- Собственной Персоной
Иоланта МУРА: «Успех — это не про бизнес, индустрию или компанию, это про вас и ваше состояние души»
Иоланта Мура провела детство и юность в Бельцах, получила образование в Румынии. Она попробовала себя в разных видах деятельности: как преподаватель, адвокат, бизнесмен, член совета директоров Американской торговой палаты в Молдове и Экономического совета при Президенте РМ, блогер и телеведущая, одна из немногих женщин, возглавлявших крупный бизнес с иностранным капиталом в Молдове.
Иоланта Мура рассказала «СП» о своем пути, месте женщины в крупном бизнесе и том, почему не любит молдавских политиков.
О детстве и юности…
— Иоланта, расскажите о вашем детстве. Кто оказал на вас влияние в вашем становлении?
— Я родилась в семье учителей: бабушка и мама — филологи, отец — физик, а дедушка преподавал историю и французский язык. У нас дома была собрана большая библиотека, так что читала я много, как и все члены моей семьи, хотя каждый отдавал предпочтение определенным писателям, жанрам, эпохам.
Дедушка получил образование в Бухаресте, был особенно увлечен античной историей, философией, литературой, играл на скрипке, пианино, обладал прекрасными ораторскими способностями. Бабушка — это нечто особенное: осетинка из Владикавказа с греческими корнями, человек, который благородство, достоинство и преданность ставил превыше всего. Я, кстати, проводила с ней очень много времени, особенно каникулы. Помню, она благосклонно «закрывала глаза» на то, что спать я ложилась в 3 часа утра из-за моего увлечения книгами. А рано утром мне не было пощады, так как надо было делать зарядку и идти на пробежку. Как же я ей благодарна за эту «осетинскую закалку»!
Иоланта вместе с бабушкой Бигулаевой Ольгой Ильиничной.
Что касается мамы, то ее конек — зарубежная литература, история и философия. Философию она изучала в Академии наук, будучи там аспиранткой, и, скажу вам, ей было нелегко «метаться» между Бельцами и Кишиневом, ведь мне тогда было всего лишь 7 лет. Хотя мне 7-летней могут позавидовать многие подростки нашего времени, настолько я была самостоятельной, ответственной, целеустремленной, но в то же время и жизнелюбивой. Так что, да, семья оказала огромное влияние на формирование моей личности, думаю, и гены сыграли свою роль.
В первом классе, 1983 год.
— Вы окончили русскую школу в Бельцах в 1993 году, но уехали учиться в Румынию. С какими сложностями пришлось столкнуться? Почему выбрали карьеру юриста?
— Училась я в отличной русской школе № 2 им. А.С. Пушкина, где фундамент моей личности, заложенный дома, только укрепился, а знания нашли практическое применение. Кстати, именно там я начала заниматься шахматами, что было дополнительной нагрузкой к моему уже насыщенному графику: учеба, продленка, научные общества, дополнительные занятия, общественная работа, олимпиады, и т д. Училась я на отлично, отдавала предпочтение многим предметам, поэтому профессию выбрать было сложно. Бабушка хотела видеть меня хирургом, так как она, проучившись три года в мединституте, была вынуждена прекратить учебу из-за смерти своей матери. Но я влиянию поддаюсь плохо и после долгих раздумий решила стать юристом, а именно адвокатом, дабы бороться за справедливость. Позже уже в университете я поняла, что юриспруденция как нельзя лучше подходит к моему аналитическому складу ума, и выбор профессии оказался правильным!
Скажу честно, учеба в Румынии не была моим решением. Незнание румынского языка и расстояние давили на меня тяжелым камнем. Однако родители подсказали, что образование там качественнее, и вот я на поезде еду в далекую Трансильванию начинать новый период своей жизни (я выпускник университета «Lucian Blaga» г. Сибиу). Первый год было безумно трудно, на парах я сидела за первой партой, не сводила глаз с преподавателей и… ничего не понимала. Пришлось выпрашивать подготовительный год, по окончании которого румынский завладел моим мозгом и не просто так, а с характерным акцентом Ардяла. Так что, хотя приехала я в Румынию как «русоайка», уезжала через 11 лет как румынка, преподаватель университета и член Гильдии Адвокатов Румынии. Этот этап был особенно важным в моей жизни, за что я благодарна родителям, моим румынским друзьям и коллегам.
— Часто ли вы бываете в Бельцах? Что изменилось в городе, с тех пор как вы уехали из него?
