения и оказываем им повышенное внимание.
Бортпроводники оказывают повышенное внимание пассажирам с аэрофобией.
К счастью, я не сталкивалась с экстренными ситуациями на борту. Бывало, что пассажиру становилось плохо, но на этот случай мы знаем, как действовать, умеем оказать первую медицинскую помощь и работать с кислородным баллоном. Также мы можем сделать объявление в салоне и привлечь медицинского сотрудника, если таковой летит пассажиром в самолёте.
В работе есть и свои минусы
— У бортпроводников очень красивая форма. Удобная ли? Одежда да, а вот обувь не очень. Какие бы ни были удобные туфли, самая удобная обувь в мире – это кроссовки. От туфель на каблуках ноги сильно устают. В 21 веке только у нескольких авиакомпаний в мире рабочая форма включает в себя кроссовки. Надеюсь, когда-нибудь это станет массовым явлением, а не исключением из правил.
Но самый главный минус нашей работы — это джетлаги (сбой суточных биологических ритмов организма в результате смены часовых поясов, — «СП»). Мы не знаем, что такое режим сна. Бортпроводники могут летать и днём, и ночью, в зависимости от рейса. Также следует понимать, что это физически довольно сложная работа. Не случайно у нас отпуск по 70 дней в году и различные надбавки за «вредность».
Ещё один большой минус – мы практически не бываем дома на праздниках. Новый год, дни рождения близких и прочие важные даты часто проходят без нашего участия.
Одна из главных проблем в работе — это сбой суточных биоритмов из-за постоянных перелётов. Греция
А что касается пассажиров самолёта, то здесь особых сложностей не возникает. Идеальный пассажир — это человек, который вежлив с окружающими и уважает границы других пассажиров. А вот отталкивают обычно авиадебоширы. Они создают угрозу безопасности полётов и мешают другим пассажирам. Но к счастью, авиадебоширы и скандалисты встречаются на борту редко. На этот случай у нас также есть свой алгоритм действий. В критической ситуации командир может принять решение совершить посадку в ближайшем аэропорту и сдать дебошира местной полиции.
Авиация даёт возможность увидеть мир
— Благодаря работе в авиации мне много где удалось побывать. Всё очень трудно перечислить, проще сказать, где не удалось пока. И то, не удалось исключительно из-за пандемии. По мере открытия новых стран для туристов, наша география полётов становится шире и интереснее.
По мере того, как открываются границы стран для туристов, география полётов становится шире. НорвегияЧем обычно занимается стюардесса между рейсами? Между рейсами у нас выходные, и как у всех людей, независимо от сферы работы, в выходные дни мы занимаемся своими делами, посвящаем их хобби, строим личную жизнь и видимся с близкими.
Самые долгие полёты на данный момент у нас в Мексику, Доминиканскую Республику, Америку и на Кубу. Полёты длятся больше 11 часов. Недавно я вернулась с Кубы, Варадеро. Впечатлений у меня масса. Это тот случай, когда работа позволяет тебе увидеть мир.
Самые долгие полёты длятся больше 11 часов. В перерывах между рейсами бортпроводники могут прогуляться по местности. Куба, Варадеро
Вообще эта работа даёт много приятных бонусов. Возможность увидеть разные города, пообщаться с разными людьми. Большие отпуска по сравнению с офисными сотрудниками. Но самый большой бонус моей работы — это стрессоустойчивость и умение ладить с разными людьми, — призналась Анастасия.
Илона Гоменюк
Фото из личного архива Анастасии Дарий
Если вы хотите продолжить получать честную и объективную информацию на русском и румынском языках, поддержите «СП» финансово на Patreon!
Помогите нам создавать контент, который объективно информирует и способствует положительным изменениям в Молдове. Поддерживая нашу независимость, вы помогаете развитию честной и качественной журналистики в стране.
Кроме того, что вы поможете нам, вы получите приятные бонусы в виде просмотра нашего сайта без надоедливой рекламы, а также подарков с логотипом «СП»: сумок, кружек, футболок и не только.