- Сегодня Представляем
Редкое хобби: бельчанин воссоздаёт артефакты древних цивилизаций
Бельчанин Игорь Гортолум изготавливает точные копии артефактов древней трипольской цивилизации. Журналист «СП» встретился с мастером и попытался выведать у него тонкости такого редкого ремесла.
«Артефактами увлёкся несколько лет назад»
В детстве Игорь Гортолум был учеником художественной школы, но по её окончании художником не стал. К нынешнему занятию — реконструкции исторических артефактов — он пришёл вместе с увлечением археологией.
«Мой хороший друг, которого я могу смело называть моим учителем, Ефим Яковлевич Вайштейн занимался раскопками вместе со многими известными археологами. Он мне показывал различные предметы, найденные на стоянках первобытного человека. Я до сих пор езжу по таким местам, собираю предметы, черпаю в них вдохновение для моих работ.
Взять хоть эти каменные топоры. У меня есть настоящие топоры, принадлежащие людям трипольской культуры. К слову, у меня очень большая коллекция таких топоров, кремниевых наконечников для стрел, инструментов, керамики. Смотря на них, я стараюсь повторить то, что делали древние люди.
Поиском артефактов я начал заниматься шесть лет назад, а спустя четыре года начал изготавливать их как можно более достоверные копии. Можно сказать, что у меня развилась маниакальная тяга к этим камням, к этой керамике: я готов днями и ночами копать, находить что-то новое», — рассказывает собеседник.
Глиняный кувшин — копия изделия трипольской культуры.
«Современными инструментами почти не пользуюсь»
Как утверждает мастер, в своей работе он практически не использует современные инструменты — с камнями и керамикой он старается работать так же, как это делали трипольцы за четыре тысячелетия до нашей эры.
«Материалы для изготовления копий артефактов нахожу на стоянках [древних людей]. Собираю камни, которых в других местах у нас не найти, и делаю из них топоры, клинки и т. д. Не исключено, что живущие тогда люди попросту кидались этими камнями друг в друга во время междоусобиц.
Керамику делаю вручную, без гончарного круга. Глину беру из ям, расположенных рядом с трипольской стоянкой рядом с городским озером. Не знаю, может, они и в те времена брали оттуда глину, но сам цвет керамики после обжига получается таким же, как и у той, что находится при раскопках, что указывает на одинаковый состав используемого сырья. К слову, обжигаю я в печке на улице, растапливаемой дровами, то есть делаю в точности так, как делали они», — говорит мастер.
Бельцкий мастер изготавливает не только посуду, но и копии доисторических каменных орудий.
Иногда в состав смеси, из которой Игорь делает копии доисторических горшков, попадают и части настоящих трипольских сосудов, найденные на местах стоянок.
«Чтобы сделать один такой сосуд, я замачиваю глину, добавляю шамот (огнеупорный компонент), который может быть песком, толчёными ракушками. Иногда использую даже крошку из битых черепков древней посуды. Я их перемалываю, смешиваю с глиной и руками формирую посуду. Практически во всех моих горшках есть такой древний ингредиент.
Далее, по мере того как стенки сосуда поднимаются, обрабатываю его кремневым скребком — таким же, как 6 тысяч лет назад. Трипольские узоры, которые я вырезаю на посуде после обжига, также сделаны кремневым ножом. Стараюсь в точности соблюдать оригинальные технологии».
Фигурка быка повторяет найденную на одной из трипольских стоянок.
На изготовление копии одного каменного топора у мастера уходит около месяца.
«Подбираю подходящий камень, беру другой камень, песок и шлифую для придания нужной формы. Далее помещаю камень под воду и натираю его до блеска. Это очень сложная работа, поэтому и топоров у меня мало. Современными инструментами такой достоверности добиться невозможно», — считает Игорь Гортолум.
По его словам, даже некоторые специалисты в истории и археологии думают, видя перед собой его работы, что это подлинные предметы трипольской культуры и спрашивают, где он их откопал. На ответ, что изготовил сам, они лишь недоверчиво качают головой.
«Работы разъезжаются по миру»
Изготовленные энтузиастом копии исторических предметов оседают как в его личной коллекции, так и в коллекциях молдавских музеев — бельцком Музее истории и этнографии, а также в некоторых частных музеях в Кишинёве.
Есть они и в этно-культурном комплексе «Vatra», расположенном в 30 км от Кишинева, где проводятся Средневековые фестивали. Сделаны копии по заказу директора комплекса.
Ценители искусства могут увидеть их и на различных выставках, организованных по всей стране. На выставки, однако, как утверждает собеседник, попасть бывает не так уж и легко. «Нас приглашают на все выставки, а вот транспорт не предоставляют, хотя по закону примария должна выделять народным мастерам транспорт. Нанимать машину из своего кармана — это очень дорого».
Значительную часть своих изделий Игорь Гортолум дарит друзьям и знакомым, живущим за рубежом.
«Моих первых работ уже и нет в Молдове: одни уехали в США, другие — в Израиль. Друзья приехали, им понравилось, и я им их подарил. С продажами у меня "напряжёнка" — не понимают люди этого. В Румынии, насколько я знаю, этим очень интересуются, они просто болеют трипольской (кукутенской) культурой, тогда как у нас в этом плане всё тихо — людям это неинтересно».
«Большая мечта — сделать большой горшок»
Мечты Игоря Гортолума также связаны с его творчеством. Самая большая из них — изготовить большой сосуд, подобный тем, в которых трипольские земледельцы хранили зерно.
«Моя большая мечта — сделать большой горшок-зерновик, метра в полтора высотой. Хочу сделать его руками, хотя есть предположение, что они уже делали их на примитивных гончарных кругах. На некоторых найденных образцах трипольской керамики явно различаются ровные слеты, которые невозможно оставить при обычной ручной лепке. Скорее всего, вручную они делали только маленькие сосуды, тогда как для больших применялись новые на тот момент технологии».
Справка-Пояснение
Трипо́льская культура, иначе культура Кукуте́нь или кукутень-трипольская культура — энеолитическая (медно-каменный век) археологическая культура, распространённая в VI–III тыс. до н. э. в Дунайско-Днепровском междуречье. Наибольший её расцвет пришёлся на период между 5500 и 2750 гг. до нашей эры.
Трипольская культура была распространена в эпоху энеолита на территории правобережной Украины, в Молдавии, в восточной Румынии (Кукутень), а также в Венгрии.
Орудия труда и оружие представители культуры изготавливали из костей животных, кремня и камня, иногда из меди, существуют свидетельства торговли заготовками из кремня.
Высокого уровня достигло гончарное ремесло. Трипольская керамика занимала одно из видных мест в Европе того времени по совершенству выделки и росписи.
Сергей Паскарь
Фото: Яков Гасан
Материал опубликован в № 3 (1209) «СП» от 24.01.2018.
Если вы хотите продолжить получать честную и объективную информацию на русском и румынском языках, поддержите «СП» финансово на Patreon!
Помогите нам создавать контент, который объективно информирует и способствует положительным изменениям в Молдове. Поддерживая нашу независимость, вы помогаете развитию честной и качественной журналистики в стране.
Кроме того, что вы поможете нам, вы получите приятные бонусы в виде просмотра нашего сайта без надоедливой рекламы, а также подарков с логотипом «СП»: сумок, кружек, футболок и не только.