— Бельцы я посещаю крайне редко, приезжаю на могилу бабушки. С тех пор как мама переехала в 2012 году в Кишинев, меня связывают с городом моего детства и юношества разве что воспоминания. Я помню Бельцы именно таким, каким он был в период моего проживания в нем, другим не получается запомнить, так как значимых изменений к лучшему за время моего отсутствия не произошло.
О пути в бизнесе и стереотипах…
— Как и почему вы оказались в бизнесе?
— Можно сказать, что в бизнесе я была с самого начала карьеры — обеспечивала юридическую поддержку бизнеса. Большинство моих клиентов в Румынии были юридическими лицами, среди которых немало крупных иностранных инвесторов, как например Rosia Montana Gold Corporation. В Молдове как юрист я работала в области микрофинансирования, телекоммуникации и развития средних и малых предприятий. Адвокатом в Молдове я быть не хотела из-за коррумпированности и хаоса в судебной системе.
В один прекрасный день я осознала, что бизнес многогранен и чрезвычайно интересен, а я могу перейти на следующий уровень своего карьерного роста.
Киев, с коллегами из «British American Tobacco Украина». 2013 г.
— Вы долгое время проработали в крупном бизнесе: телекоммуникации, табачная индустрия, нефтепродукты. Приходилось ли вам сталкиваться со стереотипами, что женщине в этих сферах не место?
— Наша жизнь полна стереотипов и дискриминации, я это осознала очень рано, ведь из дома я уехала в 17 лет. Конечно, в наше время с этим борются во многих странах и в разных областях, и эта борьба иногда даже продуктивна.
Для меня не было шоком узнать, что и в бизнесе есть стереотипы и дискриминация и что некоторые профессии и индустрии «не являются женскими». В молдавском бизнесе доминируют мужчины (72%), а зарплаты женщин, включая менеджеров, на 12% ниже, чем зарплаты мужчин в тех же сферах. Кстати, в 2016 году, когда два национальных издания признали меня топ-менеджером года, было проведено исследование, согласно которому я являлась единственной женщиной — руководителем крупного бизнеса с иностранным капиталом в нефтяной отрасли. Тогда я была генеральным директором компании Bemol Retail в Молдове, занимающейся продажей нефтепродуктов.
С командой Bemol на свой день рождения 19 сентября 2016 г.
— Есть ли ограничения в сферах бизнеса, где женщина не сможет сделать карьеру? И наоборот, где женщина может быть успешнее мужчин?
— Для меня нет деления на мужской и женский бизнес, сферы деятельности или стили управления, есть лишь профессионализм. Поэтому, если вам нравится то, чем вы занимаетесь, вы уверены в себе, знаете свое дело, являетесь профессионалом — вы успешный человек. Продолжайте в том же духе. Если вам не нравится ваша работа, вы не получаете от нее удовольствия, драйва, кайфа — меняйте, пока не поздно. Успех — это не про бизнес, индустрию или компанию, это про вас и ваше состояние души, независимо от пола.
О вызовах и желании перемен…
— В 2017 году вы запустили на телеканале TV8 свой проект «BUSINESS INSiDER с Иолантой Мура». Что значит этот проект для вас, будет ли он продолжен?
— Проект «BUSINESS INSiDER с Иолантой Мура» — это еще один вызов в моей жизни. Работая в бизнесе, я поняла, что наши сограждане не всегда понимают все тонкости этой области, а также роль, которую он играет в рыночной экономике. Так появилась идея проекта, который бы приоткрыл завесу на кухню молдавского бизнеса и не только, так как среди приглашенных были и известные зарубежные личности.
Эта передача стала моим «крещением» в телевизионном бизнесе, дебютом на телевидении. Я благодарна судьбе за предоставленную возможность попробовать что-то новое. Этот проект был поставлен мною на ноги с нуля: концепт, финансирование, команда, камеры, освещение, партнеры, приглашенные. Хочу поблагодарить команду и партнеров, без которых идея ТВ-шоу о бизнесе не стала бы реальностью. Проект был приостановлен по семейным обстоятельствам, в связи с моим переездом в США, как только вернусь на Евразийский континент, обязательно подумаю над его продлением.
С будущим мужем Бенжамином Вильямсом на вручении премии «Человек года» в категории менеджмент за 2016 год. Свадьба состоялась в 2017-м.
