- Сравнение Полезно
Опыт Эстонии для Молдовы: как маленькой стране стать «цифровым тигром» и сэкономить 2 % ВВП
Подать заявку на открытие бизнеса за 15 минут, отправить налоговую декларацию в перерыве между подачей блюд в ресторане, с телефона проглядеть оценки детей за сегодня, проголосовать на выборах в отпуске на море. Эти и множество других государственных услуг Эстония смогла воплотить в полностью цифровом варианте. Жители страны говорят, что это удобно и экономно. Как бывшая союзная республика добилась успеха в этой сфере, выяснял главный редактор «СП» Руслан Михалевский.
«Все удобно, просто и логично»
Ион Брага живёт в Эстонии с 2008 года, когда он поступил на учёбу в местный вуз. Сейчас работает в местном Агентстве занятости. Гражданства Эстонии у него нет — от паспорта Молдовы Ион отказываться не собирается. В Эстонии у нашего земляка лишь вид на жительство. При этом он имеет доступ ко всем государственным услугам и социальным правам, которые есть у граждан Эстонии. Кроме одного: права выбирать депутатов парламента.
Ион показывает нам, журналистам из Молдовы*, своё разрешение на временное пребывание. Это пластиковое удостоверение размером с банковскую карту, похожее на молдавские «булетины» нового образца. Главное его отличие — чип. Такой документ в Эстонии называют ID-картой. Он открывает доступ к всем государственным услугам, которые на 99 % работают онлайн.
По сути, ID-карта — это документ эстонца «всё в одном». С его помощью можно поставить электронную подпись в документах, оплатить налоги, проверить свои пенсионные начисления, увидеть записи в своей медицинской карточке у семейного врача и получить электронный рецепт на лекарства, проголосовать на выборах из дому или из-за границы, оформить кредит или сделать перевод в банке, свободно ездить по Шенгенскому пространству. И это лишь малая часть списка.
Чтобы пользоваться этой ID-картой, необходимы специальное считывающее устройство, компьютер и доступ в Интернет. Ключом доступа служит идентификационный номер плюс нужно ввести PIN-код. Те же операции возможны на мобильном телефоне — с помощью специальной СИМ-карты, которые выдают операторы связи.
Ион Брага говорит, что никаких сложностей эта система не вызывает. «Государственные услуги в Эстонии открыты и доступны для людей. Все удобно, просто и логично. Видя, как всё доступно в Эстонии, я с трудом уже понимаю, как в Молдове мог по несколько часов проводить на почте или полдня в паспортном столе, чтобы оформить документы», — делится Ион.
Ион Брага живет в Эстонии 11 лет. По его словам, к удобству электронных услуг привыкаешь очень быстро. Фото: Руслан Михалевский
В «цифре» и подача налогов, и оценки детей
Слова нашего соотечественника о простоте эстонских электронных услуг и системы ID-карт подтверждает Каупо Рееде, глава департамента экономического развития при Министерстве экономики и коммуникаций Эстонии.
«Я был в поездке в Германии. За три минуты с мобильного телефона я подал декларацию о подоходном налоге. Это было между сменой блюд в ресторане», — рассказывает наш собеседник.
Имея ID-карту, он через специальный портал может даже просматривать оценки своих детей и замечания учителей в школе. В Эстонии нет нужды в бумажных дневниках — они, как и медкарточки и рецепты у врача, электронные.
В Эстонии только три публичные услуги нельзя получить онлайн: заключение брака, развод и купля-продажа недвижимости. Они требуют физического присутствия людей, поскольку государство не хочет поощрять поспешные решения граждан в семейных вопросах и стремится избежать случаев мошенничества в операциях с собственностью.
Как отмечает Каупо Рееде, благодаря переводу публичных услуг на электронные рельсы, Эстония экономит ежегодно 2 % своего ВВП: это бумага, расходные материалы, доставка и, конечно же, время.
И ещё один факт, на который обращает наше внимание господин Рееде: Эстония занимает первое место в мировом рейтинге цифрового развития (или дигитализации) и лидирует по темпам внедрения цифрового правительства.
Цифровая ID-карта, подключенная к компьютеру через карт-ридер. Фото: e-estonia.com
Четыре эстонских «единорога»
Другое достижение, которым Эстония обязана в том числе и электронным услугам, — приток инвестиций.
Каупо Рееде рассказал о том, как открывается бизнес в Эстонии: «Чтобы подать онлайн-заявку на открытие своего дела, потребуется 15 минут, если есть ID-карта. В течение пары дней ваша заявка рассматривается, и вы получаете регистрационное удостоверение. Нужно внести госпошлину в 118 евро. Минимальный уставный капитал — 2560 евро, но эти деньги не обязательно иметь в день регистрации бизнеса. Их можно внести, когда заработаете».
Простота открытия и ведения бизнеса, прозрачность госструктур привлекают эстонцев, которые прежде уехали на Запад, и иностранцев, среди которых немало и россиян.
