- Местные выборы-2021
О колокольне, бизнесе в 90-е и о том, чей Крым. Соло Николая Кирильчука на дебатах «СП»
На третий раунд дебатов 8 ноября были приглашены Александр Нестеровский (Блок коммунистов и социалистов), Николай Кирильчук (Партия патриотов Молдовы) и Марина Таубер (партия «Шор»). Однако кандидат от партии «Шор» отказалась от дебатов, сославшись на свою занятость, а Александр Нестеровский предварительно подтвердил своё участие, но в последний момент его отменил. Таким образом, в студию пришёл только один кандидат Николай Кирильчук. Он ответил на вопросы редакции и читателей. Предлагаем выдержки из его выступления.
О себе, про 90-е
— Меня спрашивают, чем я занимался в 90-е? Открыл первый частный банк, так как система развалилась, и все банки перестали работать, платежей не существовало. Я первый и единственный, кто занимался нефтебизнесом — я занимался поиском, добычей и переработкой нефти. Обеспечил нефтепродуктами Молдавию, когда бензина вообще не существовало в стране. Все колхозы, хозяйства практически, даже правительство заправлялось бензином, который привозил я. Бандитизмом никогда не занимался, потому что я сам офицер, полковник, член Союза советских офицеров, потому никакого отношения ни к рэкету, ни к чему-либо подобному не имел. Взяток не давал и рэкетирам никогда ничего не платил.
О колокольне
— Это такая смешная история, если я стану примаром, я пожертвую колокольню городу еще раз, если в этом есть необходимость. Я ее построил в 1995 году и подарил ее городу, я не ставил никакой цели пиара, в те года вообще этого выражения не было. Я ее начал строить в 1994 году, 1 сентября заложил капсулу, через девять месяце я ее построил, высотой 47 метров. Это не памятник два метра высотой построен, это построено 47 метров. Достаточное количество денег туда было вложено, включая колокола и прочее. Я просто хотел восстановить историческую справедливость, потому что колокольню взорвали, а меня бабушка крестила в том соборе и нарекла Николаем. Она со многими бабушками участвовала в сидячей забастовке под этой колокольней, когда ее взрывали. Их потому в полицию вызывали. Это все происходило на моих глазах. Я всего лишь считал своим долгом восстановить историческую справедливость, я не построил ее у себя дома, я ее построил в соборе.
В 1995 году я ее подарил городу, о чем свидетельствуют все документы, а в 2001 году, когда я был председателем Уездного совета, а Виктор Иванович Морев [— примаром], который всем «крыши держал», у него со мной единственным не получалось, он со мной воевал, так вот он на прощание вынес решение сам, что колокольне нужно дать юридический статус. Они решили, что раз Кирильчук ее построил, надо ее на него зарегистрировать, дали ей кадастровый номер, сами написали свидетельство, что я являюсь ее собственником, я даже об этом не знал.
А спустя 10-15 лет мне говорят, что я владелец колокольни. Как? И мне говорят, что теперь надо пойти к нотариусу и оформить бумагу, что ты ее подарил. Но чтобы ее переписать, я должен еще дополнительно заплатить налог от дарения дополнительно. Я готов ее переписать, на кого угодно, только не надо меня больше использовать в этих непонятных интригах.
О проектах, планах и инвестициях
— С первых же дней мы должны создать управление по реструктуризации долгов. У нас сегодня пенсионеры имеют долги по теплу, коммунальным платежам. Сегодня этих пенсионеров выбрасывают на улицу, сегодня долги непонятно как образованы, насколько накручена пеня. Если человек, допустим, имел долг две, три тысячи леев, а ему насчитали сегодня тридцать, сорок тысяч, никто не защищает его права. Я хочу создать отдел реструктуризации, который будет заниматься вместе с юридическим управлением, решением каждого конкретного жителя, попавшего в подобную долговую яму. Не только пенсионеров, но и малоимущих, матерей-одиночек. Был пример, передача была, на сайтах я смотрел, как ребенка 11-летнего выбрасывают из квартиры из-за того, что у него долги. А он сирота, у него долги по коммунальным платежам образовались, естественно, у него квартиру эту «отжимают», как сегодня говорят.
— Сегодня все переживают, что в детском парке невозможно кататься на качелях. Я согласен, моя бабушка там еще каталась, когда их там построили. Сегодня нужно построить детский парк, и не как в Оргееве, у нас будет нормальный детский парк аттракционов, очень большой и очень красивый, в который с удовольствием не только Кишинев и север Молдовы приезжать будут, но и Румыния и Украина. Я успею построить такой парк в ближайшее время.
— Над проектом развития Бельц я работаю уже более 5–6 лет с европейскими партнерами, с партнерами из бывших стран СНГ. Когда приедут партнеры и инвесторы из разных стран, я им реально покажу город в ужасающем состоянии, я ничего скрывать не собираюсь, я им покажу город такой, какой он есть. Я им покажу план развития, этот план развития города нужно утвердить в градостроительном совете, на сессии и защитить в правительстве. Когда мы это утвердим, правительство увидит, что те 30-40 млн евро, которые выделяются городу на весь год, — это смешно и глупо. Тот план развития города, что мы составим, это на первом этапе уже минимум 2,5–3 млрд евро. Партнеры, если здесь все хорошо будет, ни один сюда не приедет, а вот если здесь плохо, то здесь место для бизнеса. Благотворительностью никто заниматься не будет. Бизнес требует заработков, но при этом они будут платить добросовестно налоги, и не будет никаких «крыш», никаких откатов и взяток.