— В одном из интервью вы сказали: «Молдова слишком долго уже имитирует бурную деятельность по строительству процветающего государства, забыв заложить фундамент такового». Что, на ваш взгляд, нужно изменить в стране, чтобы заложить фундамент успешного государства?
— Если ответить одним словом, то изменить нужно ПОДХОД. Я вплотную наблюдаю за Молдовой с 2004 года после моего возвращения из Румынии. Какие проблемы были тогда, в каких областях? Коррупция, правовое государство, судебная система, бедность, развитие бизнеса, привлечение инвесторов, исход граждан, инфраструктура. Какие проблемы сейчас? Те же плюс подмоченная репутация после кражи миллиарда! Мне раньше было обидно, когда иностранцы ничего не знали о Молдове. Сейчас я предпочитаю те времена, вместо «А-а-а-а, это у вас миллиард украли из банковской системы!».
Все эти годы Молдовой правили, управляли, бурно реформировали и шли к «светлому будущему». Больших целей и стратегии страны у нас не было, все работали среднесрочно (на 4 года от выборов до выборов), либо и того меньше и по принципу «после нас хоть потоп», в критические моменты разыгрывалась карта «геополитического расположения» или «русские танки»! Так больше не может и не должно продолжаться, и это поняли уже и доноры, и партнеры по развитию. У Молдовы нет будущего без существенных изменений в вышеуказанных областях, а для этого нужна последовательная государственная политика, нацеленная на результат! Тут многое можно и нужно позаимствовать из области бизнеса.
О себе в политике…
— Вы критикуете молдавские власти, предлагаете идеи, как сделать Молдову привлекательной для инвесторов. А сами вы видите себя в политике? Возможна ли партия бизнесменов под руководством Иоланты Муры?
— Да, я действительно критикую молдавские власти, причем все, с момента провозглашения независимости Республики Молдовы, и именно за ориентацию на процесс, а не на результат, за то, что я называю имитацией бурной деятельности. Я человек действия и твердо считаю, что каким бы тяжелым и долгим ни был процесс, если он в конце не приводит к конкретному, измеримому результату, то все напрасно, все — трата времени и мы уже потеряли ни больше, ни меньше, а целых 27 лет.
Я пробовала себя в молдавской политике на парламентских выборах 2005 года и знаю не понаслышке, насколько это неблагодарное и неблагородное дело. Это типа некого местечкового бизнеса, без стратегии, принципов, инструментов и прозрачности, с одним лишь желанием «навариться». Именно поэтому пока я не вижу себя в молдавской политике, ведь с волками жить — по-волчьи выть, а в данном контексте эта поговорка носит особо печальный характер.
— Кто в итоге сделает Молдову процветающим государством: политики или бизнесмены?
— Люди.
Я не люблю шаблоны. Кто сказал, что бизнесмен — это хорошо, а политик — плохо? Политик может быть профессионалом, так же как бизнесмен — шаромыжником. Причем у нас в политике немало было и есть бизнесменов. И что?
Помните классиков: «Человек — это звучит гордо», «В человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли…». Для Молдовы сейчас жизненно важно, чтоб политик, кроме образования и опыта, обладал такими качествами, как честность, порядочность и принципиальность. И еще, давайте не будем забывать, что спасение утопающего, это и дело самого утопающего, а значит, граждане Молдовы должны перенастроить линейку своих избирательных ценностей, так как именно их выбор определяет будущее Молдовы.
— Иоланта, вы родились и выросли в Молдове, учились и работали в Румынии, продолжили карьеру в Украине, а сейчас проживаете в США. Гражданином какой страны вы себя ощущаете?
— Мне нравится философский космополитизм и выражение «Гражданин мира», и я думаю, рано или поздно мы к этому придем. Я действительно жила и работала долгое время в трех странах, а США — моя 4-я страна проживания. Я рано стала путешествовать и посетила немало стран. После распада СССР это было просто умопомрачительно интересно, и я не могла остановиться. Есть страны, где мне нравится кухня, другие, где нравится морское побережье или горы, люди, правила и законы, либо архитектура, морепродукты, вино и т д. Не перестаю удивляться, как многолик этот мир, и приучаю к этому свою дочь, которая путешествует вместе со мной.
Я люблю Молдову, свою родину, я никогда об этом не забывала и не забуду, но молдавские реалии мешают мне чувствовать себя комфортно у себя на родине. Коррупция, нанашизм, кумэтризм, двойные стандарты, отсутствие конструктивной критики и уважения друг к другу не совпадают с моим мировоззрением. В принципе, я не стремлюсь жить в одной стране, мне нравится разнообразие.
