- Секреты Профессии
«Говорят, что я очень хорошо вожу». Бельчанка в 22 года работает водителем троллейбуса и удивляет всех
Николета Лупашку работает на втором маршруте. Ей доверяют выходить на линию первой. Она говорит, что это большая ответственность: «Нельзя никак отбиваться от графика, потому что все остальные уже ориентируются по тебе. Есть и пассажиры, которые ждут именно первый троллейбус. Они знают точное время, когда он приходит на их остановку, и разочаровывать их нельзя». Фото: Юрий Гагарин
«СП» продолжает серию материалов о бельчанках, профессии и занятия которых считаются нетипичными для женщин. Сегодня мы говорим с Николетой Лупашку (22) — самой молодой из бельцких водителей троллейбусов. Она рассказала, как пришла в профессию, как относятся к её работе родные, пассажиры и другие шофёры и что нравится в избранном ею деле.
Начинала кондуктором
Всё детство Николета провела в Бельцах и в Корлатенах, где бывало, жила у бабушки. Училась сначала в Корлатенах, а затем в республиканском лицее им. Иона Крянгэ. О том, что когда-то будет водить троллейбусы, никогда и не думала, пока не устроилась в Кишинёве работать кондуктором.
— В семье возникли некоторые проблемы, и мы на определённое время, с 2017 по 2020 год, переехали жить в Кишинёв. Там я почти сразу устроилась работать кондуктором в один из троллейбусных парков.
Работу предложила подруга, я согласилась. Она сказала, что работа лёгкая, народ хороший, понятливый. Работа, конечно, оказалась не такой уж и лёгкой, но в то же время очень интересной. Интереснее всего было находить общий язык с самыми разными людьми, видеть каждый день тысячи лиц.
Начав работать, я всё время заглядывалась в кабину к водителям, смотрела, как они работают, что и как делают, и в один момент я поняла, что вижу себя на их месте, за рулём, что это мне очень нравится.
Я поинтересовалась, как можно стать водителем, и узнала, что это возможно только с 21 года. Мне тогда было только 19. Когда уже было можно, я подала документы в транспортный колледж, где тогда обучали водителей. И 10 месяцев, с февраля по октябрь 2019-го я там изучала всё, что связано с троллейбусами. Начиная с пятого месяца обучения стала водить по Кишинёву троллейбусы, но без пассажиров.
Отучившись и сдав экзамены на категорию F, я ушла в декретный отпуск. Год спустя я вернулась в Бельцы, узнала, что муниципальному предприятию «Троллейбусное управление» требуются водители, и пошла устраиваться.
«Все удивились, когда я сказала, что пришла устраиваться водителем»
По словам девушки, поначалу начальство отнеслось к её желанию скептически, однако потом, увидев её решительность и способности, поменяло своё мнение.
— Я должна была зайти за подписью к директору предприятия. Господин Авраменко (Сергей Авраменко, директор МП «Троллейбусное управление.» — «СП») очень удивился, когда в ответ на его вопрос, кем я хочу работать, я сказала, что водителем. Он спросил, смогу ли я вообще управлять такими машинами, на что я ответила, что долгое время этому училась и готова и дальше учиться и перенимать опыт моих старших коллег. Тогда он улыбнулся, пожелал мне удачи и поставил свою подпись, попутно предупредив, что на предприятии всё строго, и поблажек не предоставляют никому, надо работать.
Сначала я два месяца проездила стажёром. За это время опытные инструкторы обучили меня вождению троллейбуса по всем городским маршрутам, но уже с пассажирами. Сначала ездила по пятому маршруту, потом по второму, первому и третьему. Кстати, стажировка оплачивается не хуже, чем зарплата действующего водителя.
Пассажиры удивлялись, когда видели меня за рулём. Помню, как ко мне подошла женщина и спросила, есть ли мне 18 лет. Другой пассажир спросил, какой у меня стаж. Когда я ответила, что только стажируюсь, он удивился и сказал, что вожу лучше многих других водителей.