Одной из наиболее развитых отраслей эстонской экономики стала IT-сфера. Её развитию способствовало государство: оно запустило программу поддержки стартапов (то есть компаний с инновационными, прорывными идеями), увеличило квоту для рабочей силы в области IT из-за рубежа. Результатами этой политики эстонцы гордятся: продукты высоких технологий занимают четвертое место в структуре эстонского экспорта, четыре эстонских предприятия вошли (а ещё два — близки к этому) в число мировых «единорогов». Так называют стартап-компании, чья капитализация за пять лет достигла $1 млрд.
К числу «единорогов», начавших свою историю в Эстонии, относится и компания Skype Technologies, создавшая известную почти каждому программу для общения через интернет. В 2011 году корпорация Microsft приобрела Skype за $8,5 млрд.
Цифровые реформы Эстонии на линии времени. Каждый год перечень цифровых услуг пополняется. Иллюстрация: e-estonia.com (кликните по изображению, чтобы увеличить)
Безопасна ли всеобщая дигитализация?
Айн, водитель из Таллина лет 55-ти, говорит, что цифровые услуги через ID-карту ему кажутся удобными. Но вопросы вызывает электронное голосование. Он подозревает, что нынешняя правящая в Эстонии партия могла бы «улучшить» свой результат некими цифровыми уловками.
Представители государственных и неправительственных структур придерживаются другого мнения: цифровая трансформация Эстонии, наоборот, привела к большей степени прозрачности в публичном управлении. А когда всё открыто, смошенничать на выборах или, допустим, при проведении тендеров гораздо сложнее.
«Все шаги чиновников записаны в системе. В любой момент можно узнать, кто и к каким данным получил доступ», — объясняет Аннет Нума, представитель центра инноваций e-Estonia.
Рядовой гражданин через свой личный кабинет в этой системе может проверить, кто изучал его личные данные: штрафы, истории болезней, налоговые отчисления и т. д. За несакционированный доступ к данным людей госслужащих увольняют и привлекают к уголовной ответственности.
Аннет Нума добавляет, что система электронного правительства в Эстонии устроена так, что если кто-то атакует какой-то сегмент данных, то к остальным данным доступа у него уже не будет.
В Эстонии заботятся и о физической сохранности информации. В 2007 году 58 сайтов правительства, банков и СМИ Эстонии подверглись масштабной кибератаке извне. И нигде данные не были утеряны. Это благодаря тому, что Эстония хранила резервные данные в своих посольствах за рубежом.
Более того, в 2017 году Эстония первой в мире объявила об открытии data embassy — «посольства данных» в Люксембурге. Это серверы с резервными копиями важнейшей информации, место хранения которых за рубежом считается суверенной территорией Эстонии — как обычное посольство.
Представитель центра инноваций e-Estonia Аннет Нума рассказывает молдавским журналистам, как Эстония стала "цифровым тигром" на мировом уровне. Фото: Руслан Михалевский
Благодаря чему стал возможным цифровой успех Эстонии?
Все, с кем мы говорили, обращали внимание, что успехи страны в цифровой сфере обусловлены решимостью и последовательностью эстонского общества.
«Важны не деньги и технологии. Важны понимание, менталитет людей. И важны лидеры, которые готовы брать себя необходимые решения», — говорит Аннет Нума из центра инноваций e-Estonia.
В Эстонии разработали свою политику, даже философию цифрового общества, которую разделяют и граждане, и бизнес, и правительство. Один из важных принципов такой философии: свободный доступ к интернету — неотъемлемое социальное право каждого жителя Эстонии. С другой стороны, это и обязанности: ту же ID-карту обязаны иметь все постоянно живущие в Эстонии.
Эту политику в стране планомерно внедряли с 1994 года, когда правительство приняло первое решение о цифровом обществе. Хотя опасений и рисков было много.
А о менталитете как части цифрового успеха Эстонии писала президент страны Керсти Кальюлайд в своей статье для международного издания Quartz «Эстония управляет своей страной как технологическая компания».
«Правительства должны научиться предоставлять общественные услуги так же эффективно, как Amazon продает книги <…>. По какой-то необъяснимой причине люди обычно ожидают лучшего обслуживания от частных компаний, чем от своих правительств. Это не относится к нашим гражданам в Эстонии. Они ожидают многого от своего правительства и постоянно требуют от нас совершенствования и инноваций», — объясняет президент Эстонии.
P. S. В 2014 году в Молдове начали выдавать электронные удостоверения личности, схожие по функциям с эстонскими. Получать их граждан не обязывают. Стоимость выдачи такого «булетина» почти в пять раз дороже обычного (700 леев против 130-ти). Данных о том, сколько человек сегодня имеют такие документы, в открытом доступе мы не нашли.
Руслан Михалевский
* Ознакомительный визит в Эстонию для региональных журналистов Молдовы организовала Делегация ЕС в Молдове.
Если вы хотите продолжить получать честную и объективную информацию на русском и румынском языках, поддержите «СП» финансово на Patreon!
Помогите нам создавать контент, который объективно информирует и способствует положительным изменениям в Молдове. Поддерживая нашу независимость, вы помогаете развитию честной и качественной журналистики в стране.
Кроме того, что вы поможете нам, вы получите приятные бонусы в виде просмотра нашего сайта без надоедливой рекламы, а также подарков с логотипом «СП»: сумок, кружек, футболок и не только.