С мужем и дочерью, Кишинев, 2017 год.
О роли миграции и мигрантов…
— Сейчас вы начали проект «Voci indepartate» в социальных сетях, в которой граждане Молдовы, уехавшие в другие страны, делятся своей историей, своим видением Молдовы, планами. Некоторые с ностальгией говорят о желании вернуться сюда, но признают, что на самом деле не вернутся. Является ли, на ваш взгляд, трагедией для страны массовый исход граждан? Потеряны ли эти люди для государства или они еще могут что-то изменить в Молдове?
— Нужны ли они Молдове?
«Voci indepartate» — это увлечение для души, чистой воды энтузиазм. На данный момент, это проект об уроженцах Молдовы, которые находятся в США. Мы часто в Молдове говорим о диаспоре, о людях, которые живут и учатся за границей, об их роли в молдавском будущем. А знаем ли мы этих людей, о чем они думают, чего они хотят?
Мне очень интересно встречаться и разговаривать с этими людьми, у них совершенно разные взгляды, увлечения, профессии, но их объединяет то, что однажды они вышли из зоны комфорта и решили изменить свою жизнь. Для меня все они — успешные люди, независимо от рода деятельности и дохода.
Нужны ли они Молдове? Очень нужны. Осознает ли это Молдова? Сомневаюсь. Потеряны ли они для государства? Определенная часть — да. Все же для меня было открытием то, что большая часть готова вернуться в страну, но, естественно, при определенных условиях, а именно: прогрессе в тех областях, о которых мы с вами говорили ранее. Молдова находится в патовой ситуации, когда даже собственные граждане ей не доверяют, и это наша национальная трагедия, которая ведет к оттоку граждан.
— Интервью выходит накануне новогодних праздников. Что бы вы хотели пожелать нашим читателям, стране?
— Новый год у меня, как и у многих людей, ассоциируется с началом чего-то нового, прекрасного и желанного! Обычно мы надеемся, что кто-то на сей раз изменит наш мир к лучшему, подарит нам хотя бы частичку долгожданной мечты, решит наши проблемы, но это не происходит и не произойдет, пока мы не поймем, что не кто-то, а именно каждый из нас способен осуществить благородные намерения. Поэтому не забывайте, что мы сами кузнецы нашего счастья и, что 2019 — год выборов в Молдове! Пусть этот год станет для нас предтечей великого изменения, которое озарит лица людей счастливой улыбкой!
С вручения премии «Бизнес-леди года», журнал «Акварель», 2016 год.
СамоПредставление
Появилась на свет 19 сентября 1976 года в поселке Светлый Чадыр-Лунгского района. Практически сразу после рождения семья переехала в Бельцы.
Родилась и выросла в СССР, с красным дипломом русской школы в 17 лет уехала учиться в Румынию, где провела 11 лет, пять из которых с утра в судах как адвокат, а после — в университетах как преподаватель.
В 2010 посмотрела на бизнес глазами “не юриста” — и понеслось. Неоднократно уезжала и возвращалась в Молдову, последний раз вернулась в январе 2015 года из Киева, перетянули в Bemol из табачной индустрии, куда переманили из молдавского офиса Всемирного банка.
Активничала в разных бизнес-ассоциациях, была членом Экономического совета при Президенте РМ и 7 лет членом совета директоров AmCham (Американской торговой палаты в Р. Молдова).
Меняла в своей жизни многое и часто вдохновляла других не бояться изменений.
2017 год — разработала и запустила авторский телевизионный проект «BUSINESS INSiDER с Иолантой Мура». Сейчас временно проживаю в США.
Замужем за американским дипломатом Беном Вильямсом. Воспитываю дочь Илону.
Марина Морозова
Фото из архива И. Мура
Если вы хотите продолжить получать честную и объективную информацию на русском и румынском языках, поддержите «СП» финансово на Patreon!
Помогите нам создавать контент, который объективно информирует и способствует положительным изменениям в Молдове. Поддерживая нашу независимость, вы помогаете развитию честной и качественной журналистики в стране.
Кроме того, что вы поможете нам, вы получите приятные бонусы в виде просмотра нашего сайта без надоедливой рекламы, а также подарков с логотипом «СП»: сумок, кружек, футболок и не только.