Пройдя весь процесс стажировки с пассажирами, 15 февраля я стала полноценным водителем. Мне уже самой, без инструктора в кабине, доверили машину, доверили самой право принимать решения.
«Обычно из депо выезжаю первой»
На работы Николета выходит в первую смену. Начинается её рабочий день тогда, когда большинство горожан ещё спят.
— Обычно я приезжаю на работу за час до выезда. Это время трачу на осмотр машины, проверяю, всё ли в порядке, нет ли каких-нибудь неисправностей. Смотрю, чтобы были заменены угольные вставки на штангах токоприёмников [«рогах»].
Если я первая еду на «БАМ» (Николета работает в основном на «двойке». — «СП»), то выезд в 5.25—5.26.
Первой выезжать всегда ответственней всего. Нельзя никак отбиваться от графика, потому что все остальные уже ориентируются по тебе. Есть и пассажиры, которые ждут именно первый троллейбус. Они знают точное время, когда он приходит на их остановку, и разочаровывать их нельзя.
Начальство говорит, что ставят меня первой, потому что я более молодая и проворная. Больше всего сложностей с первым выездом возникает зимой, когда контактные провода замерзают и покрываются льдом. Если провода замёрзли, это приводит к очень быстрому износу угольных вставок. Бывает, что и по три раза за один круг приходится останавливаться и менять их. Хоть их замена — минутное дело, но всё равно неприятно. Но если их не менять, будет ещё неприятнее, причём всем. Если голый металл штанг будет тереться о провода, они долго не выдержат и могут порваться.
Как я уже говорила, выезжать первым — большая ответственность, и я рада, что это доверяют именно мне.
Замена угольных вставок на штангах — рутинная процедура для водителя троллейбуса. Но без этого провода могут оборваться. Фото: Юрий ГагаринСамое сложное — пробки в час пик и отношение людей к ограничениям в пандемию
Самое сложное в работе водителя троллейбуса в Бельцах — это пробираться сквозь пробки в часы пик.
«Сложно из-за того, что почти никто из водителей машин не хочет пропустить тебя, когда ты выезжаешь с остановки. Все пытаются протиснуться первыми, не обращая внимание на то, что ты везёшь десятки людей, которые опаздывают на работу, в школу, на важную встречу. Своя рубашка им ближе к телу, и хоть в ПДД и есть такое правило, что общественный транспорт должны пропускать при выезде с остановки, на деле почти никто его не соблюдает.
Я стараюсь избегать любых аварийных и конфликтных ситуаций, так как для меня важнее всего — довезти в целости и сохранности тех людей, которые доверились мне, сев в мой троллейбус.
Стараюсь ни с кем не ругаться: ни с таксистами, ни с водителями маршруток или автобусов. У нас [водителей троллейбусов] не очень хорошие отношения с водителями 25-го автобусного маршрута, но и с ними я нахожу общий язык. Они со мной здороваются, иногда пропускают вперёд.
Больше всего от пробок страдает второй маршрут, на котором я работаю.
Что касается ограничений, связанных с пандемией коронавируса, здесь пассажиры не очень понятливые, пытаются набиваться в салон. С этим стало проще, когда на остановках вновь появились карабинеры. Люди не понимают, что, во-первых, они подвергают опасности себя, а во-вторых, за это могут оштрафовать нас. Люди не очень понятливые. Да, многим нужно на работу, в школу, но есть и такие, кому просто нечего делать дома, и они выходят покататься. Становится обидно за тех, кто из-за таких пассажиров опаздывает. Мы надеемся на ответственность людей.
Читайте также: «Люди обозлены, но я их понимаю». Бельцкий кондуктор — о трудностях работы в пандемию
Коллеги поддерживают, пассажиры хвалят, кое-кто даже пытается познакомиться
Какого-то плохого отношения к себе из-за своей молодости и неопытности Николета не ощущает. Наоборот, старшие коллеги всегда готовы помочь, подсказать, подбодрить.
