- Сплошная Политика
«Есть идея единого иска Грузии, Украины и Молдовы по оккупированным территориям»
Под таким заголовком на прошлой неделе украинское издание «Цензор.НЕТ» опубликовало большое интервью со спикером парламента Молдовы Андрианом Канду. «СП» приводит основные тезисы этой беседы.
О предстоящих выборах и конкурентах
«Мы будем усиленно трудиться перед выборами и во время выборов. Думаю, нам удастся добиться того, чтобы социалисты получили не такой уж и высокий результат. И у них не будет большинства. А мы вместе с остальными демократическими силами сможем сформировать большинство и совместно работать как в парламенте, так и в правительстве».
О «краже миллиарда» и политических рейтингах
«То, что произошло с финансовым и банковским секторами, связано не только с кризисом. Коррупционные скандалы, конфликты внутри коалиции… Все это оказало негативное влияние на проевропейские идеи. Люди были очень разочарованы. В 2009-м они были преисполнены надежд в отношении проевропейских партий, которые только-только пришли к власти. Большинству из этих надежд суждено было разбиться. Это было ясно уже в 2015-м. Тогда у нас был затяжной политический кризис, за год сменилось 4 правительства. И как раз на волне этого разочарования Додон победил на выборах, а социалисты получили большую поддержку».
Об унионизме
«Сегодня проунионистов — не больше 17-20%. Они всегда активизируются и популярны при кризисах. Когда кризис проходит, когда всё входит в свое русло, эти крайности уже не являются такими активными».
«У меня румынское гражданство еще с 1994 года, когда я учился в Румынии. И это не означает, что я не люблю свою страну, Молдову. И это не означает, что я не патриот Молдовы. Я присягнул Молдове. И всё, что я делаю каждый день, я делаю для Молдовы».
«Нет, я не считаю себя унионистом. <…> Прямое присоединение в самом плохом варианте означает гражданскую войну с жертвами, а в самом хорошем — присоединение нескольких сел, районов или половины Кишинева. И еще в Конституции у нас написано, что при принятии каких-то решений о присоединении Молдовы, скажем, к Румынии, гагаузы имеют право на самоопределение. И это означает развал Республики Молдова».
О Приднестровье
«Вывод российских войск — это не обсуждается между нами и Приднестровьем. Это должно обсуждаться на большом уровне. Нужно требовать от США, от ЕС, от ОБСЕ более решительных действий. Как мы можем еще продвинуться? Иногда с Украиной и Грузией находим решения. Кроме санкций, у нас появилась идея — мы хотим, чтоб международная компания оценила потери всех трех государств от оккупации территорий, и сформируем кейс судебный… Единый иск в какой-то международный суд. И получим, может быть, и миллиарды. Пока мы обсуждаем такой вариант».
«В следующие месяцы мы хотим добиться решения ООН о выводе российских войск из Приднестровья. Конечно, Россия завтра этого не сделает. Но это ещё один юридический инструмент, позже это поможет нам обратиться в какие-то международные суды».
О роли олигархов в переговорах по Приднестровью
«У нас были хорошие результаты достигнуты за счет того, что мы держали вне переговоров Россию, в первую очередь. Первые обсуждения были между Плахотнюком и Гушаном (приднестровский олигарх, президент холдинга «Шериф». — «СП») о том, что нужно находить решение. Мол, давайте создадим комитеты и экспертные группы официальные, но работать будем "discreet". То есть без огласки. Эксперты и правительственные группы с обеих сторон встречались, но работали конфиденциально. И когда уже проработали протоколы, не подписали, приготовили все решения, за две недели до встречи в Вене, сказали: "Все, мы нашли решение!". И тогда уже мы проинформировали всех членов формата "5+2" (Молдова и Приднестровье – стороны конфликта, ОБСЕ, Россия и Украина – посредники, ЕС и США – наблюдатели). Все были в шоке, особенно Россия».
О дружбе Плахотнюка с Порошенко
«Я никогда не встречался с вашим президентом, но я в команде Плахотнюка. И я знаю, что у них очень хорошие дружественные отношения. Дружба возникла не сегодня, не вчера, а длится уже многие годы. Я думаю, что хорошие отношения между Молдовой и Украиной — не только из-за того, что есть новые подходы и есть новые условия для хороших отношений, но в какой-то мере и из-за хороших личных отношений между Плахотнюком и Петром Порошенко.
Продвигались мы хорошо по расследованию по поводу отмывания денег с Платоном. Это очень важно. Потому что не секрет, что Платон работает на ФСБ и на Россию. Не секрет, что Платон был рейдером номер 1 и в Украине, и в Молдове, и что он очень много плохих дел сделал и для Украины, и для Молдовы. Но в то же время он очень важная персона в этих схемах. И поэтому расследование и решение суда очень важны. Без помощи украинских спецслужбы мы не смогли бы продвинуться».
«А говоря о другой спецоперации - предотвращении покушения на Плахотнюка — это совместная работа спецслужб. Эти 5 или 6 человек — они получили уже по 15-17 лет тюрьмы. Приговоры уже есть. И это не только операция между спецслужбами Украины и Молдовы, но здесь были вовлечены и другие спецслужбы».
О статусе русского языка
«Новое поколение всё меньше и меньше разговаривает на русском языке и меньше и меньше смотрит русское телевидение. Потому что время всё расставит по своим местам. А закон тот, который Конституционный суд решил, что он уже старый и нефункциональный — он был принять ещё при Советском Союзе, до Конституции. Время меняется, люди меняются. Русский язык у нас остаётся языком, которым пользуются и гагаузы, и русскоговорящие — россияне, чехи, болгары и так далее.
В государственных учреждениях румынский язык — самый главный, это официальный язык».
О пропаганде и госизмене
«Мы приняли закон в декабре о борьбе с пропагандой. Мы запретили не российские каналы, а их информационные и аналитические программы. То есть люди смотрят фильмы и концерты, а политического контента нет. Вот уже 2 раза Координационный совет по аудиовизуалу выписал большие штрафы двум каналам. Первый — потому что показывали всю речь и презентацию Путина в марте с ракетами. А второй пример случился на днях — оштрафовали канал за то, что показывали весь парад в День победы в Москве на Красной площади. Не как новость, а весь парад. Наш координационный совет сказал: это пропаганда».
«Мы думаем о том, что будет время и контекст для того, чтобы начать расследование [дела о госизмене] в парламенте. … Может быть, мы его (президента Игоря Додона) отстраним, но это можно на время, на 30 дней. После 30 дней мы должны организовать референдум. А его позиция — ещё довольно высокая по популярности. Поэтому ждём ещё, чтобы он чуть-чуть подвинулся. Начнём большое расследование. Потому что, кстати, он полетел месяц назад на самолёте, на чартерном рейсе, оплачиваемом российскими бизнесменами, в Санкт-Петербург. А это уже влияет на его репутацию. Поэтому мы думаем о том, чтобы начать расследование в парламенте».
Если вы хотите продолжить получать честную и объективную информацию на русском и румынском языках, поддержите «СП» финансово на Patreon!
Помогите нам создавать контент, который объективно информирует и способствует положительным изменениям в Молдове. Поддерживая нашу независимость, вы помогаете развитию честной и качественной журналистики в стране.
Кроме того, что вы поможете нам, вы получите приятные бонусы в виде просмотра нашего сайта без надоедливой рекламы, а также подарков с логотипом «СП»: сумок, кружек, футболок и не только.