О городском хозяйстве
— Почему «Бэлцьгаз» трубы все по городу, как сопли воздушные, вместо того, что они должны быть в земле. А в тариф, который вы платите, заложена цена на развитие сетей. Почему их не реконструируют и не загонят в землю? У нас ТЭЦ трубы неизолированные торчат по всему городу, а теплопотери вешают на население. Почему городские электросети торчат между столбами провода, может, их пора в землю загнать? Почему вы берете с населения деньги, господа электрики, а свои функции не выполняли, вы весь город загадили. Вы считаете, что примар будет один выполнять свои функции, а вы будете все время халтурить, собирая с нас бешеные тарифы за тепло, газ, электроэнергию и при этом не будете развивать сети, как полагается. Если меня изберут примаром, то все научатся работать, как положено и как заложено в тарифах, и приводить город в порядок вместе со мной.
О том, чей Крым
— Я в Крыму выполнил всю свою задачу в качестве министра промышленности больше, чем в полном объеме. Промышленность Крыма из 26 областей, она была на последнем месте, когда я ее принял. За пять месяцев я поднял ее на пятое место. Как президент Украины сказал, что Кирильчук сделал за семь месяцев больше, чем до него за десять лет. Уволился я по собственному желанию, по семейным обстоятельствам и переехал в Киев к семье. Я свои обязанности министра выполнил настолько великолепно, что по сегодняшний день никто не смог сделать больше и лучше, чем я.
У меня есть украинское гражданство, меня бы министром не назначили, если бы его не было. И в декларации моей указано, что у меня есть 2,6 гектара земли в Киеве, то есть я обязан иметь гражданство Украины.
На вопросы «чей Крым», я не хотел бы отвечать, на него еще в мире не могут ответить, президент Белоруссии Лукашенко не может на него ответить. Я не хочу вмешиваться в политику. А у меня в Крыму находится в центре города офисный центр площадью 2000 метров, стоимостью более 300 млн российских рублей, и у меня не только это есть. Поэтому Крым, наверное, мой! Те, провокаторы, которые пытаются задать мне вопрос «чей Крым?», не пытайтесь меня провоцировать, чтобы по украинским законам на меня завели уголовное дело. Моя совесть чиста, и я являюсь владельцем объектов в Крыму и мое отношение к Крыму и крымчанам всегда было, есть и останется положительным. У меня там много друзей, в том числе бельчанин Сергей Аксенов, и я к ним ездил и буду ездить, хотя многим это не нравится, но увы, такой Кирильчук.
О выборах и «бельцком вирусе»
— Я никогда не участвовал в парламентских выборах. В 2015 году я участвовал только в выборах в Бельцах. И я говорил, что команда, которая пришла — не справится, это не команда, а клуб по интересам. Я и сейчас не хотел участвовать, но, когда я похоронил маму и товарища Виктора Любченко, скоро будет год как, я понял, что так дальше жить невозможно. Это родной город, и я стал понимать в своем возрасте, что нужно что-то сделать для него.
Вы знаете, я состоятельный человек, мне и моим внукам хватит, мне ничего не нужно. Я решил пойти и помочь родному городу подняться и возродиться заново, встать с колен. Все в мире борются с вирусом ковида, а я считаю, что самый большой вирус в Бельцах — это вирус лжи, обмана, зависти, ненависти друг другу. Люди устали от политики, демагогии, фальши и лжи. Давайте прекратим эти интриги бельцкие, а то какой-то город интриг. Не думайте, что придет Кирильчук или придет Ротшильд какой-то, махнет палочкой, и мы начнем жить прекрасно. Так не будет. Мы вместе будем с вами работать, пахать, и вы будете вместе со мной трудиться на благо города.
А эти все сказки, которые вам рассказывают, что завтра Бельцы будут Лас-Вегас, а я вам скажу, что они из Бельц сделали Ласы-Бельцы, поэтому и люди покидают город. Я умею строить, я всегда поднимал и реанимировал все убитое, я профессионал в этом. И мы сделаем это вместе с вами. Если вы не умеете — я научу вас работать, а кто не хочет — заставлю. Другого метода не будет.
Записала Олеся Белая
Материалы рубрики публикуются при поддержке Ассоциации Promo-LEX при финансовой поддержке Агентства США по международному развитию (USAID). Мнения, выраженные в публикациях, принадлежат автору и не обязательно отражают позицию ассоциации Promo-LEX и USAID.
Если вы хотите продолжить получать честную и объективную информацию на русском и румынском языках, поддержите «СП» финансово на Patreon!
Помогите нам создавать контент, который объективно информирует и способствует положительным изменениям в Молдове. Поддерживая нашу независимость, вы помогаете развитию честной и качественной журналистики в стране.
Кроме того, что вы поможете нам, вы получите приятные бонусы в виде просмотра нашего сайта без надоедливой рекламы, а также подарков с логотипом «СП»: сумок, кружек, футболок и не только.