— У нас отличный коллектив. Старшие коллеги всегда готовы помочь. Самое трудное для меня — поставить на место зеркала троллейбуса после мойки. Их снимают, чтобы мойка не отломала. Они расположены слишком высоко, и мне с моим ростом к ним не дотянуться. Когда я по утрам обращаюсь за помощью к коллегам, ещё ни разу мне не отказали. Все очень дружелюбные, понятливые. Могут помочь советом.
Кондукторы, с которыми я работаю, тоже очень дружелюбные люди. Всегда готовы поддержать, подбодрить.
Пассажиры бывают разные, но чаще всего они довольны, хвалят, говорят, что я очень хорошо вожу, что не ожидали, что такая молодая девушка так может. Бывает, что и крикнет кто-то «Не картошку везёшь!», когда приходится порезче затормозить, когда тебя подрезает очередная спешащая куда-то легковушка.
Нередко пытаются познакомиться парни. Бывает, что на светофоре опускают стёкла машин и спрашивают, как меня зовут, подходят на остановках, карабинеры очень часто заговаривают.
Даже сегодня был случай. Стою я, переставляю штанги, чтоб поехать на восьмой квартал, и мужчина остановился, предложил свою помощь. Такое происходит часто. Было, что парень целых два круга простоял возле моей кабины, и когда я вышла на конечной остановке, подошёл знакомиться. Я ему ответила вежливо, но таких знакомств я избегаю.
Бывает, встречаются в троллейбусе знакомые, бывшие однокласники. Все они очень удивляются, увидев меня за рулём. Кто-то говорит, что гордится мной.
Николета говорит, что работа водителя троллейбуса ей очень нравится и ходит она на неё как на праздник. Фото: Юрий ГагаринРодители пытались отговорить
В семье Николеты к её желанию стать водителем троллейбуса отнеслись с опаской.
— Мама до сих пор боится. Знает, что у нас в бельцах много машин, и частенько звонит, чтобы узнать, как у меня дела, не случилось ли чего. Немного успокоилась только после того, как несколько раз побывала в качестве пассажирки в моём троллейбусе. Сказала, что теперь ей спокойнее, что я хороший водитель.
Отец не ехал со мной ни разу, но частенько встречаемся с ним на дороге. Он тоже водитель, возит семейных врачей в одном из центров здоровья. Поначалу он относился к моей идее с осторожностью, пытался отговаривать, не верил, что я действительно сяду за руль троллейбуса, но теперь, когда стал постоянно видеть меня в городе, говорит, что теперь он во мне полностью уверен.
Но главное, что мне нравится моя работа, я прихожу на неё с удовольствием. Да, бывает трудно, потому что это большая, тяжёлая техника. Постоянно нужно менять угольные вставки, переставлять штанги, придерживаться графика, но это обычные рабочие моменты, и я стараюсь относиться ко всему этому, как профессиональный водитель, и превозмогать все трудности по мере их появления.
Водить троллейбус — это очень ответственная работа. Нужно постоянно быть очень внимательной. Брать на себя ответственность за людей, которых везёшь. Это не сильно сложно, но и не очень легко. Ещё не нужно забывать про то, что у тебя в руках далеко не легковушка, габариты тут совсем другие. А самое главное — не забывать, что на первом плане у нас всегда наш пассажир.
Сергей Паскарь
Читайте также:
«На такой работе закаляется психика». Бельчанка более 10 лет работает тюремным надзирателем
Если вы хотите продолжить получать честную и объективную информацию на русском и румынском языках, поддержите «СП» финансово на Patreon!
Помогите нам создавать контент, который объективно информирует и способствует положительным изменениям в Молдове. Поддерживая нашу независимость, вы помогаете развитию честной и качественной журналистики в стране.
Кроме того, что вы поможете нам, вы получите приятные бонусы в виде просмотра нашего сайта без надоедливой рекламы, а также подарков с логотипом «СП»: сумок, кружек, футболок и не только.